Президент России Дмитрий Медведев утвердил “План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года”. Помимо всего прочего в нем говорится и о внедрении свободного программного обеспечения (СПО) в систему образования. Причем не абстрактно (мол, нужное это дело, и всё тут), а с указанием конкретных показателей и ответственных лиц.

В документе сказано, что к концу 2010 г. 25% общеобразовательных учреждений каждого региона РФ должны использовать ПСПО (пакет свободного программного обеспечения) не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров. К концу 2011 г. доля таких школ должна превысить 35%. Ответственными за достижение данных показателей назначены Минобрнауки России и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Это решение создает ряд проблем как для органов местной власти, так и для компании Microsoft, которая не желает уступить СПО-бизнесу свои довольно прочные на сегодняшний день позиции в системе школьного образования. Их рассмотрению и посвящена эта статья.

Возможно, Microsoft с учетом вышеприведенных цифр придется пересмотреть свои коммерческие предложения учебным заведениям. Минимальные финансовые затраты при этом таковы: неделимый базовый пакет ПО (сама ОС, офисные приложения и лицензии для клиентского доступа к серверным продуктам) для школ будет стоить всего 8 долл. за одно рабочее место. Но подобные условия имеют силу только в случае покупки лицензий на все школьные компьютеры региона.

Совершенно очевидно, что это условие может быть выполнено только в одном случае — если на тех самых 50% машин в 25% (а через год — в 35%) школ будут установлены две системы. Технически это возможно, и “буква плана” формально будет выполнена.

Однако, “установить” и “использовать” — не одно и то же. Конечно, на практике проверить школы на предмет очковтирательства будет непросто, тем не менее некоторый риск такой проверки есть. И не факт, что учебные заведения на него пойдут, ведь наверняка им придется писать отчеты о том, как именно у них применяется СПО.

Microsoft может скорректировать требование с учетом государственной политики. Например, сохранить предложенные цены, если лицензии закупаются хотя бы на половину всех школьных компьютеров региона. Однако пока от имени российского офиса компании никаких заявлений на этот счет не публиковалось.

Допустим, их не будет и в дальнейшем. Тогда в непростой ситуации оказываются ответственные лица в регионах. Вряд ли возможно в столь сжатые сроки полностью перевести школы на СПО. Тем более, что для решения некоторых задач (особенно административно-управленческих) пока можно использовать только проприетарные продукты, не имеющие свободных аналогов.

Строго говоря, в рамках пилотного внедрения ПСПО устанавливался только в кабинетах информатики. Заместитель генерального директора компании “Альт Линукс” (а именно эта фирма выполнила львиную долю работ в рамках пилотного проекта) Алексей Новодворский писал в ЖЖ-блоге ru_foss: “Опросы показывают, что полностью отказаться от Windows образовательные учреждения не готовы”. По его мнению, Linux вполне заменяет Windows на уроках информатики. Однако в ближайшей перспективе эта ОС не заменит Windows в административной деятельности школы и по состоянию на сегодняшний день не может служит альтернативой для учителей-предметников, использующих многочисленные обучающие программы.

Иными словами, перевести на СПО всю школу практически невозможно. Кстати, власть это прекрасно понимает. Именно поэтому план и не требует стопроцентной миграции.

Одно “но” — с позицией Microsoft это плохо согласуется. Судя по их предложению, они не желают “ сдавать ни пяди”.

Что же делать руководителям на местах, если они хотят и утвержденный президентом страны план не нарушить (а судя по выступлениям Дмитрия Медведева, ответственность за такое нарушение будет повышена), и в программу Microsoft вписаться? Вариантов не много.

Первый — слегка подкорректировать данные инвентаризации учебных заведений. Проще говоря, обмануть Microsoft, заявив ей, что в регионе значительно меньше компьютеров, чем есть на самом деле. Причем сделать это можно внешне совершенно безобидно. Например, в конце года передать “лишние” машины другой организации. А когда лицензии будут получены, “вернуть” их обратно.

Если вспомнить, что самая крупная софтверная корпорация любит, когда пользователи перед ней заведомо виноваты, то рассчитывать на какие-то быстрые ответные меры вряд ли стоит. Проект “Первая ПОмощь” уже доказал, что Microsoft может подождать, но в конечном счете своего не упустит.

Возможно, кто-то пойдет именно таким путем. К сожалению, руководителей, мыслящих категориями “после нас хоть потоп”, у нас еще хватает. Отложенный риск они риском не считают.

Но хочется верить, что так долго выстраиваемая вертикаль власти все же заработает. И подобные горе-начальники будут вовремя отстранены от принятия решений, расплачиваться за которые придется их преемникам. Хотя особого оптимизма тут нет — достаточно вспомнить, что ни один из чиновников, ответственных за то, что в школах вообще использовался контрафактный софт, не был наказан.

О втором пути уже говорилось — установка двух систем на одну машину. По сути дела, это тот же первый способ, только в профиль. Имеет место не радикальное решение проблемы, а всего-навсего временное “затыкание дыры”. Чиновник при этом опять же рискует оказаться крайним — вдруг серьезно проверят именно его регион.

Но есть и третий путь. Алексей Новодворский в ЖЖ-блоге ru_foss пишет: “Совершенно нормальной будет закупка школой или муниципальным управлением образования бессрочной академической лицензии Windows (от 80 долл.) на то небольшое число компьютеров, где ее нет и где она пока еще реально нужна. Тем более — закупка компьютеров с OEM-лицензией Windows. На те же компьютеры ОУ (образовательные учреждения) могут закупать отечественный проприетарный софт с большими скидками. А мы предоставим им полный комплект свободных приложений для Windows”.

И это может оказаться наиболее эффективным в контексте финансовых затрат и долгосрочной перспективы решением. Исходить следует из того, что сведения о доминировании контрафактного ПО в школах сильно преувеличены. Г-н Новодворский утверждает, что в тех регионах, которые проводили оценку числа имеющихся лицензий, их оказывалось не менее 70%. Самые пессимистичные оценки других регионов — 50%.

Таким образом, часть регионов может запросто обойтись и без специального предложения Microsoft. Достаточно только провести полную ревизию обычных лицензий — вполне возможно, что их будет достаточно. В самом худшем случае придется перераспределить компьютеры между школами и кабинетами.

Например, “вдруг” выяснится, что кабинет информатики полностью оснащен машинами, поставляемыми в рамках известной президентской программы, и с лицензией на Windows там все в порядке. Хотя именно для информатики Winodws уже не нужен, что доказано пилотным проектом. Если отдать эти компьютеры (или их часть) другим предметникам, которые пока не могут обойтись без проприетарного ПО, то школе вообще ничего не придется покупать.

Разумеется, этот путь — самый трудоемкий для местных администраций. Надо проводить ревизии, придумывать планы перераспределений, если это необходимо. То есть — работать (возможно, даже иногда покидать пределы своего кабинета), а не только принимать решение о выделении денег из бюджета.

С другой стороны, никто не может поручиться, что именно выбор метода решения этой проблемы не станет тем самым пробным камнем, на котором федеральная власть решит проверить профпригодность чиновников на местах. Чтобы наконец понять, кто может руководить, а кто только “рукой водить”.

Версия для печати