Электронное судопроизводство постепенно набирает ход. Уточняется порядок, меняется законодательство. Граждане уже имеют возможность представлять документы в электронном виде посредством регистрации в «личных кабинетах» систем. Соответствующие регламентирующие документы были утверждены Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в 2013 г. и несколько дней назад Президиумом Верховного Суда РФ. Таким образом, начальный этап — подача документов (и пока только он) — предполагает электронный формат.

Учитывая изменения в законодательстве, следующий этап, вероятно, будет направлен на урегулирование взаимодействия заинтересованных ведомственных структур.

Федеральный закон 307-ФЗ от 14.10.2014 г. внес изменения в 229-ФЗ от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве» (ст. 13 п. 4, ст. 14. п. 2.1). Теперь исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, может быть направлен в форме электронного документа, и в этом случае он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов. Оно также может быть направлено адресату в форме электронного документа, подписанного УКЭП судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи.

Очевидно, что российское «электронное правосудие» регламентировано однобоко, порядок получения данных постановлений адресатом требует дальнейшего тщательного регулирования, потому как для граждан вопрос получения документов остается открытым. Возрастающее число «личных кабинетов» пользователя вкупе с указанием портала госуслуг, а также отсылкой к правилам оказания услуг почтовой связи, которые еще не предусматривают сервисов для документов в электронном формате, вызывает больше вопросов, чем вносят ясность. Да, и бумажный формат судебных документов продолжит циркулировать в параллель с электронным.

«Основная идея не в том, чтобы отказаться от бумаги в судопроизводстве, а в том, чтобы можно было получать решения судов в электронном виде. То есть, опять решаем „старую как мир“ задачу получения электронного формата документа удаленно. Причем, как передать самому гражданину такой документ никто не знает, да и никому это особо и не нужно. Поэтому бумажный документооборот остается, и на каждое решение нужна печать и подпись. С другой стороны, госструктурам необходимо быстро отвечать на запросы ведомств. К примеру, Службе судебных приставов быстро получить исполнительный лист о взыскании с юридического или физического лица. Фискальным органам — информацию по взысканиям и судебным процессам. Таким образом, эти самые другие органы действительно очень заинтересованы в том, чтобы не ждать почтовые извещения, а сразу получить все, что нужно», — полагает Павел Плотников, директор по развитию «СтройАтомПроекта».

Волне понятно, что оформление исполнительных листов в электронном виде потребует соответствующего технического оснащения для всех взаимодействующих сторон. Не так давно была озвучена примерная стоимость организации обмена электронными исполнительными документами. По данным Судебного департамента при Верховном Суде, общий объем дополнительного финансирования работ и оборудования для организации взаимодействия государственной автоматизированной системы «Правосудие» с автоматизированной информационной системой Федеральной службы судебных приставов может составить 198,8 млн. руб.

«Вся информатизация на означенную сумму сводится к интересам фискальных и контролирующих органов, и цель не в облегчении получения госуслуг, а в банальной задаче усилить контроль и ускорить работу по исполнительным производствам», — считает г-н Плотников.

Версия для печати