Согласно утвержденным Приказом Минюста № 152 от 4 июля 2014 г. требованиям к формату электронного документа, стало возможным получить нотариально заверенный электронный образ бумажного документа.

По словам Михаила Веселова, заместителя директора Фонда «Центр инноваций и информационных технологий», необходимость издания такого документа обусловлена изменениями, которые внесены в законодательство РФ о нотариате: «Этот подзаконный акт детализирует требования к формату электронных документов, предусмотренных законом».

В требованиях подробно указаны все необходимые технические параметры к преобразованному в электронный вид бумажному документу: он формируется в виде одного многостраничного файла изображения в формате TIFF, с включением удостоверительной надписи, совершенной нотариусом в электронном виде. Электронный образ документа, содержащий удостоверительную надпись, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

То есть, сталкиваясь с необходимостью получения нотариально заверенного документа, и, к примеру, его пересылки или предоставления в числе прочих документов в электронном виде, надо знать, что он может быть преобразован и заверен нотариусом в электронном формате.

Однако в требованиях есть и исключение, позволяющее изменить облик документа. В случае предоставления нотариально заверенного электронного документа в орган государственной власти, орган местного самоуправления или внебюджетные фонды, где нормативным правовым актом установлены требования к формату такого документа, нотариус изготавливает электронный образ документа с учетом этих требований в соответствующем формате.

Какие же документы обратившийся к нотариусу гражданин теперь может получить изначально в электронном формате? На сегодняшний день единственным документом, который может быть выдан гражданину в электронной форме, является свидетельство о регистрации уведомления о залоге движимого имущества. Для этого сканируется подпись гражданина, свидетельство преобразуется в многостраничный TIFF-документ и подписывается электронной подписью нотариуса.

В приказе Минюста предусмотрено, что если требованиями ведомств установлен иной формат документа, то может быть выдан электронный документ, равнозначный бумажному, в том формате, в котором он предусмотрен ведомством. К примеру, документы, которые подаются в Росреестр, оформляются в формате PDF.

Время оформления в случае предоставления необходимых для получения нотариального документа справок, выписок и заявлений, как правило, варьируется в зависимости от организации рабочего процесса в конкретной нотариальной конторе. И, по всей видимости, это во многом определит последующий переход на электронный формат ведения дел и взаимодействия нотариуса и гражданина.

«Есть нотариусы, которые оптимизируют процесс работы с документами, и он занимает немного времени. В других нотариальных конторах, в силу того, что эти нотариальные действия новые, изготовление электронных документов может происходить дольше», — отметил г-н Веселов.

«Следует отметить, что в течение переходного периода (как известно, существуют планы перевода нотариата на ведение исключительно электронных реестров к 2018 г.) нотариус обязан регистрировать документы не только в бумажном реестре нотариальных действий, но и в электронном. Это конечно, в какой-то мере увеличивает время работы нотариусов на совершение нотариального действия», — добавил он, уточнив что в целом автоматизация приведет к сокращению затрат времени для совершения нотариальных действий.

Сегодня возможность обращения к нотариусу посредством электронной почты распространяется пока также только на регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, сообщил г-н Веселов. В остальных случаях необходимо физическое присутствие заявителя. Хотя, в целях сокращения времени пребывания граждан в нотариальной конторе, некоторые нотариусы предварительно принимают документы в электронной форме. Однако это не исключает необходимости явиться к нотариусу лично.

«Российское право в принципе содержит в себе трактовку, которая подразумевает, что нотариусы могут принимать документы в электронном виде для совершения нотариальных действий, но текущая практика пока этого не предусматривает. И сейчас любой документ должен быть подписан только в присутствии нотариуса. Подписания документа в электронной форме в практике ещё нет. Но законодательство уже позволяет об этом задуматься на будущее», — пояснил г-н Веселов.


Версия для печати