По мере расширения практики электронного обмена юридически значимыми документами (ЭДО) у организаций растет потребность в использовании механизмов роуминга. Типичная ситуация сегодняшнего дня: компания оценила преимущества ЭДО на примере взаимодействия с рядом своих партнеров и хочет расширить состав своих ЭДО-контрагентов. Контрагенты только «за», но выясняется, что они подключены к разным ЭДО-операторам, и оказывается, что наладить электронное общение в таком случае — проблема. Подобное положение дел в эпоху Интернета вызывает недоумение (отправляя, например, электронное письмо, никто даже не задумывается о том, к какому оператору подключен адресат), но реалии в мире отечественного ЭДО именно таковы.

Исполнительный директор Ассоциации «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг» (РОСЭУ) Анатолий Миклашевич напоминает, что к решению проблему роуминга два года назад подключился регулятор в лице Федеральной налоговой службы (в том числе, были изданы приказы Минфина, обязывающие операторов обеспечить роуминг) и национальный оператор связи «Ростелеком», объявивший о создании роумингового центра, но опыт показывает, что сколь-нибудь существенных изменений не произошло. Формально к центру «Ростелекома» подключены практически все ЭДО-операторы (сейчас их около тридцати, требование поддерживать роуминг является обязательными для получения статуса «доверенного оператора ФНС»), но реальное использование этого механизма находится на крайне незначительном уровне.

Со своей стороны РОСЭУ еще несколько лет назад предложила свою технологию «точка-точка» — роуминга на основе двусторонних договоренностей между операторами. На сегодняшний день такой механизм поддерживает 17 операторов, а число «пар» — 51. При этом попытки создать универсальное средство соединения любой пары операторов пока не увенчались успехом, на практике каждый раз это отдельный ИТ-проект.

На вопрос, почему внедрение ЭДО-роуминга идет так тяжело, эксперты не дают однозначного ответа. В числе причин называют недостаточная настойчивость регулятора, незаинтересованность операторов в таком взаимодействии, невысокий спрос организаций на такую услугу. Хотя некоторые наблюдатели считают, что ключевой причиной тут является предложенная регулятором базовая ЭДО-схема, изначально ориентированная на работу с одним оператором и крайне неудобная для поддержки мультиоператорного режима. Так или иначе, на фоне роста общего объема документов, передаваемых в режиме роуминга, доля роуминга в ЭДО снижается: с 5% в 2016 г. до 4% в 2017-м.

В целом рынок ЭДО растет почти двукратно ежегодно, но эти казалось бы впечатляющие темпы существенно ниже тех, что прогнозировались аналитиками. Так, три года назад J’son & Partners Consulting предсказывала рост с 2015 по 2018 гг. доли ЭДО в общем объеме передаваемых между контрагентами документов с 2 до 22%, а по факту в 2017-м оказалось лишь 4,4% (остальное передается на традиционных бумажных носителях). Однозначного мнения относительно причин этого отставания нет, но некоторые специалисты винят неэффективный роуминг.

О реальной ситуации в отрасли можно судить на примере оператора Synerdocs. Его руководитель Иван Агапов сообщил, что у компании есть парные соглашения с семью ведущими операторами, именно через этот механизм идет основной трафик роуминга. С другими операторами, когда возникают разовые потребности в роуминге, используется центр «Ростелекома». Около 30% клиентов компании проходят как «роуминговые», но доля документов, передаваемых ими в режиме роуминга, небольшая — около 6% (что примерно соответствует среднеотраслевой оценке РОСЭУ).

Иван Агапов подчеркнул, что услуга роуминга, как правило, уже входит в стоимость базовых тарифов, поэтому ее использование обычно не приводит к дополнительным затратам. Но в то же время, когда у клиента возникает начальная потребность в роуминге, при решении этой задачи порой возникают «стартовые» проблемы. Он привел список характерных трудностей и возможных вариантов их преодоления:

  • Ручная настройка роуминга для пар абонентов занимает около одной рабочей недели. Решение этой задачи видится в реализации средства автоматизация настройки, без участия оператора.
  • Нежелание операторов использовать роуминг и сопротивление с их стороны под самыми разными предлогами. Здесь может помочь давление со стороны ФНС, которая выпустила письмо «О недопустимости затягивания настройки роуминга счетов-фактур между ДОЭД».
  • В ритейле зачастую возникают задачи взаимодействия систем EDI и ЭДО, когда нужно передавать данные между разными сервисами в цепочке документов от заказа до счетов-фактур. В принципе эта проблема вполне решаема, но тут требуются более существенные затраты, которые окупаются только при наличии достаточно интенсивного взаимодействия контрагентов. Для небольших объемов, наверное, проще не использовать роуминг.
  • Если в сервисе оператора есть какие-то специфические особенности (например, какие-то специальные форматы данных), то они не будут поддерживаться в стандартном варианте роуминга. Решением для клиента может быть или отказ от использования таких функций, или доработка в каждом конкретном случае механизм роуминга через РОСЭУ.
Однако кроме перечисленных реальных проблем есть еще одно препятствие на пути ЭДО-роуминга — бытующие на рынке мифы, в которые верят еще довольно многие организации. Первый из них базируется на мнении о том, что роуминг в этой сфере вообще не работает, а второй — что если и работает, то с возможной потерей данных при их передаче. Иван Агапов заверил, что оба этих тезиса не соответствуют действительности, и доказательством этому является уже достаточно большая практика применения роуминга. Он выразил уверенность, что по мере увеличение доли ЭДО в межорганизационном документообороте на рынке будет расти спрос на роуминг, и под давлением этого спроса роуминг станет обычной общедоступной функцией в сервисах всех ЭДО-операторов.