На днях Минкомсвязи опубликовало пресс-релиз о совместной работе с Минобрнауки по развитию образования и исследований в области ИТ. Там говорилось, в частности, о том, что два министерства намерены продолжать сотрудничество в деле развития ИТ-образования в средних учебных заведениях. “Считаю, что в школах могут быть отдельные ИТ-классы, обучение в которых будет проходить с участием экспертов ИТ-отрасли”, — заявил министр связи Николай Никифоров. Он уточнил, что работа будет вестись в рамках разрабатываемой сейчас подпрограммы “Развитие отрасли информационных технологий” госпрограммы “Информационное общество (2011—2020 годы)”, в том числе в формате кружков для 7—9-х классов формироваться интерес у школьников к STEM-образованию (Science, Technology, Engineering, Mathematics).

Такая забота Минкомсвязи к подрастающему ИТ-поколению поначалу выглядит довольно странной. Казалось бы, уже давно прошли времена, когда нужно было силой проталкивать компьютеры в школы, убеждать педагогов в пользе и неизбежности использования ИТ в образовательном процессе. А уж проблемы изучения ИТ для тех, кто чуть ли не с детского сада знаком с сотовыми телефонами и планшетами, вроде бы уже вообще не существует.

Однако на самом деле выясняется, что проблемы есть. Они существуют в плане реальной доступности ИТ в средней школе (наличие доступа в Интернет, техники, программ обучения, кадров…), а также в сфере профессиональной подготовки учащихся. В последние годы получилось так, что школа почти полностью стала ориентироваться на подготовку ИТ-пользователей, при этом у нее в существенной мере исчезла нацеленность на STEM и, в частности, на ИТ-специализацию.

Тут стоит вспомнить, что еще в 1960-е в советской системе среднего общего образования был сформирован институт математических, а потом и физико-математических школ, ориентированных именно на углубленную STEM-подготовку. Эта система физматшкол сыграла тогда важную роль в улучшении подготовки научно-технических кадров страны, а также в повышении престижности этих профессий. Именно в этих школах пятьдесят лет назад началась профессиональная подготовка будущих программистов (как в формате кружков, так и по обязательным программам). С приходом массовой доступности современных ПК появились специализированные ИТ-школы, обучение программированию стало проникать в широкий круг учебных заведений, например, в начале 1990-х большой популярностью пользовались учебно-производственные комбинаты по профессиональному образованию школьников. Именно из программ по обучению программированию выросли в конце прошлого века школьные курсы по информатике.

Но потом произошла парадоксальная вещь: по мере проникновения ИТ в школьное образование тема обучения ИТ-специальностям и программированию все больше и больше уходила оттуда. Более того, фактически исчезла созданная в советские времена система физматшкол. Да, остались средние учебные заведения, ориентированные на ту или иную специализацию, но это реализуется сейчас, как правило, исключительно по инициативе самих школ (то есть нет никаких преференций, льгот и т. п.).

Вот как ситуацию со STEM- и ИТ-образованием характеризует опытный учитель одной из старейших московских физико-математических школ: “В связи с принятием ряда документов в настоящее время сложилась ситуация, которая практически привела к исчезновению школ с углубленным изучением ряда предметов. Теперь нет специализированных школ, все школы стали общеобразовательными. Со следующего года все мы должны перейти на пятидневное обучение, что влечет за собой сокращение часов, в первую очередь на предметы, которые изучались углубленно. Поскольку нельзя увеличивать нагрузку учащихся (шесть уроков в день), то уроки, которые были в субботу, необходимо сократить. В нашей школе это как раз математика, информатика, физика”. Он отмечает также, что согласно федеральным государственным общеобразовательным стандартам изучение информатики, точнее ИТ, перенесли на начальную школу, причем без выделения отдельных часов. Этого предмета в 5—6-х классах сегодня вообще нет, он появляется только с 7-го класса по одному (!) часу в неделю. Основной упор преподавания информатики приходится на 10—11-е классы, где школа может предусмотреть углубленное изучение, но только при условии, что на это есть часы.

Отдельной проблемой сегодня является оснащение школ вычислительной техникой. Раньше это делалось централизованно за счет Минобразования (через окружные структуры), сейчас все бремя расходов легло на сами школы. Если школа может найти деньги, то пожалуйста, оснащайтесь, ну а если нет, то уж… Вот цитата по этому поводу из статьи заведующей лабораторией информатики Московского института открытого образования канд. пед. наук В. П. Бурмакиной (журнал “Информатика”, № 4/2013): “Отсутствие необходимого количества современной компьютерной техники — зачастую государственные образовательные учреждения не могут позволить себе закупать новую технику, и на класс в 25 обучающихся отводится 15 единиц техники, что, несомненно, ухудшает процесс обучения. Быстрое моральное старение техники и программного обеспечения — эта проблема затрагивает большинство школ. Не всегда администрация образовательных учреждений видит необходимость обновления последнего, но сфера информационных технологий имеет очень быстрое прогрессивное развитие, и один год в информационных технологиях может равняться десяти годам разработок в другой области. Поэтому использование старого программного обеспечения для обучения школьников сводит к минимуму пользу от его практического применения... Остается актуальной проблема приобретения лицензионного программного обеспечения для образовательных учреждений”.

К этим словам наш собеседник из физматшколы добавляет еще проблемы с организацией закупок техники: “Система госузакупок через конкурсы не только усложнила процесс приобретения компьютеров, но и повысила их стоимость. Приведу пример из нашего недавнего опыта. Мы нашли хороший вариант покупки в одном известном розничном компьютерном салоне. Но вместо этого нам пришлось организовывать конкурс, на который ушло немало сил, и в результате вместо 19 тыс. руб. за ПК пришлось заплатить 23 тыс.”.

О совместных планах Минкомсвязи и Минобрнауки по развитию ИТ-образования в школах на местах пока ничего не знают, но наш эксперт обещал поделиться сведениями, как только будет известно что-то конкретное.

Версия для печати