Если раньше, говоря о развитии электронного документооборота в России, эксперты традиционно сетовали по поводу отставания регулятора от потребностей и возможностей рынка, то в последние годы чаще говорят о том, что законодательные требования все чаще начинают стимулировать внедрение цифровых новшеств, однако на практике это порой оказывается непростым делом. Об одной из таких актуальных тем — внедрению машиночитаемых доверенностей (МЧД) — шла речь на недавнем Russian Enterprise Content Summit 2022 (RECS’2022).

Президент ассоциации РОСЭУ Юрий Малинин напомнил, что МЧД — это не бумажный документ, предназначенный для оцифровки, а изначально электронный XML-файл с информацией о доверителе, уполномоченном лице и его полномочиях, и такой документ, наверное, было бы правильней называть «цифровой доверенностью». Поначалу планировалось его повсеместное внедрение с 1 января 2022 г., однако нововведение решили отложить на год, а до того времени наступил переходный период, когда можно применять и старые, и новые правила.

Однако проводимые РОСЭУ исследования показывают слабую готовность рынка к широкому использованию МЧД, во многом из-за недостаточной проработки нормативно-правовой базы. Так проведенный в начале сентября опрос показал, что около половины опрошенных организаций (49%) не начали работу по подготовке внедрения МЧД, о своей полной готовности сообщили лишь 4%. Именно поэтому еще в июле РОСЭУ совместно с рядом других ИТ-ассоциаций и ИТ-компаний направила в правительство предложения по продлению переходного срока и разработке дорожной карты мероприятий, необходимых для полного перехода на МЧД. Несмотря на то, что в своем отчете Минцифры сообщило, что принятие дополнительных нормативных правовых актов для МЧД не требуется, так как проект изменений о переносе переходного периода подготовлен, а план-график исполнен в полном объеме, Правительство согласилось с мнением отрасли и продлило переходный период до 1 сентября 2023 г.

Что касается возможных сценариев предоставления МЧД, то опрос РОСЭУ показал, что более четверти опрошенных компаний (27%) планирует размещать МЧД в ИС оператора ЭДО, а 23% хотят воспользоваться блокчейн-платформой ФНС. Однако, по мнению участников РОСЭУ (90% членов), оптимальным
сценарием передачи МЧД является именно блокчейн-технология ФНС с использование распределенного реестра, который помогает оперативно уведомлять всех участников блокчейна об изменении статуса МЧД и не прикладывать ее к каждому документу. При этом плюсом является и то, что информационные системы ФНС не только позволяют проверять полномочия подписанта, но и предоставляют сеть передачи данных для пользователей.