Накануне национального дня России на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае (28 сентября) представители Минпромторга и фонда “Сколково” поведали журналистам об изменениях в концепции российского павильона в соответствии с поручением Дмитрия Медведева от 14 июля 2010 г.

Напоминаем, что, как ранее заявлял СМИ заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов, президентские предложения были сформулированы в русле усиления акцента на теме вклада российских корпораций и изобретателей в создание “умной среды” в городах страны. При этом основные требования заключались в том, чтобы заострить внимание посетителей на проекте иннограда Сколково.

Хотя документ, по уверениям г-на Наумова, готовился в том числе с привлечением представителей его ведомства, курирующего выставку, организаторы, по всей видимости, оказались в весьма непростом положении. Дело в том, что, как честно признался представитель фонда “Сколково” Андрей Шторх, его организации всего четыре месяца и в плане каких-то материальных вещей показывать еще просто нечего. Градостроительной концепции иннограда пока не существует, поэтому даже элементарно выставить на обозрение макет будущего чудо-города было невозможно. Так что экспозиция приобретает виртуальный характер, с общей идеологией быть яркой, необычной и запоминающейся и с целью вызвать у посетителей удивление и показать, что Россия — великая держава.

На момент проведения пресс-конференции тематическая экспозиция еще не была открыта, у г-на Шторха не имелось с собой ни слайдов, ни презентации, поэтому он всё объяснял “на пальцах”. С его слов, основная цель самого Сколкова — привлечь в этот маленький городок (а там будет проживать 15—20 тыс. человек, не более) лучшие умы как из России, так и из-за рубежа (иностранцев и наших эмигрантов). Поэтому в Шанхае организаторы попытались пойти максимально технологическим путем. На площади в 135 м2 расположатся пять объектов, каждый из которых, по уверению г-на Шторха, выполнен с использованием неких уникальных решений.

Например, у входа посетителей будет встречать полутораметровый проекционный куб, на котором станет демонстрироваться ролик, рассказывающий об иннограде — о его зарождении, миссии и функциях, а также о тех проектах, которые фонд уже успел отобрать.

Андрей Шторх напомнил, что пакет документов о Сколкове был принят Госдумой и одобрен Советом федерации буквально за неделю до национального дня России на ЭКСПО. Однако, пользуясь покровительством президента, фонд задолго до этого начал проводить большую работу по всем приоритетным направлениям развития будущего иннограда (энергетика, телекоммуникационные и космические технологии, ИТ, биомедицина и ядерные технологии). Как уверяет г-н Шторх, во всех этих кластерах уже не только есть понимание того, какие проекты “попадают в форсайт”, но и наметился круг участников из двух-трех десятков мировых брендов.

Из высокотехнологичных компаний были названы Nokia, Siemens, Google, Intel и Microsoft. Правда, из формулировки г-н Шторха что осталось не ясным, все ли эти компании уже заключили соглашения со Сколковом или с какими-то из них просто ведутся переговоры.

Тут следует отдельно отметить упоминание г-на Шторха о том, что принятый закон утверждает временный принцип экстерриториальности: до 1 января 2014 г. “резиденты” могут не присутствовать в Сколкове физически (заниматься инновациями на пустыре никого не заставляют), а участвовать в проекте сугубо виртуально. То есть компаниям позволено вести свою деятельность в любой точке России (Томске, Новосибирске, Дубне и т. д.), но пользоваться при этом всеми сколковскими льготами. Единственное условие — регистрация в некоем едином учетном налоговом органе.

Продолжая описание планируемой экспозиции, г-н Шторх упомянул о так называемой технологии динамической голограммы, при помощи которой в павильоне будут представлены истинно русские всемирно известные инновации (прошлого, разумеется) — таблица Менделеева, спутник, пилотируемая космическая станция и т. д. (всего порядка десяти).

И, пожалуй, единственным материальным объектом, имеющим прямое отношение к иннограду, станет недавно принятый логотип Сколкова — стилизованный химический элемент “Sk” (Skolkovo); атомная масса не уточняется.

Виртуальный характер экспозиции закономерно вызвал критику со стороны приверженцев идеи демонстрации реальных технологических достижений России. Однако, как резонно отметили организаторы, большинство зрителей выставки — это не ученые или инвесторы, а обычные родители с детьми (в основном китайцы; иностранные гости на ЭКСПО составляют очень незначительную часть в несколько процентов).

Более того, по уверению чиновников, 80% экспонатов всех остальных экспозиций выставки — тривиальное кино и анимация.

Несмотря на то что до завершения выставки еще больше месяца, экспозиция “Сколково” просуществует всего порядка десяти дней. До нее в башне № 9 располагалась “Москва”, а на смену придет “Санкт-Петербург”.

Что ж, вполне концептуально.

Версия для печати