Происходящие сегодня в мире изменения: ухудшение демографической ситуации, воздействие глобализации и мирового экономического кризиса, увеличение числа хронических заболеваний, удорожание медицинских услуг, — ставят перед здравоохранением новые задачи, решить которые невозможно без использования информационных технологий. И здесь очень важно установить деловые взаимоотношения между представителями медицинского и ИТ-сообществ в разных странах мира. Именно такую цель ставили перед собой организаторы первого международного форума Global E-Health Forum — 2010, состоявшегося в конце октября в Гамбурге. В предыдущие годы это мероприятие носило локальный характер, объединяя государства балтийского региона. Однако, учитывая актуальность и сложность стоящих перед современным здравоохранением задач, было решено придать ему международный статус. Организаторами форума выступили Торговая палата Гамбурга, корпорация IBM и Европейская ассоциация медицинской телематики (European Health Telematics Association). В его работе приняли участие около 250 делегатов из тридцати с лишним стран, среди которых были директора и ИТ-руководители больниц и клиник, представители страховых компаний, государственных структур, медицинских ассоциаций, университетов и исследовательских институтов, а также предприятий, занимающихся разработкой медицинского ПО.

“Очевидно, что сегодня мы сталкиваемся с одной из самых сложных задач, когда-либо стоявших перед человечеством: обеспечить стабильность оказываемой медицинской помощи, — заявил основатель и директор Global E-Health Forum Любисав Матеевич. — И здесь мы должны признать, что у нас нет другого выбора, кроме как работать вместе. Болезни и пандемии не останавливаются на границах государств, а мировая глобализация означает и глобализацию медицинских услуг”. Он подчеркнул, что именно сегодня целью медицинского сообщества является выработка концепции будущего развития здравоохранения, а сам форум должен послужить приглашением для всех заинтересованных сторон к формированию стратегий в области “электронного здоровья” (e-health) и созданию необходимых решений и услуг.

Стратегии

Примером такой стратегии может служить Европейская цифровая программа (Digital Agenda for Europe, DAE), принятая Евросоюзом в мае нынешнего года и рассчитанная до 2020-го. Ее главной целью, как рассказала член Еврокомиссии Флора Джиорджио, является достижение устойчивых экономических и социальных преимуществ на базе единого цифрового рынка. Так, согласно приведенным ею данным, только за счет стимулирования быстрого развития этого рынка валовой внутренний продукт Евросоюза к 2020 г. может возрасти на 4%.

Выполнение программы DAE пойдёт по ряду основных направлений. В первую очередь — обеспечение открытости и интероперабельности путем создания, принятия и улучшения использования большого количества современных стандартов, а также поддержки интероперабельности даже в условиях их отсутствия. Следующее направление — предоставление возможностей для быстрого и сверхбыстрого доступа в Интернет. Предполагается, что уже к 2013 г. все граждане стран Евросоюза получат доступ в Сеть, а к 2020-му 100% подключений будет осуществляться со скоростью не менее 30 Мбит/с и в 50% домовладений — не менее 100 Мбит/с. Кроме того, в рамках создания единого рынка планируется удвоить вложения в исследования и разработки, которые к 2020 г. должны составить 11 млрд. евро. Необходимо также обеспечить координацию проведения этих работ в разных странах Европы.

И наконец, важным направлением программы DAE является обеспечение устойчивого развития здравоохранения на базе ИТ, что предоставит гражданам стран, входящих в Евросоюз, возможности для достойной и независимой жизни. Сегодня системы здравоохранения в европейских странах, по признанию Флоры Джиорджио, находятся на пороге кризиса. Такая ситуация вызвана целым рядом факторов, среди которых наиболее существенную роль играют старение населения и связанное с этим увеличение числа хронических больных, возрастание объема дорогостоящей медицинской помощи (причем затраты на здравоохранение растут быстрее, чем происходит экономический рост), а также нехватка высококвалифицированных медицинских специалистов.

Решением этих проблем, считают в Еврокомиссии, должна стать реализация концепции “электронное здоровье”, в рамках чего предполагается к 2015 г. выполнить несколько пилотных проектов, направленных на предоставление европейским гражданам безопасного онлайнового доступа к их медицинским данным, а к 2020-му — обеспечить повсеместное распространение услуг телемедицины. Помимо этого планируется к 2012 г. обеспечить взаимообмен персональными медицинскими данными в минимальном наборе.

Условиями для достижения этих целей, по словам Флоры Джиорджио, являются включение в услуги e-health права граждан на безопасность их персональных медицинских данных, хранящихся в онлайновых медицинских информационных системах, а также устранение юридических и организационных барьеров, особенно касающихся панъевропейской интероперабельности, и укрепление сотрудничества между странами — членами Евросоюза.

Практический опыт

На конференции обсуждались вопросы использования ИТ для улучшения качества медицинского обслуживания, в первую очередь решения для телемедицины, инструменты для управления знаниями и разработка ориентированных на пациента услуг. Однако, как это часто бывает, наибольшее внимание участников мероприятия привлекли рассказы об опыте реализации масштабных общегосударственных проектов информатизации здравоохранения. И здесь хотелось бы остановиться на двух наиболее интересных из них.

Как рассказал специалист в области интенсивной терапии из больницы Миддлмор (Middlemore Hospital) в городе Окленд (Auckland), член правления Новозеландской комиссии за качество и безопасность в здравоохранении (NZ Commission for Quality and Safety in Healthcare), а в прошлом — главный медицинский советник министерства здравоохранения Новой Зеландии доктор Давид Геллер, новозеландская система здравоохранения, финансируемая в основном за счет налогов, является наиболее совершенной по сравнению с другими странами, входящими в Организацию экономического сотрудничества и развития, как с точки зрения достигнутых в лечении успехов, так и относительно экономической эффективности.

Если говорить языком цифр, то по своим географическим размерам Новая Зеландия сопоставима с такими странами, как Япония и Великобритания. Численность же населения примерно равна количеству жителей Рима и составляет 4,3 млн. человек. При этом ожидаемая продолжительность жизни новозеландцев составляет 80,48 года, а расходы на здравоохранение на душу населения — 2 тыс. долл. Больничные затраты на один день пребывания пациента скорой медицинской помощи намного ниже, чем в других, аналогичных по уровню развития странах, — более чем в два раза меньше, чем в Австралии и Нидерландах, и почти в пять раз меньше, чем в США (по данным 2008 г.). А средняя продолжительность пребывания пациента в стационаре за последние 17 лет сократилась вдвое и теперь сопоставима с аналогичным показателем в других развитых странах.

Все эти достижения, по словам Давида Геллера, являются результатом прогрессивной политики в области здравоохранения и широкого внедрения ИТ в медицинскую практику. В частности, в стране с 1980 г. действует общенациональный идентификатор здоровья (National Health Identifier).

Несмотря на это, в ближайшие годы здравоохранение Новой Зеландии, как и многих других стран, ожидают тяжелые времена. “Поэтому наша самая важная задача сегодня состоит в том, чтобы обеспечить доступность наших медицинских услуг при одновременном повышении их качества”, — отметил г-н Геллер. Для её решения в стране уже началась активная работа по перестройке системы оказания медицинской помощи и официально была признана необходимость внедрения новых технологий и особенно электронного обмена информацией.

Следует отметить, что за последние 20 лет система здравоохранения Новой Зеландии претерпела целый ряд структурных изменений. Однако лишь немногие из них, по мнению Давида Геллера, были столь же прагматичными и так широко приветствовались, как проводимые в настоящее время реформы в области здравоохранения, в частности новый общенациональный подход к ИТ-инвестициям в медицину. “Как показывают предварительные оценки, всего через несколько лет наша уже хорошо действующая система здравоохранения добьется еще лучших результатов, и существенную роль в поддержке и обеспечении этого будущего сыграют решения e-health”, — подчеркнул он.

Так, планируется, что к 2014 г. каждый новозеландец будет иметь базовый набор персональных медицинских данных, доступных в электронном виде как для пациента, так и для лечащих врачей независимо от места и времени оказания медицинских услуг. При этом все пациенты смогут не только понимать, как осуществляется запись их персональной информации, управление ею и доступ к ней, но и доверять этим процессам. А для всех медицинских учреждений в каждом регионе будут обеспечены общие платформы для управления персональными данными пациентов и больничной информацией.

Основными же принципами оказания медицинской помощи в XXI веке, как пояснил Давид Геллер, должны стать безопасность информации и полная прозрачность на всех уровнях, снижение бесполезной траты времени и денег, поддержка интегрированных платформ и работы в сетях. Система здравоохранения должна быть сконцентрирована не на докторе, а на пациенте, сам же пациент превратится в сопродюсера при оказании медицинских услуг.

Другой интересный пример успешного внедрения современных технологий в медицинскую практику, рассмотренный на конференции, — внедрение электронной карты в Словении. Эта небольшая европейская страна (ее площадь составляет около 20 тыс. кв. км, а численность населения немногим превышает 2 млн. человек) сталкивается с теми же проблемами здравоохранения, что и другие страны Евросоюза. В первую очередь это старение населения: ожидаемая продолжительность жизни женщин в Словении составляет 82,3, а мужчин — 75,4 года. При этом смертность новорожденных составляет всего 2,5%.

Институт медицинского страхования Словении (Health Insurance Institute of Slovenia, HIIS) является ключевым провайдером услуг обязательного страхования в стране — 99,91% населения являются его клиентами. Начиная со времени своего основания в 1992 г. институт выступает в качестве лидера информатизации в данной области.

Как рассказал директор HIIS Само Факин, в 1996—1998 гг. в институте была внедрена система электронного обмена информацией для учета оказанных медицинских услуг, что позволило снизить затраты и автоматизировать контроль данных. В 1998—2000 гг. усилиями института в стране была введена в действие электронная карта медицинского страхования, в результате чего было усовершенствовано хранение данных. И вот недавно, в течение 2007—2010 гг., состоялся проект по модернизации этой системы на базе реализации онлайновых операций.

Говоря о достигнутом эффекте, г-н Факин отметил, что внедрение нового поколения карт медицинского страхования позволило превратить их в инструмент доступа к данным, а не их хранения, как было ранее. С помощью этих карт теперь можно хранить большие объемы данных, включая сведения о пациенте и его страховом статусе, о персональном лечащем докторе, о прописанных лекарствах, выполненных обследованиях и т. д. При этом были реализованы цифровые сертификаты для аутентификации и цифровой подписи, разные права доступа для разных пользователей.

В результате всех этих нововведений граждане Словении получили более надежное средство доступа к персональных данным, а у медицинских работников сократилось время, затрачиваемое на административные процедуры; кроме того, в их распоряжении оказался больший объем медицинских данных, позволяющий обслуживать большее количество пациентов. Таким образом, по словам Само Факина, в стране была построена надежная, безопасная и открытая инфраструктура для реализации концепции “электронного здоровья”. На ее базе в ближайшем будущем планируется организовать работу с электронными документами, в частности с электронным рецептом и электронным направлением. Сегодня с помощью этой системы проводится свыше миллиона транзакций в день, что превращает ее в крупнейшую ИТ-систему Словении.

В целом, обобщая опыт, полученный при реализации проекта, Само Факин подчеркнул, что его успеху способствовали два главных фактора, которые необходимо принять к сведению другим заинтересованным государствам. Во-первых, это небольшие размеры страны. На огромной территории с многомиллионным населением выполнить подобный проект было бы намного сложнее. И во-вторых, обязательная поддержка “сверху”. В ходе своего выступления г-н Факин не раз упомянул о своих дружеских отношениях с президентом страны, которые помогли решить многие проблемы.

В заключение хотелось бы отметить, что представители медицинского сообщества из стран, располагающихся на территории бывшего Советского Союза, пока проявили незначительный интерес к состоявшейся конференции. Так, Россия была представлена двумя небольшими софтверными компаниями из Самары и Санкт-Петербурга, и было по одной компании с Украины и из Узбекистана. К сожалению, неизвестно, что здесь сыграло решающую роль — то ли тематика обсуждавшихся на конференции вопросов показалась неинтересной для отечественных медицинских организаций и производителей медицинского ПО, то ли возникли организационные трудности. Но хочется надеяться, что на следующем мероприятии, которое, как уже известно, состоится в Гамбурге 11—13 октября 2011 г., мы сможем чаще слышать русскую речь.

Что такое “электронное здоровье”

На сегодняшний день не существует единого общепринятого толкования термина e-health. Вот некоторые определения, начиная с самых простых и заканчивая многосложными. “Электронное здоровье ” — это:

  • использование ИТ- и информационных систем для непрерывного дистанционного контроля (мониторинга) за состоянием здоровья пациента;
  • создание информационных систем либо электронных каталогов для хранения персональных медицинских карт пациентов;
  • объединение заинтересованных людей или организаций в единую сеть для более эффективного оказания медицинской помощи или решения некоторых частных проблем, связанных со здоровьем пациентов;
  • технический прогресс, а также особый способ мышления, определения и обязательств в отношении развития здравоохранения путем усовершенствования информационно-коммуникационных технологий;
  • предоставление непрофессионалам новых услуг и расширение их возможностей в сфере образования и доступа к информации;
  • надежное и эффективное введение в инфокоммуникационные технологии, используемые для развития здравоохранения, что включает поддержку органов здравоохранения, медицинских информационных систем, общих знаний и исследований (согласно определению, данному Всемирной организацией здравоохранения в 2005 г.).

Версия для печати (без изображений)