20 марта в Москве широкой общественности впервые была представлена промо-версия портала бюджетной системы России “Электронный бюджет”. Продукт подразумевает раскрытие полной информации о бюджетах всех без исключения уровней (федерального, регионального, муниципального), поэтому организаторы поясняют, что их проект призван стать одним из важнейших элементов системы управления открытого правительства. Технически он представляет собой своеобразный интерфейс взаимодействия бюджетной системы с целевыми группами.

По словам министра РФ по связям с открытым правительством Михаила Абызова, в ходе состоявшейся презентации и дальнейших раундов обсуждения проекта на различных площадках чиновники намерены получить от всех заинтересованных сторон замечания и предложения о том, какие разделы интерфейса могут быть улучшены, и выяснить ожидаемые потребителями свойства и качества ресурса.

Конкурс среди потенциальных подрядчиков на разработку программного обеспечения портала будет проведен в апреле. Запуск ресурса планируется осуществить в несколько этапов: с 1 июля начать тестовую эксплуатацию, в сентябре октябре — промышленную, а с 1 января 2014 г. дать старт полноценной работе. В настоящий момент на портал в его нынешнем виде можно зайти с сайта Минфина, курирующего проект.

Как отмечает первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко, концепция портала была обозначена в послании Президента Федеральному собранию, на основании чего были подготовлены поправки в бюджетный кодекс, а портал и “Электронный бюджет” возведены в статус отдельного направления национального плана противодействия коррупции. По словам г-жи Нестеренко, ведомство нацелено на создание такой системы, которая бы сделала прозрачными не только результаты деятельности финансовых ведомств, но и саму эту деятельность — процесс должен стать наблюдаемым.

Рассуждая на тему прозрачности, руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин задекларировал принципы открытых государственных данных, в соответствии с которыми предполагается функционирование портала. Речь идет о полноте данных, их первичности, актуальности, доступности и машиночитаемости. Кроме того, информация должна транслироваться в открытых форматах, не быть обремененной какими бы то ни было авторскими правами, и доступ к ней не должен быть никак разграничен (без идентификаций и авторизаций).

По словам г-на Артюхина, в рамках обсуждаемого проекта данные на портале будут аккумулироваться из нескольких источников: информационно-аналитической системы Казначейства, подсистемы “Электронный бюджет”, недавно созданного сайта о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru и официального сайта госзакупок zakupki.gov.ru.

На портале госзакупок, администрируемом Казначейством, склонен был отдельно остановиться г-н Абызов. По его убеждению, этот ресурс уникален и аналогов ему в международной практике нет. На нем сведены данные обо всех без исключения расходах и закупках, осуществляемых органами власти. Чиновник уверяет, что, даже несмотря на многочисленные нарекания со стороны участников рынка на ненадлежащую работу портала, связанную в первую очередь с большой технической нагрузкой, и отечественные, и зарубежные эксперты в целом оценивают ресурс весьма позитивно. Более того, по мнению г-на Абызова, во многом именно благодаря “Госзакупкам” Россия за последние годы в тематических международных рейтингах получила сверхвысокие оценки по прозрачности и открытости бюджетного процесса. В одном из наиболее авторитетных списков мы сейчас находимся на 10-м месте, хотя еще недавно занимали лишь 22-е. В правительстве считают, что одной из задач на ближайшие годы должно стать попадание России в Топ 5 рейтинга. (Для этого к нынешним 74 баллам придется набрать еще 15—20.) И г-н Абызов уверен, что новый портал единого бюджета будет в этом деле серьезным подспорьем.

При этом чиновник подчеркивает, что рейтинги не являются самоцелью. В первую очередь портал должен донести информацию до нескольких потребительских групп. С его помощью бизнес увидит в онлайн-режиме все расходы государства (в том числе связанные с закупками и инвестициями). Гражданское общество получит серьезный инструмент общественного контроля над деятельностью чиновников. Экспертное сообщество сможет глубже анализировать бюджетные расходы (организаторы проекта очень рассчитывают на обратную связь и предложения по оптимизации государственных трат). Обычный гражданин существенно увеличит свою информированность о расходах средств налогоплательщиков.

Для достижения этих целей на портале реализована четырехуровневая иерархическая система предоставления информации — от стандартных новостных блоков и “журнальных” статей до аналитических таблиц, графиков, конструкторов и калькуляторов, а также (это весьма важно) данных в машиночитаемом виде. С учетом последнего обстоятельства к вышеперечисленным потребительским группам стоит добавить разработчиков, которые на основании публикуемых в открытом доступе данных смогут создавать свои бесплатные и платные сервисы.

Участники проекта отдают себе отчет в том, что полнота информации отнюдь не гарантирует ее востребованность. По наблюдению г-жи Нестеренко, сейчас сведенный бюджет в Госдуму публично, под телекамеры в буквальном смысле завозят на тележке — так много в нем страниц распечатанной информации. Широкого пользователя такой объем данных (пусть даже и оцифрованных) может скорее отпугнуть; для разных слоев населения требуется различная адаптация. В продолжение данной мысли один из экспертов, выступившая с места из зала, поделилась общими выводами недавнего исследования своей организации на тему международного опыта по созданию электронных бюджетов. По ее словам, все крупные проекты аналогичной направленности в других странах срабатывают только при одном условии — когда они обрастают общественными и частными проектами и вступают в партнерство с активными энтузиастами-популяризаторами. Так как тема финансов для обычных граждан тяжела в восприятии, то их вовлечение возможно лишь посредством очень доступных для понимания дизайнерских нишевых усилий, воплощенных в инфографике, плакатах, играх и пр. (Многие серьезные зарубежные СМИ не только пишут о финансах статьи, но и создают интерактивные игры, предлагающие самостоятельно сбалансировать бюджет государства.)

Наиболее яркий пример успешной просветительской деятельности можно найти в США. В этой стране тема бюджета и так весьма качественно представлена на государственных ресурсах, но самым популярным на данном поле является частный проект “Смерть и налоги”, подробно представляющий текущий госбюджет в виде гигантского красочного постера. Самое удивительное в этой истории то, что данный постер продается за 20 долл., и тиражи весьма успешно расходятся — люди готовы платить личные деньги, чтобы лучше понимать систему денег общественных. По словам экспертов, в России аналогичные начинания тоже есть, но о сходной популярности говорить пока не приходится.

Еще одну интересную тему поднял другой эксперт, представлявший правительство Башкортостана. По его словам, чиновники в республике в какой-то момент также увлеклись вопросами открытости бюджета и выяснилось, что рядового гражданина данная тема интересует преимущественно на муниципальном уровне и ниже. Проще говоря, человека больше волнует, не сколько денег в стране вообще, а какие средства выделены на населенный пункт, в котором он проживает.

Башкирского чиновника в этой связи интересовал вопрос, что же теперь будет с региональными ресурсами открытых бюджетов. (Г-н Артюхин ответил, что федеральный портал их не отменяет и никаких препятствий к их развитию никто чинить не станет.) Однако реплика эксперта навела г-жу Нестеренко на мысль, что на федеральном портале, наверное, имеет смысл реализовать сервис, благодаря которому любой гражданин сможет посмотреть, сколько средств достается его городу или поселку конкретно из федерального бюджета, регионального и муниципального. Технически это осуществимо, и почти наверняка сервис станет пользоваться спросом.

Отвечая на вопрос, станет ли оказывать портал какое-либо влияние на формирование самого бюджета, г-жа Нестеренко ответила утвердительно. В ее понимании уход от бумажных операций, систематизация сбора информации и синхронизация данных непременно снизят число ошибок и сократят операционные расходы. По ее уверению, экономический эффект стал не последним поводом для правительства при одобрении данного проекта.

В качестве позитивного и обнадеживающего завершения для данного материала можно привести еще одну экспертную реплику из зала, принадлежащую представителю Высшей школы экономики, который, по его уверению, имеет непосредственное отношение к разработке стандартов машиночитаемых данных. С его слов, именно Минфин и Казначейство традиционно отличались наиболее структурированными данными, по сравнению с другими государственными образованиями. В этой связи эксперт выразил надежду на то, что создаваемый портал задаст определенный тон в вопросах публикации информации и станет примером для подражания в остальных ведомствах и поводом для возникновения качественного стандарта.

Версия для печати (без изображений)