Неудачные внедрения Linux часто обусловлены не какими-то серьёзными техническими причинами, а обычной неподготовленностью пользователей. Они постоянно жалуются, что у них ничего не работает — программы не запускаются, файлы не открываются и поэтому должностные обязанности не выполняются.

Популяризатор Open Source Брюс Байфилд считает, что причина подобных сложностей заключается в непонимании отличий традиционных пользователей Linux от всех остальных. А ведь свободные решения создаются в расчёте на вполне конкретных людей, и другим сложно сразу и быстро изменить своё отношение к некоторым привычным для них вещам.

Таким образом, для успешной миграции следует обращать внимание не только на программные решения, но и на людей, которые будут их использовать. Брюс Байфилд в течении семнадцати лет наблюдал поклонников Linux и сформулировал семь признаков, по которым их можно отличить от остальных.

С практической точки зрения эта работа важна тем, что она позволяет заранее оценить трудности, которые могут возникнуть у предприятия при переходе на Linux. Если подавляющее большинство сотрудников не соответствуют предлагаемым экспертом характеристикам, то внедрение может быть серьёзно затруднено.

Пользователь Linux любит всё делать сам

Когда пользователи других ОС испытывают какие-то затруднения, они прежде всего обращаются за профессиональной поддержкой. Брюс Байфилд утверждает, что он лично знает малые предприятия, которые взимают с клиентов по 80 долл. в час за выполнение резервного копирования или удаление из системы ненужных файлов. Причём подобная ситуация никому не кажется абсурдной.

ОС Linux, в свою очередь, формировалась как хобби и разрабатывалась для людей, которые любят самостоятельно во всём разобраться. К тому же длительное время профессиональная поддержка пользователям этой системы была попросту недоступна, что привело к образованию сообществ, в рамках которых пользователи обменивались информацией и помогали друг другу.

В результате значительная часть поклонников Linux не испытывают потребности в какой-либо формальной технической поддержке. Они научились самостоятельно решать свои проблемы, и этот путь кажется им более простым и эффективным.

Важно обратить внимание на одну существенную деталь. Пользователи Linux предпочитают решать проблемы самостоятельно потому, что им так привычней и удобней, а вовсе не из-за экономии на технической поддержке или по каким-то иным причинам. В это сложно поверить, но это именно так.

Пользователю Linux удобна командная строка

Вопреки распространённому мифу много пользователей Linux прекрасно обходятся программными средствами с графически интерфейсом и месяцами не открывают терминал. Однако при необходимости они без особого труда будут применять инструменты, доступные из командной строки. А большинство давно и успешно сочетает оба метода, выбирая лучший для решения конкретной задачи.

Брюс Байфилд для сравнения приводит пример командной оболочки в системе Windows, которая так и не получила особой популярности среди простых пользователей. По его мнению, примерно та же судьба ждёт и порт оболочки bash — вряд ли она будет востребована, тем более, что Microsoft не поощряет вмешательство в систему неспециалистов.

Пользователь Linux больше думает о безопасности

Даже сейчас, когда практически все СМИ постоянно сообщают о взломах и вредоносных программах, значительное число пользователей других систем продолжают относиться к вопросам безопасности совершенно беспечно. Например, работают в системе с правами администратора, утверждая, что так им удобнее (хотя непонятно, что удобного в постоянных переустановках системы).

Брюс Байфилд пишет, что за всю свою жизнь он встречал одного-двух пользователей, работающих в Linux с root-правами. Во всех дистрибутивах с самого начала разделяются администратор системы и простые пользователи — к этому все уже успели привыкнуть и считают такое положение вещей естественным.

Пользователь Linux хочет много настроек

Пользователь Linux любит делать всё не только сам, но и по-своему. Он уверен (и эта уверенность имеет под собой основания), что каждый человек уникален и никаких универсальных подходящих для всех конфигураций не существует.

Для пользователя Linux-десктопа настройка рабочего окружения означает намного больше, чем выбор фона и шрифтов. Для него важны такие детали, как вид активного окна, расположение элементов управления заголовком и т. п.

Привычка конфигурировать всё настолько сильна, что за последние восемь лет было несколько пользовательских «бунтов», направленных против сокращения числа опций в некоторых популярных настольных средах. Причём иногда эти требования заставляли разработчиков частично пересмотреть свои взгляды на настройки.

Пользователь Linux привык к разнообразию

Право на выбор — один из базовых принципов Open Source. Пользователям Linux нравится, когда одну и ту же задачу можно решить несколькими разными способами.

Разумеется, в ряде случаев без больших и практически безальтернативных приложений не обойтись. Например, сложно найти замену LibreOffice. Но это всё-таки исключение, а не правило.

Большинство категорий ПО (мультимедийные проигрыватели, почтовые клиенты, браузеры, текстовые редакторы...) включают в себя очень много разнообразных приложений. Пользователю нужно только выбрать наиболее подходящее для решения его задач.

Немаловажный нюанс — практически все программы в Linux распространяются бесплатно и их установка из репозитория производится очень просто. По этой причине пользователь может протестировать большое число однотипных приложений в поисках того, что ему понравится больше остальных.

К тому же различные дистрибутивы Linux используют различные наборы ПО по умолчанию, что приучило людей к разнообразию. Кстати, опытные пользователи предпочитают решения с минимальным набором прикладных программ, поскольку всё равно будут устанавливать свои любимые.

Пользователь Linux ожидает, что не будет платить за ПО

Несмотря на то, что многочисленные эксперты постоянно объясняют пользователям разницу между свободным и бесплатным, реальность такова, что за Linux платить не нужно. Это не имеет ничего общего с жадностью — многие сторонники Open Source финансово поддерживают различные свободные проекты, причём делают это совершенно добровольно.

Разумеется, из этого правила есть исключения. Кто-то покупает приложения не первой необходимости, например, игры. Кто-то готов платить за высококачественные программы для профессионалов.

Тем не менее главное отличие пользователя Linux в том, что он никак не соотносит цену приложения и его качество. Для него это совершенно разные сущности, между которыми нет никакой связи.

Пользователь Linux знает о лицензировании

Это покажется парадоксальным, но пользователь «бесплатного» ПО хорошо знаком с лицензированием. Правда, большинство свободных лицензий не ограничивает чьи-то права, а, напротив, определяет условия изучения, копирования, модификации и распространения.

Некоторые пользователи Linux устанавливают только ПО со свободной лицензией. Кто-то может применять проприетарные решения, если нет других вариантов или этого требует работодатель.

Брюс Байфилд отмечает, что важно прежде всего то, что пользователь Linux чаще всего хорошо осведомлён, на условиях каких именно лицензий распространяются применяемые им программы. Поклонники Open Source считают это весомым критерием при выборе решения.

Версия для печати