Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил “Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2018 года”. Этот документ помимо прочего определил цели и задачи государства в области инфокоммуникационных технологий (ИКТ). Предшествующий шестилетний период характеризовался мощным финансово-экономическим кризисом 2008—2009 гг. и последующим восстановлением. Особенностью текущего периода является формирование технологической базы последующего роста, в частности увеличение влияния ИКТ на экономику страны.

Россия в 2012 г. по показателю валового внутреннего продукта на душу населения вышла на величину 21 тыс. долл. (по паритету покупательной способности), а к 2018 г., согласно данному прогнозу, достигнет значения в 30 тыс. долл., что составит около 85% сегодняшнего среднего уровня стран еврозоны. В то же время по показателю производительности труда Россия отстает от развитых стран в два с половиной — три раза. В этих условиях рост производительности труда необходим не только для повышения конкурентоспособности экономики, но и в целях сохранения уже достигнутого уровня потребления.

Для России потенциал роста в его прежней экспортно-сырьевой модели практически исчерпан, признается в документе. Отсюда вытекает необходимость перехода к новой модели экономического роста, активизации новых факторов конкурентоспособности российской экономики, ранее остававшихся задействованными не в полной мере (уровень образования населения, научный и технологический потенциал), преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений социально-экономического развития и достижения высоких показателей производительности труда.

Для России ускоренное технологическое развитие в приоритетных областях становится одним из ключевых условий решения долгосрочных задач в сферах социального развития и безопасности. Оно также откроет “окно возможностей” для использования имеющихся научных и технологических заделов, призванных обеспечить ускорение экономического роста. Предусмотрено создание современной системы поддержки развития науки и технологий, учитывающей параметры долгосрочного прогноза научно-технологического развития России. В 2016 г. внутренние затраты на исследования и разработки составят не менее 1,9% валового внутреннего продукта. Будет организовано не менее 30 промышленных парков и технопарков.

В области ИКТ предполагается создание научно-технического задела по перспективным электронным и радиоэлектронным технологиям, научно-технической и производственно-технологической базы изготовления конкурентоспособных радиоэлектронных изделий, а также обеспечение выпуска радиоэлектронных изделий для приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники. Рост выпуска отечественной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции к 2018 г. в действующих ценах по отношению к 2011-му увеличится более чем в 2,3 раза, при этом доля российских радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке в приоритетных сегментах возрастет до 25%.

В сфере связи и информационных технологий будут реализовываться меры, направленные на устранение “цифрового неравенства”. Важными ступенями станут запуск к 2015 г. цифрового эфирного вещания на всей территории Российской Федерации; развитие широкополосного доступа к Интернету с использованием проводных и беспроводных линий связи различных типов; ускорение темпов проведения конверсии радиочастотного спектра; реализация принципа “технологической нейтральности” в регулировании электросвязи.

Отдельно в документе прописано развитие почтовой связи. Предполагается использование механизмов, направленных на повышение эффективности взаимодействия всех участников процесса оказания услуг почтовой связи, улучшение качества оказываемых услуг и обеспечение их доступности для населения Российской Федерации, а также развитие электронного обмена информацией и электронной торговли.

Кроме того, правительство видит необходимым создание научно-технических и технологических условий для осуществления масштабных космических проектов, включая создание первой очереди космодрома “Восточный”, новой космической транспортной системы, нового поколения спутников ГЛОНАСС и дистанционного зондирования Земли.

В целом “Основные направления” носят оптимистичный и позитивный характер. Однако у некоторых въедливых читателей может создаться впечатление отсутствия единого подхода к созданию концептуального документа. Он явно носит фрагментарный характер и составлен порой из несвязанным между собой элементов, подготовленных в недрах разных министерств и ведомств.

Почему, спрашивается, система ГЛОНАСС, уже вышедшая на стационарный режим работы, оказывается важнее космической группировки спутников связи, которая катастрофически не успевает обеспечивать растущие потребности страны в передаче телекоммуникационного трафика, трансляции программ цифрового телевидения и создания средств широкополосного доступа для удаленных регионов страны?

Почему, например, в документе даже не упомянута российская спутниковая система высокоскоростного доступа (РСС-ВСД), рассчитанная на обслуживание 1,2 млн. физических лиц и 1 млн. корпоративных пользователей в малонаселенных и труднодоступных районах страны? Неужели чиновники Минкомсвязи, Минпромторга и Роскомоса так и не смогли собраться за одним столом и сформулировать не ведомственные подходы, а общегосударственные задачи в сфере космических технологий?

“Основные направления” были представлены и обсуждены на расширенном заседании правительства 31 января нынешнего года. Как отмечается на сайте правительства РФ, главным механизмом реализации “Основных направлений” станут государственные программы Российской Федерации. Будем надеяться, что выделенных на них финансовых ресурсов хватит для выполнения поставленных в документе правительственных задач.

Версия для печати