Одно из главных препятствий на пути внедрения свободного ПО (СПО) — отсутствие бизнес-приложений под Linux. Частично проблема может быть решена благодаря WINE — среде для исполнения Windows-приложений в Linux. Российская компания Etersoft разработала для этой цели программу WINE@Etersoft, позволяющую пользователям Linux запускать востребованные на корпоративном рынке “1С:Предприятие”, “Консультант”, “Гарант”, КОМПАС-3D и другие бизнес-приложения.

С генеральным директором этой компании Виталием Липатовым беседует обозреватель PC Week/RE Сергей Голубев.

PC Week: Значительная часть пользователей Linux называет WINE “костылем”. Насколько велика реальная потребность в этом “костыле”? Спрос на него растет или падает?

Виталий Липатов: Сложно сказать о спросе. Если рассматривать в контексте продаж, то спрос на него постоянен. В то же время полноценный переход на Linux обычной организации, которой нужно сохранить возможность использования унаследованного ПО, невозможен без WINE. Я приведу в качестве примера бухгалтерию: как сейчас вести дела без “1С”, без программы для сдачи электронной отчётности, без банк-клиента? А все эти программы обычно есть только для Windows.

Некоторые банк-клиенты, что ещё хуже, работают только в Internet Explorer, а его запрещено использовать без лицензии на Windows. Мы начали заниматься WINE вынужденно, когда увидели, что без этого направления с мёртвой точки дело вообще не сдвинуть, и только так можно приобрести Linux-пользователей в бизнес-сегменте. Да, “костыль”. Но пройдут ещё какие-то годы, и его можно будет откинуть — когда мы увидим, что уже можно и без него. С другой стороны, дело идёт к тому, что WINE станет частью ядра Linux и всё меньше будет похож на “костыль”.

PC Week: По сути дела, Etersoft “продает байты”. Испытываете ли вы какое-то давление со стороны сообщества по поводу несоответствия этой бизнес-модели духу СПО? Что изменится, если вы сделаете свои решения свободными?

В. Л.: Etersoft продаёт даже не байты. Я вообще воспринимаю продажу софта как продажу воздуха. А если это коробочный софт — продажу воздуха в коробке.

Выбранная нами модель извлечения дохода путём продажи софта очень похожа на традиционную, в том числе и на продажу обычного товара. Это уменьшает количество вопросов, схема отношений между разработчиком и клиентом проста и привычна.

На самом деле у нас разные продукты, и некоторые из них полностью свободны. Но модель “софт свободен, а деньги зарабатываем на услугах” не работает.

Во-первых, просто потому, что никто никакие услуги покупать не будет, а сам всё поставит и запустит. Во-вторых, при интересном продукте тут же рядом появится фирма, которая будет предлагать те же услуги, только дешевле: им же не приходится основную часть дохода вкладывать в разработку.

Давления со стороны сообщества мы не испытываем. Мы достаточно много ему возвращаем (или стараемся, по крайней мере), чтобы чувствовать, что некие “социальные обязательства” мы выполняем. Хотя иногда приходят гневные письма: вы нарушаете GPL! Но мы вежливо объясняем, что лицензия у WINE — LGPL, а исходники можно получить там-то.

К тому же у нас есть WINE@Etersoft Public — свободная сборка WINE с использованием наших доработок (патчей). О ней мало кто знает, но она доступна свободно. Пытаемся пробовать зарабатывать на услугах к ней, но пока безрезультатно. Она входит, например, в дистрибутивы компании ALT Linux.

У меня вообще есть гипотеза, что деньги на разработку СПО берутся в основном из компаний, которые от этого перестают существовать. То есть — вложились в СПО, дали ему толчок, обанкротились или продались. Грубо, конечно. Но как самостоятельный механизм СПО несовместимо с бизнесом, на мой взгляд. Если поставлять СПО по госконтракту — то да, тут возможна прибыль.

Как я говорил, у нас есть полностью свободные решения (наша сборка PostgreSQL, терминальный сервер на основе NX/FreeNX, транслятор OLE-интерфейсов MS Office), но мы их точно так же продаём, несмотря на то, что их исходники доступны публично, и даже бинарные сборки мы регулярно делаем и выкладываем.

PC Week: А почему все-таки так мало бизнес-приложений, работающих в Linux?

В. Л.: У нас в Etersoft недостаточно денег, чтобы создавать продукты для какой-то предметной области. Мы бы хотели, например, сделать универсальный банк-клиент, работающий на всех платформах по стандартному протоколу. Но это непростая задача.

А если говорить за других, то разработка версии специально для Linux — это экономическая нелепица, это невыгодно. Создание многоплатформенной версии при уже сложившейся за многие годы практике разработки под Windows тоже требует больших усилий — смены инструментария, переобучения разработчиков — и дополнительных затрат. А что можно получить в ответ? Круг пользователей Linux очень узок и почти не представляет интереса в глазах маркетологов. Хотя в последние годы всё же с ним больше считаются. Одним из крупных новаторов можно считать компанию “1С”, которая выпустила серверную часть своей платформы для Linux и даже реализовала работу с нею с помощью обычного браузера из любой ОС. Так что всё возможно, но больших денег пока нет, а соответственно возможностей у разработчиков тоже.

PC Week: WINE — это возможность запуска не только бизнес-приложений, но и компьютерных игр. Есть ли в России сколько-нибудь заметная аудитория, готовая покупать сборки WINE ради того, чтобы поиграть? Можно ли вообще говорить о перспективах Linux на потребительском рынке?

В. Л.: Мы не оценивали эту аудиторию. Я знаю, что и на игровом рынке для Windows-то непростая ситуация. Думаю, что как обычно найдётся какой-то процент энтузиастов, которые будут покупать. Но платить за развлечения? Мне эта мысль непривычна.

Вообще Linux всё больше входит в дома. Люди учатся говорить слово Ubuntu и пользоваться безопасным Интернетом из Linux. Это не сложнее, думаю, чем обслуживать антивирус у себя на компьютере и бороться с последствиями своего и его ротозейства. Так, ко мне недавно подходил человек, на компьютере которого поселилась программа-блокиратор, требующая отправить СМС для продолжения работы. Диски Dr.Web и Kaspersky, предназначенные для лечения, не смогли справиться с задачей. А у человека сдача диплома на носу.

PC Week: Сейчас много говорится о необходимости помощи государства ИТ-отрасли. Вашей компании эта помощь нужна?

В. Л.: Конечно, помощь нужна. Не хватает массовости. Без некой подпитки или направленного заказа слишком долго рвётся этот круг “нет пользователей — нет программ; нет программ — нет пользователей”.

Если бы мы вкладывали больше средств в разработку, то были бы гораздо более конкурентоспособными и смогли бы не только создать платформу для выполнения программ, подобную Windows, но и даже в чём-то и перегнать.

Также мы видим необходимость в помощи государства для увеличения импортозамещения программ. Некоторые наши продукты не дотягивают до уровня, при котором могут с большим успехом применяться взамен импортного аналога.

Но механизмы помощи от государства мне видятся сейчас достаточно неэффективными. Поэтому мы стараемся всё же рассчитывать только на себя. То есть на наших клиентов, конечно, которые нам платят, — без них мы не сделали бы ничего. Мы благодарны нашим пользователям, которые терпят наши ошибки в программах и не теряют надежды на успех.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)