В нашей стране государство уже давно играет важную роль в области автоматизации документооборота, выступая в двух ипостасях: с одной стороны в качестве заказчика, а с другой — в роли регулятора рынка, тем самым способствуя переходу бизнеса и госструктур на электронные рельсы.

Но на этом пути остается еще немало проблем и задач. О некоторых последних инициативах государства, направленных на их решение, шла речь на сентябрьской конференции Russian Enterprise Content Summit (RECS) 2016, организованной еженедельником PC Week.

На пути к единой информационной среде

Информатизация госуправления привела к тому, что у государственных органов скопилось огромное количество информации о гражданах и объектах. Однако эти информационные ресурсы остаются разрозненными и слабо связанными между собой. При этом каждая госорганизация использует свой формат, что затрудняет обмен данными, а также негативно отражается на их достоверности и качестве, т. к. информация об одном и том же объекте дублируется в разных системах, и в результате объемы данных растут, а ошибки множатся.

Для решения этой проблемы в июне этого года было принято постановление правительства РФ № 487 о создании в нашей стране «Единой информационной среды». Над этим сейчас работает Федеральное казначейство РФ.

Предполагается, что реализация этого постановления позволит решить две ключевые задачи: во-первых, данные в государственных ИС (ГИС) будут актуальны, достоверны и связаны между собой, а во-вторых, в любой момент времени они будут доступны всем госорганам.

«Работа предстоит большая», — считает Дмитрий Коновалов, заместитель начальника управления систематизации и классификации информации в социально-экономической области Казначейства РФ. Прежде всего нужно определить, где формируется каждый эталонный набор данных, ведь сейчас нет эталона даже для ФИО. Концепция Казначейства состоит в том, что эталонными будут считаться данные, сформированные в базовых ресурсах первично (для ФИО это ЗАГС), а дублирующими — их дополнительные правовые статусы, например, в ФМС — ФИО гражданина, в ФНС — ФИО гендиректора и т. д.

В результате обмен данными между ГИС должен существенно упроститься за счет исключения всех дублирующих данных. «В обмене останутся только эталонные данные, т. е. ФИО нужно будет брать только из ЗАГС, а не из ЕГРЮЛ, Росреестра и т. д.», — пояснил Дмитрий Коновалов.

При этом вместо дублирующих данных будут использоваться только идентификаторы, присвоенные им в соответствующих информационных ресурсах. Эти идентификаторы будут связаны в единой информационной среде ГИС. «Поддерживать актуальность связей идентификаторов существенно проще, чем всего массива данных, но этого достаточно для обеспечения актуальности и достоверности самих данных в ГИС, — считает Дмитрий Коновалов. — И к тому же не нужно будет централизовано хранить все данные. Это дорого и небезопасно. Достаточно хранить только идентификаторы и связи, а сама информация будет находиться в базах данных, которые формируются госорганами в соответствии с их полномочиями. Причем каждый госорган может получить нужную информацию на основе единой модели данных».

Реализация «Единой информационной среды» рассчитана на три года. Уже запущены три проекта: первый связан с разработкой ПО для этой ГИС, второй — с формированием модели данных всех информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, а третий касается приведения нормативно-правовых актов об информационных ресурсах в соответствие с вышеупомянутым постановлением правительства.

Планируется, что ГИС начнет работать с 1 января 2019 г. и будет контролироваться Минфином, Минэкономразвития и Федеральным казначейством. С этого времени утратят силу постановление правительства о базовых государственных информационных ресурсах и изменения в него, а все госорганы будут выпускать данные в соответствие с постановлением № 487.

И тогда, выразил надежду Дмитрий Коновалов, удастся справиться с проблемой достоверности и актуальности информации в государственных реестрах и регистрах, оптимизировать обмен данными, сократить затраты на ИТ и к тому же создать Big Data — огромный информационный ресурс для аналитики.

Время покажет, получится ли решить все эти задачи за счет создания еще одной глобальной государственной информационной системы.

ФНС об устранении препятствий на пути к ЭДО

Когда в начале 2000-х Федеральная налоговая служба России начала принимать налоговую отчетность в электронном виде, ее примеру последовали другие госорганы, и это дало толчок для развития межорганизационного электронного документооборота (ЭДО) в нашей стране. В прошлом году доля передаваемых в ФНС налоговых показателей в электронном виде достигла 91,7%, а в этом году ожидается 93%.

Однако, несмотря на такие достижения, еще остается ряд причин, затрудняющих массовое распространение ЭДО. В качестве таких причин Денис Жихарев, консультант отдела интернет-проектов Управления информационных технологий ФНС, перечислил увеличение количества формализованных документов, отсутствие возможности направления документов любому контрагенту невзирая на то, у какого оператора ЭДО он обслуживается, и вопрос хранения юридически значимых электронных документов.

В связи с этим при поддержке Агентства стратегических инициатив, а также на основе предложений и требований бизнес-сообщества был сформирован план мероприятий по совершенствованию налогового администрирования, который затем был утвержден ведомственными приказами. В соответствии с этим планом были подготовлены форматы электронных документов для передачи товаров и результатов услуг при торговых операциях, счетов-фактур и т. д.

Кроме того ФНС провела работы по представлению неформализованных документов, утвердив за последнее время более 40 форм таких документов

И наконец, план совершенствования налогового администрирования содержит требования по организации взаимодействия контрагентов, т. е. роуминга. «На этом сильно настаивал бизнес, и в этом году мы начали работу в данном направлении», — сказал Денис Жихарев.

В результате были внесены изменения в существующие нормативные документы, регулирующие порядок предоставления счетов-фактур в электронной форме, и теперь операторы ЭДО обязаны давать организациям возможность взаимодействия с любым контрагентом. В апреле этого года вышел соответствующий приказ ФНС, согласно которому до 1 октября операторы ЭДО должны предоставить ФНС документы, подтверждающие реализацию роуминга.

В качестве основной схемы в ФНС выбрали способ взаимодействия через роуминговый центр. "На сегодняшний день это наиболее приемлемая схема«,- сказал Денис Жихарев, добавив, что на данный момент три оператора ЭДО получили паспорта о присоединении к сети доверенных операторов, а документы ряда других операторов находятся на рассмотрении в ФНС. Предполагается, что скоро порядка десяти операторов будут удовлетворять новым требованиям.

Еще остаются вопросы, которые предстоит решить в ближайшее время. Один из них связан с хранением электронных юридически значимых документов и электронной подписи. Ведь электронный документооборот невозможно организовать без электронной подписи. Собственно говоря, ее появление и стимулировало переход на ЭДО.

Но сроки действия электронной подписи и сертификата ее ключа ограничены, поэтому пока неясно, как при длительном хранении обеспечить подтверждение того, что документ легитимен.

По словам Дениса Жихарева, существуют два способа хранения юридически значимых документов, каждый из которых имеет плюсы и минусы. Первый предусматривает автоматическое переподписание документов после окончания срока действия предыдущего ключа электронной подписи. Здесь преимуществом является простота, а недостатком то, что юридическая значимость документа подтверждается не изначальной электронной подписью.

Второй способ связан с проставлением метки времени в момент первичного подписания документа электронной подписью. В данном случае плюс состоит в том, что документ создается один раз и в любой момент может быть проверен, а минус — в необходимости специализированное ПО при подписании документа.

Успокаиваться рано

О том, что перечисленные проблемы необходимо решать, свидетельствуют данные ФНС, согласно которым, несмотря на стремительный рост популярности ЭДО, на бумаге (в сканированном виде) до сих пор передаются 10 млрд. счетов-фактур в год, а средствами юридически значимого ЭДО лишь 100 млн., т. е. 1% от общего количества.

По мнению Анатолия Миклашевича, исполнительного директора ассоциации РОСЭУ, одна из причин такой ситуации связана с тем, что операторы ЭДО, преследуя свои коммерческие интересы, сдерживали процесс роуминга.

Ведь в РОСЭУ еще в 2012-м разработали отраслевой стандарт для обмена счетами-фактурами между операторами. «Тогда мы думали, что это станет катализатором бурного развития в области такого обмена, но прошло четыре года, а особой активности не наблюдается », — посетовал Анатолий Миклашевич.

Но теперь дело, возможно, сдвинется, поскольку ФНС, заинтересованная в том, чтобы избавиться от бумаги и сканированных документов, стала продвигать идею роуминга. Сейчас уже имеются два роуминговых центра — «1С» и Ростелекома, а операторы ЭДО, как отметил выше Денис Жихарев, активно занимаются перерегистрацией в ФНС. «Таким образом процесс пошел, но пока еще не ясно, приведет ли это к бурному развитию ЭДО», — заметил Анатолий Миклашевич.

По его мнению, успокаиваться еще рано, т. к. несмотря на развитие законодательной основы для ЭДО, остается немало проблем, главной из которых является несовместимость форматов электронных документов, созданных в разных системах ЭДО: «Спасибо хоть, что унифицировано то, что относится к налогам. А остальное остается несовместимым, и как только начинается общение, системы не понимают друг друга. Нужна стандартизация форматов документов».