Свободное ПО нельзя продать, поэтому на нём практически невозможно заработать. Тем не менее существуют создающие свободные решения компании, которым это удаётся. Например, Canonical — её дистрибутив Ubuntu на сегодняшний день активно используется в публичных облаках и является лидером в этом сегменте рынка.

Ubuntu принято считать коммерческим продуктом, но его отличие от аналогов заключается прежде всего в отсутствии специализированной корпоративной версии, доступ к которой искусственно затруднён. И, судя по всему, менять свою концепцию Canonical не планирует.

Корпоративной часто называют LTS-версию системы Ubuntu. Но её может загрузить с официального сайта любой пользователь, причём процедура не требует регистрации и ничем не отличается от получения «коротких» релизов.

На чём же она умудряется зарабатывать деньги? Свой ответ на этот вопрос читателям сайта Cio.com предлагает популяризатор Linux Свапнил Бхартия.

Прежде всего, он обращает внимание на то, что среди всех корпоративных дистрибутивов именно Ubuntu имеет самый короткий декларируемый жизненный цикл. SUSE Linux Enterprise Server (SLES) предлагает пользователям 8-10 лет обновлений и расширенную поддержку в течении 11-13 лет. Red Hat Enterprise Linux (RHEL) гарантирует 10-летнее обслуживание. Срок поддержки LTS-версий Ubuntu составляет всего 5 лет.

Несмотря на это, многие корпоративные клиенты выбирают Ubuntu. Особенно это заметно по облачным сервисам AWS или Microsoft Azure. Возможно, привлекательность Ubuntu обусловлена тем, что пользователь может сначала эксплуатировать систему бесплатно, а при необходимости получать платную техническую поддержку.

Бхартья уверен, что Ubuntu своей популярностью обязана такой смешанной платно-бесплатной модели. Именно она даёт пользователю максимальную свободу действий.

В настоящее время актуальны три LTS-релиза Ubuntu: 12.04, 14.04 и 16.04. Поддержка первого завершается 28 апреля этого года. Несмотря на то, что Canonical всячески поощряет пользователей перейти на следующие версии, есть масса компаний, которых вполне устраивает 12.04 и они заинтересованы в продлении его жизненного цикла.

Например, клиенты, использующие Ubuntu для обеспечения функционирования критически важных составляющих своей ИТ-инфраструктуры, крайне негативно относятся к частым обновлениям. Необходимость перенастройки некоторых компонентов может привести к перерыву в работе, что совершенно неприемлемо.

Обновление системы требует ресурсов: как денежных, так и человеческих. По этой причине корпоративные пользователи справедливо считают эту процедуру необходимым злом и стараются избегать её без крайней на то нужды. Очевидно, что они заинтересованы в максимальном продлении срока технической поддержки.

Эта потребность и определяет бизнес-модель Canonical. В середине марта компания опубликовала сообщение о том, что пользователям системы Ubuntu 12.04 предлагается расширенное обслуживание безопасности (Extended Maintenance Security), в рамках которого будут выпускаться важные обновления для ядра системы и основных её составляющих. Важно, что эти обновления не будут общедоступными — воспользоваться ими смогут только клиенты специальной программы Ubuntu Advantage. Разумеется, за деньги.

Таким образом, у корпоративных пользователей Ubuntu 12.04 есть два варианта действий. Либо они вкладывают ресурсы в модернизацию системы, либо покупают у Canonical расширенное обслуживание безопасности. Разумеется, рано или поздно обновлять систему всё равно придётся, но во втором случае процесс будет растянут во времени, что менее болезненно для клиента.

Бхартия сообщает, что большинство крупных корпоративных пользователей предсказуемо выбрало второй вариант. Согласно полученной от Canonical информации, Bloomberg, eBay, AT&T, Walmart и Cisco уже присоединились к программе Ubuntu Advantage.

Версия для печати