Главной темой состоявшейся в Москве в первый день октября конференции Russia Open Source Summit стало обсуждение «Стратегии развития программного обеспечения с открытым кодом в России до 2024 года». О намерении подготовки этого документа было объявлено в начале июня на Петербургском международном экономическом форуме, и как раз незадолго незадолго до начала октябрьского саммита был опубликован его проект, подготовленный инициативной группой представителей отечественной ИТ-отрасли при участии Минцифры.

Вопрос о необходимости выработки некоторой государственной политики в отношении открытого ПО (разумеется, в плане предоставления ему определенных преференций по сравнению с проприетарным софтом) был в явном виде поставлен еще в 2007 г. в виде предложения создания российской национальной ОС на базе Linux. Идея такого проекта не получила своего развития, но правительство спустя некоторое время определилось с курсом на приоритетную поддержку Open Source: 17 декабря 2010 г. премьер-министр В. В. Путин подписал Распоряжение Правительства РФ № 2299-Р об утверждении плана перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного ПО. Однако позитивные надежды СПО-сообщества тогда не осуществились: довольно быстро о существовании этого плана перестали говорить, и наблюдатели вспоминают о нем лишь как о несбывшейся идее.

Еще через четыре года вопрос об информационно-технологической независимости был поставлен более решительно, но для его решения была выбрана стратегия импортозамещения (зарубежного ПО на российское), в которую модель Open Source не очень вписывалась: хоть ПО было и свободным, но все же не очень отечественным. Проблемы с широким использованием СПО были и на уровне законодательной базы: например, хотя в Гражданском кодексе РФ и появилось понятие «свободная лицензия», но оно все же не в полном мере соответствовало международным нормам.

В предложенном сейчас проекте Стратегии предлагается реализовать большой набор мер по приданию всему направлению разработки и использования открытого ПО статус государственной политики: от закрепления открытых ИТ-стандартов в нормативных документах и подготовки соответствующих кадров до поддержки отдельных команд программистов и предоставления льготных режимов внедрения такого софта в бюджетные организации и государственные коммерческие компании.

Одним из ключевых пунктов Стратегии является создание национального репозитория открытого ПО, в который предлагается включать весь софт, создаваемый за бюджетные средства и в рамках госзаказа, кроме ПО, которому присвоен гриф секретности. (Надо сказать, что ровно для сбора «бюджетного программного кода» еще несколько лет назад был создан Фонд алгоритмов и программ, но, по оценкам наблюдателей, фактически эта структура оказалась мертворожденной). При этом в документе подчеркивается, что ставка на приоритетное развитие СПО должна позволить усилить позиции России на мировом ИТ-рынке и сделать нашу страну более привлекательной для зарубежных инвестиций, что в том числе важно в плане предотвращения оттока ИТ-кадров за рубеж. Оценка эффективности реализации Стратегии должна регулярно проводиться на основе некоторой системы показателей.

Практическая реализация Стратегии должно осуществляться российским правительством (судя по всему, в лице Минцифры) через созданную для этих целей некоммерческую организацию, в которую войдут компании-разработчики и ведущие эксперты в области СПО. Финансовое обеспечение реализации всех мероприятий и действий, по замыслу авторов документа, будет выполняться за счет средств бюджетной системы РФ, а также других источников, включая средства институтов развития, государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием, а также частных инвестиций.

Однако, как можно было понять из выступления на пленарной дискуссии саммита замглавы Минцифры Максима Паршина, четкого понимания необходимости такого плотного участия правительства в поддержке направления Open Source пока нет, это должно быть пока, скорее, вопросом для обсуждения. «Мы должны очень аккуратно изучить возможности использования каких-либо регулирующих действий в отношении разного рода ИТ-сообществ, тем более, когда речь идет о сообществе Open Source, которое изначально позиционировало себя как даже не просто независимое, но даже в какой-то степени противопоставляющее себя государству», — отметил он.

Подчеркнув, что он хотел бы сейчас высказаться в предварительном порядке, скорее как частное лицо, а не от имени министерства, замминистра сказал, что видит пять основных ролей государства по отношению к Open Source: крупнейший потребитель ПО, контрибутора программного кода (создаваемого за бюджетные средства), спонсора открытых проектов, деловой партнер со своими техническими и кадровыми ресурсами (в том числе для создания и поддержки репозитория СПО), а также, конечно же, регулятор рынка, в первую очередь в формате создания нормативных документов, которые должны обеспечивать реализацию Стратегии.

«В результате реализации Стратегии мы должны изменить финансовые потоки оплаты заказчиками ИТ-услуг: деньги должны не уходить в основном за рубеж при покупке западного проприетарного ПО, а оставаться внутри страны, идти отечественными разработчикам, способствуя их развитию. Именно на базе Open Source, в той или иной мере, создано большинство продуктов, находящихся сегодня в Реестре отечественного ПО», — отметил руководитель Центра компетенции по ИТ-импортозамещению Илья Массух.

Министр по ИТ города Москвы Эдуард Лысенко, напомнив, что столица является не только потребителем ИТ, но и разработчиком ПО, сказал, что город уже давно делает основную ставку на использование СПО в своих системах и готов делиться своими наработками с другими регионами. Но при этом вопрос о том, насколько вариант использования единого национального репозитория СПО подходит для Москвы, остался открытым.

Основная идея любой современной разработки — максимальное использование уже существующих наработок. «Если вы создаете ПО с нуля, то будете всегда в роли отстающих, догнать и обойти лидеров вряд ли получится. Модель Open Source как раз дается возможность даже начинающим компаниям „выстрелить“ и резко уйти вперед», — высказав это тезис, генеральный директор Postgres Professional Олег Бартунов привел пример созданной в довольно сжатые сроки его компанией СУБД, которая в последние году успешно конкурирует в России с мировыми лидерами.

«„Яндекс“ давно является одним из крупнейший потребителем и разработчиком открытого ПО не только в России, но и в мире, — заявил руководитель „Яндекс Облако“ Алексей Башкеев. — Мы активно участвуем в различных проектах, сотрудничаем с разными репозиториями. Но нам не хватает обмена знаниями внутри сообщества. Мы надеемся, что реализация российской стратегии поможет улучшить состояние этого вопроса как внутри страны, так и за ее пределами». Он также обратил внимание на то, что довести созданный программный код до уровня, необходимого для его размещения в общедоступный репозиторий, — это не очень простая задача, требующая серьезных дополнительных усилий. Государственная поддержка может быть полезной и в этом направлении.

По мнению венчурного инвестора Александра Галицкого, эффективность Стратегии будет в решающей степени зависеть от того, насколько в ней будет заинтересован и примет участие бизнес, успешные деловые результаты (в виде доходов и прибыли) могут быть получены только, если проекты будут нацелены на мировой рынок: «Эта история будет интересной, если она станет международной».

Доля Open Source в российской софтверной отрасли быстро растет, эта модель завоевала доверие среди крупных корпоративных клиентов, и сейчас нужно трансформировать эти достижения в виде активного выхода российских разработчиков на мировой рынок. И вот тут как раз модель открытого ПО является наиболее подходящей, поскольку она изначально не признает национальных границ и наиболее устойчива к разного рода санкциям. Высказав эти соображения, основатель холдинга «ГС-Инвест» Сергей Мацоцкий отметил также особую роль государства в нашей стране: «Мы всегда воспринимаем государство как лидера, который должен указать нам путь и уберет препятствия на этом пути, в частности, в плане соответствующей коррекции законодательства, в сфере госзакупок, которая сегодня не очень способствует более широкому использованию открытого ПО».

Если наша страна хочет занять достойное место в современном ИТ-мире, она должна не только пользоваться уже созданными кем-то технологиях, но и создавать собственные, причем не для внутреннего потребления, но для всего мира. Это в полной мере относится и к направлению Open Source, где Россия пока выступает больше в роли потребителя. Сказав об этом, председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов обратил внимание на определенные расхождениях в понятиях «открытые» и «свободные» лицензии и сказал о необходимости уточнить соответствующие формулировки в тексте Стратегии.

«Хотя доля использования Open Source в России быстро растет, примеров успешного бизнеса по разработке открытого ПО пока очень мало, много меньше, чем на Западе. По-видимому, одной из целей Стратегии должно стать как раз изменение данной ситуации, создание благоприятных условий для предпринимательских инициатив», — отметил заместитель директора департамента ИТ банка ВТБ Михаил Хасин.

Идеи Open Source в свое время родились в научно-образовательной среде, и сегодня ее роль для развития данного направления крайне велика. Понимание данного факта отражено в Стратегии, но важно, чтобы эти аспекты взаимодействия бизнеса и государства с университетским сообществом не ушли потом на задний план, сказал руководитель ассоциации РУССОФТ Валентин Макаров. По его мнению, в обсуждаемом документе очень верно сделана ставка на вариант частно-государственного партнерства в виде создания независимой некоммерческой ассоциации: «Эта модель доказала свою эффективность в России за последние двадцать лет, но, наверное, нам нужно идти дальше в этом направлении, переходя от национального уровня сотрудничества к международному».