Как известно, до завершения координируемой Минкомсвязи программы “Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий” осталось всего полтора года — стартовав в 2006 г., в конце 2010-го она была продлена до 2014-го. В разное время в программе участвовало разное количество проектов, а их финансирование пересматривалось и перераспределялось. Последний раз порядок предоставления соответствующих субсидий из федерального бюджета был официально изменен 3 ноября 2012 г. В результате порядка 3 млрд. руб. были распределены неравными долями между шестью технопарками в Калужской, Нижегородской, Новосибирской, Кемеровской, Самраской и Пензенской областях. Еще для семи технопраков, ранее фигурировавших в программе, в 2013—2014 гг. финансирование было не предусмотрено.

Теперь ситуация снова может измениться. Причем весьма радикально.

Конкурсное перераспределение

Как сообщил в последних числах июня на саммите “Технопарк 2.0” заместитель директора департамента развития отрасли ИТ Минкомсвязи РФ Денис Цуканов, министерство намерено распределить вышеупомянутые 3 млрд. на основе еще одного конкурса, в котором смогут принять участие все 12 технопарков по линии Минкомсвязи, а также 25 структур, вошедших в перечень так называемых пилотных инновационных территориальных кластеров, сформированный Минэкономразвития (на основании поручения Правительства от августа прошлого года). Как уверяет чиновник, для реализации данной инициативы его коллеги уже подготовили пакет необходимых документов, он внесен в Правительство, и ориентировочно конкурс должен состояться в августе текущего года.

Как можно было понять из выступления г-на Цуканова, основная идея Минкомсвязи заключается в том, чтобы распределить оставшиеся бюджетные средства среди проектов, находящихся в наивысшей степени готовности — среди тех, кто действительно может успеть завершить строительство объектов до конца 2014 г. По сути речь идет о тех регионах, которые либо уже занимаются строительством, либо оформили всю необходимую документацию (разрешения, сметы и пр.).

По словам г-на Цуканова, конкурсная оценка проектов будет осуществляться по единственному критерию — стоимости строительства квадратного метра для федерального бюджета. (Она может серьезно варьироваться за счет региональных вложений.) В этой связи чиновник посчитал необходимым напомнить условия программы технопарков, первоочередным из которых является региональная инициатива — решение о создании проекта (соответствующее постановление и расходные обязательства). Также важно понимать, что финансирование программы организовано в виде субсидий. То есть федеральный бюджет собственно не несет расходов на строительство объектов, а лишь предоставляет субсидии на возмещение расходов, понесенных субъектом. При этом федеральное правительство не участвует в управлении создаваемыми объектами и не получает никаких прав на физическую собственность — она остается у регионов.

“Это полностью региональный проект, так к нему и нужно относиться, — заключил г-н Цуканов. — Мы завтра можем принять на уровне Минкомсвязи решение о прекращении своего в нем участия, но в регионе он должен продолжаться. То есть, если вы не победили на очередном конкурсе, это не значит, что проект нужно замораживать”.

По словам чиновника, в министерстве осознают, что грамотная подача заявки на конкурс — задача непростая. Поэтому в ближайшее время в регионы будет разослано приглашение на некий обучающий семинар, который по всей видимости состоится в июле.

А что же дальше?

Экстренная попытка Минкомсвязи эффективно использовать оставшиеся государственные деньги, наверное, выглядит похвальной, но все мы помним, что строительство объектов — это лишь часть идеологического наполнения программы. Изначально предполагалось, что создаваемые технопарки являются пилотными очагами так называемой концентрации интеллекта и накопленный в них опыт должен быть в том или ином виде тиражирован на всю страну. Как можно было заключить со слов г-на Цуканова, в министерстве это понимают и даже считают, что двум технопаркам из программы — в Новосибирске и Казани — уже есть чему поучить своих коллег. В этой связи Минкомсвязи намерено в августе совместно с Intel провести серию обучающих семинаров для подготовки специалистов для технопарковских бизнес-инкубаторов. На мероприятие будут присутствовать зарубежные вендоры и наставники. Буквально на днях министерство разошлет в технопарки проект программы и выберет площадку (видимо не в Москве).

И вот здесь стоит отдельно упомянуть о существовании серьезной проблемы, которую на саммите поднял директор Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий Андрей Шпиленко. Заключается она в том, что никакого единого понимания термина “технопарк” на государственном уровне до сих пор не закреплено. (Куда, собственно, предполагается тиражировать вышеупомянутый опыт?)

Как отмечает г-н Шпиленко, на сегодня помимо структур Минкомсвязи строятся два технопарка по линии Минэкономразвития — в Пензе (“Яблочков”) и в Якутии, плюс в этом году было три заявки от Башкирии, Липецка и Белгорода. Есть также категория частных технопарков, среди которых г-н Шпиленко успешным считает только Астраханский парк, получивший софинансирование от РВК. Помимо этого существует множество структур при вузах, также именующих себя технопарками. Кроме того, каждый губернатор, повинуясь моде, стремится хоть что-нибудь в своем регионе назвать технопарком, будь то завод, офисный центр или что-то еще. По мнению г-на Шпиленко, вся эта пестрота и неопределенность способны погубить любые начинания на данном поприще, однако решения вопроса как не было, так и нет. Он приводит в качестве показательного примера недавнюю историю, когда вице-премьер Дмитрий Козак дал поручение органам исполнительной власти проработать вопрос о целесообразности закрепления на законодательном уровне понятия “технопарк”. Как уверяет г-н Шпиленко, данное поручение так ни к чему и не привело. (В Минобрнауки, например, нецелесообразность объяснили тем, что в обсуждаемом вопросе понятийный аппарат уже сформировался и активно используется в различных документах.)

На этом фоне Ассоциация самостоятельно направила в Минэкономразвития модельное положение, в котором попробовала четко прописать, что такое технопарк, какая в нем должна быть инфраструктура и т. д. По мнению г-на Шпиленко, только после того, как министерство его согласует, наконец появится какой-то единый подход в данном вопросе, а значит и возможность перейти к каким-либо следующим этапам развития идеи.

Версия для печати (без изображений)