Брендинг — неотъемлемая часть маркетинга. Если проект проводит правильную политику в этом направлении, то обычный логотип становится мощным рекламным средством.

Всё это в полной мере относится и к открытым решениям. Эксперт в области коммуникаций и маркетинга Джефф Мачариас считает, что свободное программное решение, создатели которого пренебрегают брендингом, вряд ли будет замечено, несмотря на все достоинства Open Source.

Верно и обратное — узнаваемый логотип способствует успеху проекта. На сайте OpenSource.com Джефф Мачариас приводит примеры удачного брендинга открытых решений.

Linux

Талисман Linux — пингвин Tux. Он был придуман американским программистом и дизайнером Ларри Юингом в 1996 г.

Он был не единственным, кто решил использовать животное в качестве символа Linux — другие дизайнеры предлагали на эту роль изображения орлов или акул. Победило же в конечном итоге вполне нейтральная картинка с надписью «Linux2.0», предложенная Мэттом Эриксоном.

Тем не менее, талисманом стал всё-таки пингвин, поскольку именно эти птицы нравились Линусу Торвалдсу — он как-то в рассылке рассказал историю о том, что в австралийском зоопарке его укусил маленький пингвин. Авторитет создателя системы в данном случае перевесил демократические принципы. Впрочем, существует и соломоново решение, согласно которому рисунок Эриксона принято считать логотипом Linux, а пингвина — талисманом.

Имя Tux придумал Джеймс Хьюз. По одной из версией он таким образом зашифровал слова «Torvalds UniX». Согласно другим объяснениям, Tux — это сокращение от слова Tuxedo (смокинг).

Таким образом, у символа свободной системы Linux есть всё, что нужно для хорошего бренда, включая интересные легенды, связанные с историей его появления. Он стал таким же привычным и узнаваемым, как надкушенное яблоко или летающее окно.

Mozilla

Mozilla Foundation — некоммерческая организация, занимающаяся свободным ПО. Узнаваемый логотип ей нужен не меньше, чем программным продуктам.

После длительной процедуры ребрендинга, в которой сообщество принимало самое активное участие, был выбрал логотип, максимально точно передающий направление деятельности фонда.

Креативный директор Mozilla Foundation Тим Мюррей писал, что в основе бренда лежит необходимость сделать деятельность фонда более понятной людям. Новый логотип, по его словам — это сигнал о том, вот что фонд верит и что он делает.

К тому же, открытый проект по разработке логотипа привлёк много людей, которые в процессе работы лучше поняли принципы функционирования фонда. Это тоже хорошая и эффективная реклама.

Firefox

Логотип самого популярного свободного браузера сегодня известен практически всем пользователям. «Огненный лис» действительно стал весьма узнаваемым брендом, хотя к лисице он имеет весьма отдалённое отношение.

В действительности, на логотипе должен быть изображён вовсе не лис, а живущая в Китае красная панда (firefox — это красная или малая панда, а не лисица). Да и само название программы с самого начала не имело ничего общего ни с лисицей, ни с пандой. Сначала браузер назывался Phoenix — это имя символизировало возрождённый Netscape Navigator. Потом из-за спора с Phoenix Technologies было принято решение сменить название на Mozilla Firebird, но и оно вызывало путаницу с проектом Firebird RDMS.

Ранние логотипы продукта были подвергнуты критике со стороны известного дизайнера Стива Гаррити, который впоследствии и был приглашён для работы над брендингом. Окончательный вид логотипу придал Джон Хикс, известный по проектам Camino, MailChimp и Opera.

GIMP

GIMP (GNU Image Manipulation Program) — самый известный свободный графический редактор. Наверняка всем пользователям Linux знаком его логотип — забавная зверушка по имени Уилбер (Wilber) с кистью во рту.

А вот что за зверушка изображена на логотипе, не знает никто, включая его создателя Томаса Куосманена. Конечно, этот вопрос беспокоит пользователей, и автор получает много писем, где его об этом спрашивают. Он отвечает, что Уилбер — это не собака, лиса или что-то другое.

Несмотря на эту неопределённость, а может быть, и благодаря ей, логотип считается весьма удачным. Мифическая зверушка Уилбер даже упоминается в некоторых учебниках, посвящённых хитростям работы в графическом редакторе GIMP.

PostgreSQL

Как нетрудно заметить, животные пользуются большой популярностью у создателей логотипов. Слон по имени Слоник прочно ассоциируется с открытой реляционной системой управления базами данных PostgreSQL.

Сам логотип был предложен Давидом Яном. Его навёл на эту идею один из последних романов Агаты Кристи о сыщике Эркюле Пуаро, который назывался «Слоны умеют помнить». Ну а имя слона указывает на его российское происхождение.

VLC Media Player

Дорожный конус хорошо знаком всем пользователям, поскольку ассоциируется с VLC — универсальным медиаплеером, разрабатываемым в рамках проекта VideoLAN, стартовавшим в 1996 году.

Согласно официальной версии, на логотипе действительно изображён дорожный конус — один из многих собранных с парижских улиц участниками студенческой ассоциации École Centrale’s Networking (в качестве мотива этого поступка чаще всего называется обычное желание пошалить). Нарисовал же его Ричард Ойстад в 2006 г.

Впрочем, весьма вероятно, что официальная история в данном случае не соответствует тому, что было в действительности. Не исключено, что истины мы не узнаем никогда, что вовсе не мешает бренду быть вполне удачным.

Версия для печати (без изображений)