Как известно, система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), оператором которой является Минкомсвязи, была создана для поддержки оказания в электронном виде государственных и муниципальных услуг гражданам со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти. В ее функции входит передача информации (запросы, документы и др.) от заявителей на получение той или иной услуги в соответствующие информационные системы органов исполнительной власти, возврат заявителям информации о ходе выполнения запроса и конечном результате предоставления услуги, а также аутентификация всех участников электронного взаимодействия. Таким образом, СМЭВ является транспортной шиной между порталом по предоставлению госуслуг, на котором граждане в личных кабинетах оформляют запросы на услуги, и информационными системами ФОИВ и РОИВ.

После принятия летом минувшего года закона № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” и ряда подзаконных актов у СМЭВ появилась еще одна функция — быть транспортом между Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и другими организациями, в том числе — банками. Согласно требованиям закона (ст. 7, ч. 1, п. 2) с 1 января 2013 г. государственные органы не имеют права требовать от граждан документы, подтверждающие оплату услуги (в том числе — об оплате госпошлины). Всю необходимую информацию они должны получать из ГИС ГМП, оператором которой является Федеральное Казначейство РФ (ФК), а исполнителем технологической части — компания “Ростелеком”. Банк, в свою очередь, как и любая другая организация, принимающая платежи, как сказано в законе, “являющиеся источниками формирования доходов” бюджетной системы РФ, в соответствии с законом (ст. 21.3, п. 4) обязан “незамедлительно направлять информацию об их уплате” в ГИС ГМП.

Проблематика подключения российских банков к ГИС ГМП (кстати, до 1 января система называлась УНИФО, т. е. “учет начислений и фактов оплаты”), текущее состояние дел и перспективы реализации положений закона 210-ФЗ — все это стало предметом активного обсуждения участников форума iFin-2013, прошедшего недавно в Москве.

О слиянии банковских и государственных сервисов

Андрей Чучелов, генеральный директор “БСС Инжиниринг”, констатировал, что на сегодня СМЭВ в части взаимодействия с региональными органами власти не состоялась, но на федеральном уровне система работает, и банкам необходимо к ней подключаться с тем, чтобы осуществлять информирование о платежах в пользу бюджета и тем самым выполнить положения закона 210-ФЗ.

Само подключение к ГИС ГМП, по мнению г-на Чучелова, не является для банков сложной задачей — для этого создана необходимая нормативно-правовая база, прописаны регламенты взаимодействия и решена техническая сторона вопроса. В перспективе намного интереснее для банков взаимодействие с Федеральным казначейством как источником нового массива информации по начислениям. Сегодня, пояснил свое видение ситуации докладчик, в системе ФК представлена информация по начислениям крупных федеральных ведомств, но по мере развития системы, т. е. подключения многочисленных региональных администраторов доходов, банки смогут увидеть огромный массив информации по начислениям, оплата которых может принести банкам дополнительную клиентскую базу и соответственно операционный доход. Существенным моментом является и то, что большая часть перечислений в бюджет осуществляется не методом погашения начисления, а авансовым платежом. Подключившись к ГИС ГМП и получив доступ к массивам начислений, банк получит и доступ к справочникам с реквизитами, что позволит ему реализовать технологию шаблонных платежей по начислениям. В результате более 80% платежей банки смогут реализовать в авансовом виде, предоставляя своим клиентам дополнительные сервисы.

Также докладчик напомнил, что, согласно положениям закона, с 1 июня текущего года банки смогут получить доступ к дополнительным сервисам казначейства. Будут ли банки заинтересованы в использовании таких сервисов в своих внутренних бизнес-процессах — покажет время, отметил он (на сегодня банки не уполномочены предоставлять гражданам государственные услуги, напомнил представитель “БСС Инжиниринг”).

Таким образом, обобщил сказанное г-н Чучелов, у банков есть два пути реализации положений Закона. Первый предполагает минимум действий по подключению к ГИС ГМП и созданию внутреннего сервиса информирования о платежах в бюджет, чем можно и ограничиться. Если же иметь в виду перспективу создания полноценной системы взаимодействия с государственными ведомствами на уровне электронных сервисов в рамках реализации программы создания электронного правительства, то в этом случае предстоит не просто “научить АБС” информировать ГИС ГМП о платежах в пользу бюджета. В этом случае необходимо построить “правильную архитектуру”, которая позволит получать из государственных органов и использовать в бизнес-процессах такую информацию, как, например, паспортные данные, наличие задолженностей. Такой подход предполагает включение в систему взаимодействия с государственными электронными сервисами не только АБС, но и других ИС, образующих ИТ-инфраструктуру банка. Например, пояснил докладчик, подключение системы дистанционного банкинга позволит предоставлять клиентам новые услуги по совершению авансовых платежей в бюджет на базе шаблонов. Таким образом, в перспективе по мере развития системы электронных сервисов, банки смогут предоставлять клиентам информацию обо всех его задолженностях — как перед коммерческими организациями, так и перед государством. В перспективе слияние банковских и государственных сервисов неизбежно, резюмировал свое выступление Андрей Чучелов.

Андрей Федорец, генеральный директор IDSystems, согласен с коллегой из “БСС Инжиниринг”: активное включение банков в обмен информацией с государственными органами федерального и регионального уровней позволит банкам создавать новые клиентские сервисы, а следовательно, новые перспективы развития бизнеса. Принципиально возможным взаимодействие государственных органов с банками и другими организациями сделало распоряжение Правительства № 1471-р, принятое в августе прошлого года, напомнил он. Этим же распоряжением министерства и ведомства были обязаны предоставить в Минэкономразвития свои соображения об организации взаимодействия, а министерство — составить соответствующий план. Кроме того, четыре федеральных ведомства (Федеральная служба судебных приставов, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба и Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии, т. е. Росреестр) уже с 1 июня 2013 г. должны начать предоставлять банкам целый ряд конкретных электронных сервисов, перечисленных в прилагаемом к распоряжению перечне.

Тем не менее пока банки не торопятся подключаться к системе, заметил г-н Федорец, и объяснил это несколькими причинами. Во-первых, юридически значимым подключение банков к системе межведомственного взаимодействия стало лишь 22 декабря 2012 г., когда вышло соответствующее Постановление Правительства РФ № 1382, утвердившее специальные правила подключения неправительственных организаций к СМЭВ. Во-вторых, ответственность банков за невыполнение требования подключения к ГИС ГМП нигде не прописана, так что не исключено, что многие банки все еще считают, что подключение к СМЭВ носит рекомендательный характер. К тому же, заметим, насколько можно судить, со стороны Банка России как регулирующего органа пока никаких четких указаний банкам не поступило. И наконец, в-третьих, банку нужно решиться на определенные стартовые расходы (по оценке выступавших на Форуме, совокупную стоимость подключения, в том числе специального оборудования, так называемый ViPNet Coordinator, можно оценить на уровне полумиллиона рублей).

Но даже если банк уже решился на подключение к ГИС ГМП, констатировал Андрей Федорец, на данный момент компания-поставщик специального оборудования (“Инфотэкс”) перегружена заказами настолько, что поставки оборудования придется ожидать 2—3 месяца (связано это, пояснил докладчик, с тем, что сейчас в массовом порядке к ГИС ГМП подключаются бюджетные организации).

Вместе с тем Андрей Федорец смотрит на ситуацию с оптимизмом: “процесс пошел”, в том числе и в регионах, где уже началось подключение региональных ведомств, в перспективе способных сформировать ту самую базу начислений в ГИС ГМП, которая будет интересна банкам в контексте предоставления дополнительных сервисов клиентам.

Отдельно представитель IDSystems остановился на перспективности взаимодействия на уровне электронных сервисов банков и Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Сегодня ситуация такова, что в процессе сбора средств с должников от момента отправки в банк запроса о наличии счетов должника до постановления об аресте денежных средств проходит несколько дней, которых хватает должнику для того, что вывести средства со счета до их ареста. Однако в законе № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, напомнил г-н Федорец, предусмотрен механизм постановлений о розыске и аресте, ориентированный не на конкретные счета клиента-должника, а на самого клиента и имеет длительное действие, т. е. действует до момента накопления на счете клиента необходимой суммы. В ближайшее время, спрогнозировал докладчик, данный механизм будет активно задействован, и банки “будут вынуждены” оперативно реагировать и взаимодействовать с ФСПП, поскольку за неисполнение постановления о розыске и аресте предусмотрен штраф — 50% от суммы долга. И реагирование бумажным способом крупным банкам в отдельных случаях будет затруднительно, отметил он, вспомнив недавний случай из практики, когда крупный региональный банк получил из ФССП несколько тысяч постановлений о розыске и аресте, которые был вынужден оперативно обрабатывать во избежание внушительных штрафов.

Электронное взаимодействие может быть выгодно не только ФССП, но и самим банкам, отметил Андрей Федорец. Являясь взыскателем по какому-либо судебному делу, банк может оперативно получать электронную информацию о ходе судебного производства, в том числе — о движении денежных средств по счету должника, что может оказаться особенно полезным, когда банк выступает не единственным взыскателем по делу. В заключение представитель IDSystems предположил, что с высокой вероятностью большинство электронных сервисов, предусмотренных Постановлением 1471-р, будут предоставляться бесплатно (за исключением сервиса Росреестра, который с возможностью взимания платы “пока не определился”, уточнил докладчик).

Перспективы

Сегодня СМЭВ фактически работает только на федеральном уровне, организуя взаимодействие федеральных органов власти, и станет ли в перспективе СМЭВ транспортной шиной для взаимодействия с ГИС ГМП на региональном уровне — этот вопрос еще неясен, хотя многие эксперты склоняются к тому, что станет.

Со своей стороны заметим, что, хотя точка зрения сторонников активного взаимодействия банков и государственных министерств и ведомств выглядит вполне аргументированной, отсутствие особого энтузиазма со стороны банков, о котором мы уже говорили выше, можно понять. И дело, на наш взгляд, не только в отсутствии прописанной в Законе ответственности за невыполнение тех или иных его положений. Например, можно предположить, что столь плотное и оперативное взаимодействие с ФССП может привести к тому, что банки будут терять клиентов, которые предпочтут держать денежные средства не на счетах, а в наличном виде. Наверняка не радует банки и достаточно высокая стоимость подключения, а также низкая готовность самих министерств и ведомств — например, план мероприятий, который Минэкономразвития должен был подготовить еще к 15 ноября прошлого года, до сих пор не опубликован. Соответственно есть вероятность, что столь заманчивые, со слов разработчиков специализированного софта, электронные сервисы четырех ведомств, прописанные в Постановлении 1471-р, могут так и остаться на бумаге.

В любом случае, объективно говоря, следует признать, что закон 210-ФЗ с его инициативами вполне ложится в актуальное русло налаживания эффективного взаимодействия на базе электронных сервисов российских граждан, с одной стороны, и федеральных, региональных и иных органов власти, а также банков — с другой, что, по идее, должно быть позитивным фактором развития российского государства.

Отметим в заключение, что подробная информация о процедуре подключения банков и организаций к системе межведомственного взаимодействия имеется на технологическом портале СМЭВ, а методическая информация по реализации положений ФЗ № 210-ФЗ на специализированном портале, на котором размещаются материалы органов власти различного уровня.

Версия для печати