На апрельской конференции по свободному ПО ROSS'2013 был представлен целый спектр интересных решений на основе СПО, востребованных как в госучреждениях, так и в бизнесе. При этом речь шла об их эффективности и проблемах, возникающих на пути внедрения, о перспективах развития этого направления, когда незаменим накопленный за многие годы опыт. Нельзя не отметить, что в большинстве своем вынесенные на форум решения отличались оригинальностью и масштабностью задач.

Виртуальный когнитивный центр

Павел Фролов (ГНУ/Линуксцентр) представил концепцию организации виртуальных ситуационных центров и когнитивных центров. А в качестве значимого примера ее реализации рассказал о виртуальном когнитивном центре (ВКЦ) Института прикладной математики РАН им. М. В. Келдыша, запущенном в текущем году.

ВКЦ ИПМ создан на базе СПО как SaaS-сервис, предназначен для производства и управления знаниями и рассчитан на расширение состава субъектов, участвующих в перспективном проектировании. В нем применяются когнитивные модели и технологии. На основе ВКЦ функционирует информационно-аналитическая система (ИАС) поддержки принятия управленческих решений, с помощью которой осуществляется моделирование и стратегическое планирование; обеспечивается гармонизация взаимодействий субъектов управления; формируется система практических знаний; наконец, решаются конкретные управленческие задачи. В ВКЦ реализуются ролевое и сценарное имитационное моделирование, форсайты (foresight — предвидение, взгляд в будущее) — технологии управления будущим с интерпретацией результатов, полученных от фокус-групп (респондентов).

По словам Павла Фролова, намечено дальнейшее развитие этого направления: планируется разработка детальных шаблонов визуализации и процедур их использования для всех модулей ПО ВКЦ; проведение адаптации программных средств включения инструментария визуализации в процессы обработки информации в ходе работы ВКЦ по обработке запросов заказчиков; использование ВКЦ для управления бескризисным развитием регионов.

Типовые СПО-решения и специфика их внедрения

Иван Криковцев (“Пингвин Софтвер”), отметил, что на сегодняшний день российский рынок решений на базе СПО в основном формируется из продуктов западных вендоров. И в качестве значимых примеров он привел решения Open Source, которые издание InfoWorld в 2012 г. поставило в категорию “Лучшие":

  • Alfresco — программная платформа для управления корпоративными информационными ресурсами (ECM);
  • SugarCRM — решение для управления взаимоотношениями с клиентами путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними. Включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнерах, а также о внутренних процессах компании;
  • BonitaSoft — СПО для управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM). Среди его основных функций — моделирование, исполнение и мониторинг процессов;
  • Liferay — корпоративный портал, предназначенный для централизованного доступа к нескольким различным корпоративным приложениям в едином месте, включает основные возможности CMS (Content management system, система управления содержимым);
  • Pentaho — программная платформа для формирования отчетов, использует в качестве источника данных любые СУБД, поддерживающие интерфейс JDBC. Используется OLAP-сервер, позволяющий создавать отчеты для онлайн-анализа данных.

Г-н Криковцев отметил, что современные тенденции разработок на СПО предполагают проведение локализации и адаптации имеющихся продуктов к требованиям заказчиков.

На основе этих продуктов разработаны типовые базовые решения. Создание таких решений, пояснил Иван Криковцев, предполагает возможность сращивания функционала различных платформ и систем для получения наиболее эффективного и удобного в пользовании продукта, оптимального для решения конкретных задач. В число разработанных типовых базовых решений вошли:

  • внутренний корпоративный портал на Alfresco и Liferay;
  • система электронного документооборота на Alfresco и BonitaSoft;
  • CRM с интегрированным call-центром на SugarCRM и Asterisk;
  • система управления предприятием на Alfresco, BonitaSoft и Pentaho;
  • адаптивная CRM на SugarCRM и BonitaSoft.

Иван Криковцев поделился опытом выбора и внедрения СПО, сделав акцент на их особенностях. Критерием выбора СПО-решения может стать наличие готового функционала в базовой инсталляции продукта. Причем выбору программного продукта должно предшествовать тщательное его изучение и тестирование, сравнение с проприетарными аналогами по возможностям и стоимости внедрения. Так, при выборе СПО-продукта нужно оценить его базовые возможности и перспективы его развития (по дорожной карте), определить основные требования к доработке СПО-продукта до рабочей системы под заказчика. Необходимо также сравнить стоимость владения системы на базе СПО и проприетарного аналога за три года с учетом роста числа пользователей.

Разработка системы на платформе СПО начинается с выявления архитектурных ограничений платформы для создания конечного решения, определения требований к инфраструктуре и производительности системы. Процесс разработки такой системы на базе СПО включает ряд этапов: развертывание серверной конфигурации и тестирование нагрузки на сервере, проектирование системы с учетом базовой архитектуры платформы, доработку функциональности с учетом стандартных протоколов и сервисов платформы (API, CMIS, REST, JSR168), внесение изменений в СУБД по результатам доработкам платформы, сборку и инсталляцию дистрибутива с доработками на сервере заказчика.

Иван Криковцев привел примеры нескольких успешных проектов, реализованных за последние два года. Проект по созданию системы электронного документооборота на платформе Alfresco с компонентами делопроизводства выполнен в 2011 г. для Федерального агентства морского и речного транспорта.

Для Государственной Думы РФ в 2012 г. было разработано решение на платформе Alfresco, которое включает интеграцию с системой “Дело” компании ЭОС, Facebook и облачным сервисом 2safe.

Для Министерства сельского хозяйства РФ в 2012 г. был реализован проект системы учета сельхозтехники на платформе Alfresco. В проекте предусмотрены интеграция с ЭП-решением “Крипто-про” и обмен данными со СМЭВ.

Для Фонда содействия реформированию ЖКХ в этом году было разработано решение по объединению существующих информационных систем заказчика в рамках единой ИС на платформе Liferay .

ФТМИС как прообраз НПП?

Андрей Дюков (“КОРУС Консалтинг ИТ”) представил Федеральную типовую медицинскую информационную систему (ФТМИС) как первое решение на базе СПО, функционально охватывающее все процессы деятельности медицинских учреждений. ФТМИС базируется на Фонде алгоритмов и программ (ФАП) Минздрава и удовлетворяет требованиям, предъявляемым к медицинским информационным системам (МИС). По масштабности проекта, уровню реализации ФАП и решенным по ходу внедрения проблемам ФТМИС, пожалуй, можно считать неким отраслевым прообразом Национальной программной платформы, находящейся пока в начале своего становления.

Разработка ФТМИС стартовала в 2008 г. в рамках ФЦП “Электронная Россия (2002—2010 годы)” с бюджетом в 16,9 млн. руб. Заказчиком выступило Федеральное агентство по ИТ, а бенефициарами — Минздрав и Минкомсвязи. На следующий год был реализован пилотный проект ФТМИС для Саратовской областной детской клинической больницы, а в 2010-м разработчики приступили к формированию ФАП Минздрава.

В ходе выполнения проекта были сформулированы требования к ФТМИС, которая должна базироваться на широком использовании международных и национальных стандартов ОС, интерфейсов, открытых протоколов передачи данных и форматов данных, с преимущественной реализацией на СПО.

В 2011-м был запущен комплексный проект на ФТМИС в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачёва. При этом разработчики руководствовались известным распоряжением Правительства № 2299-р.

Созданная система автоматизирует ведение электронного расписания работы врачей, запись на прием, работу приемного отделения; учет обслуживаемых пациентов; персонифицированный учет обращений пациентов и оказанной медицинской помощи; ведение электронной медицинской карты амбулаторного и стационарного больного; получение свободных аналитических данных деятельности ЛПУ, а также предоставляет информацию об оказанных услугах для осуществления финансово-экономического учета и планирования и использует федеральные справочники: КЛАДР, ОКАТО, ОКВЭД, ОКСО, ОКИН, ОКФС, МКБ-10, номенклатуру диагностических исследований МЗСР РФ, справочник медикаментов на основе номенклатуры РЛС.

ФТМИС интегрируется с внешними региональными информационными системами: нормативно-справочной информации; учета персонифицированных данных пациентов и взаиморасчетов за оказанные медицинской услуги; регистром сотрудников учреждений здравоохранения с выгрузкой данных о медицинских работниках в соответствии с международными стандартами ISO (HL7).

Одно из главных преимуществ ФТМИС заключается в том, что она может быть развернута в любом медицинском учреждении и свободна в использовании, не требуя лицензионных отчислений. Система функционирует на любых аппаратных платформах под управлением Windows, может устанавливаться на свободной платформе Linux, не требует наличия дополнительных программ и использует свободную СУБД MySQL. ФТМИС можно масштабировать на любое количество рабочих мест, поэтому размер медицинского учреждения значения не имеет. Исходный код, дистрибутивы и инструкции по ФТМИС можно получить в ФАП Минздрава.

Проект ФТМИС оказался успешным, но его распространение в нашей стране сдерживается “сложной процедурой доступа к ФАП ФТМИС”, отметил Андрей Дюков. По его словам, доступ к ФТМИС получили только 500 медучреждений, в основном в центральной части страны. В остальных регионах внедряются системы на основе проприетарного ПО. По его мнению, происходит искусственное сдерживание Минздравом внедрения ФТМИС в других медучреждениях страны. И вопрос: “Нужно ли СПО государству?”, остается пока без ответа.

Версия для печати (без изображений)