В минувшем году государство продолжало расширять рамки законотворчества в сфере электронного взаимодействия во многих областях жизнедеятельности. Это и финансовый сектор, и страхование, и нотариат. Новые виды технических документов получили законный электронный формат. Практическое применение и значимость приобретают электронные сообщения в банковской сфере и почтовом сервисе.

Однако в отношении самого законотворчества, стихийно и ежедневно публикуемых законов, законопроектов и правовых актов появляется все больше вопросов. Призванные регулировать важнейшие отрасли, они влекут за собой многочисленные обсуждения, результаты которых должны определенным образом влиять на их составление, процесс принятия. Иначе даже самые объективные из них не будут иметь никакого практического смысла. Речь идет о том, что должен быть создан действенный процесс формирования законодательных актов. Возможно, в перспективе нынешнего года эта инициатива неравнодушного к законотворчеству общества найдет свое отражение в проекте закона, призванного решить проблему качества нормативно-правовых актов и их эффективного применения.

Деофшоризация

Весь 2014 год прошел под знаком борьбы с неконтролируемыми офшорными зонами. Поясним, что на сегодняшний день обмен оперативной информацией о налоговых резидентах России возможен только по запросам. Но в недалеком будущем российские налоговые службы смогут пересылать такую информацию в автоматическом режиме. На протяжении минувшего года в ходе международных форумов велись исследования и работы, цель которых ─ определение механизмов обмена информацией.

С 1 января 2015-го вступил в силу закон, призванный пресечь использование офшорных юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды (376-ФЗ от 24.11.2014 г.). Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, уведомляют налоговый орган: о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица); о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

Уведомления, содержащие указанные сведения, представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме. Формы и форматы уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщики — физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.

Ключевым документом, определяющим порядок обмена информацией, явилась ратификация Федеральным законом № 325-ФЗ от 04.11.2014 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, благодаря чему Россия присоединится к механизму автоматического обмена данными и информацией по отдельным запросам со всеми ратифицировавшими ее странами, в том числе офшорными. Однако потребуется время на разработку нормативной базы и решение технических вопросов.

На сегодняшний день конвенция подписана в 81 стране, среди которых Великобритания, Германия, Индия, Италия, Франция, США, ЮАР и др. В 57 из них конвенция вступила в силу. Первый такой обмен данными запланирован на сентябрь 2017 г. К автоматическому обмену налоговой информацией по новому стандарту должна приступить 51 страна. По мнению экспертов, Россия сможет присоединиться к обмену налоговой информацией не раньше 2018 г.

Судопроизводство

Электронное судопроизводство постепенно набирает ход. Начальный этап — подача документов (и пока только она) в суд посредством регистрации в «личном кабинете» — уже предполагает электронный формат. Федеральный закон 307-ФЗ от 14.10.2014 г., который внес изменения в 229-ФЗ от 2 октября 2007-го «Об исполнительном производстве», регулирует вопрос обмена исполнительными документами между заинтересованными ведомственными структурами.

Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов также может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного УКЭП судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов. Оно может быть направлено адресату, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и с учетом Правил оказания услуг почтовой связи.

Еще осенью, на момент опубликования указанного ФЗ практическая цель закона была очевидна для заинтересованных контролирующих органов: ускорить работу по исполнительным производствам. К примеру, дать возможность Службе судебных приставов, не дожидаясь почтовых пересылок, быстро получить исполнительный лист о взыскании с юридического или физического лица, а фискальным органам — информацию по взысканиям и судебным процессам. Почти сразу после выхода закона была названа примерная стоимость организации обмена электронными исполнительными документами. По данным Судебного департамента при Верховном Суде, общий объем дополнительного финансирования работ и оборудования для организации взаимодействия государственной автоматизированной системы «Правосудие» с автоматизированной информационной системой Федеральной службы судебных приставов может составить 198,8 млн. руб.

Вопрос получения документов гражданами оставался открытым, отсылка к Правилам оказания услуг почтовой связи — непонятной. Однако в конце 2014 г. Минкомсвязи публикует новые правила, которые в случае вступления в законную силу предусматривают сервис для получения электронных документов.

Идея проекта ФЗ № 418707-6 о пересылке почтовых отправлений в электронной форме, который в прошлом году мы называли перспективой 2014 г., нашла отражение в упомянутых правилах, утвержденных приказом Минкомсвязи № 234 от 31.07.2014 г.

Документ закрепляет возможность отсылать простые и заказные почтовые отправления в электронной форме, регламентирует особенности их приема и доставки. По замыслу законодателя правила позволят получить в электронном виде «юридически значимые уведомления».

Главным образом речь идет о заказных письмах по штрафам и исполнительным производствам в электронном виде, на доставку которых пользователи смогут подписаться на Едином портале государственных услуг, как следует из релиза Минкомсвязи, уже в первом квартале 2015 г. Согласно решению Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления пилотный проект стартует в Московской области.

Кроме того, говоря о судопроизводстве, стоит отметить Федеральный закон № 486 от 29.12.2014 г., закрепивший право судов, правоохранительных органов запрашивать копии правоустанавливающих или иных документов, связанных с объектами недвижимого имущества и их правообладателями. Документы представляются в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, единой системы межведомственного электронного взаимодействия или иных технических средств связи.

Правообладатели и их законные представители, а также доверенные лица смогут получить копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме. Это могут быть документы на бумаге или их электронные образы, заверенные электронной подписью органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Нотариат

Приказом Министерства юстиции РФ № 78 от 16 апреля 2014 г. определен принципиально новый подход нотариусов к работе с электронными документами: утверждены новые Правила нотариального делопроизводства, в которых появилась глава о работе с электронными документами, что дает право заявителю подавать, а нотариусу принимать документы изначально в электронном виде.

Согласно правилам нотариус может принять любой электронный документ, подписанный УКЭП, в порядке, установленном российским законодательством. При получении электронных документов, подписанных УКЭП, нотариус осуществляет проверку ее подлинности.

Кроме того, 166-ФЗ от 02.10.2012 «О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате и отдельные законодательные акты РФ» определил реестры, которые на основании сведений, переданных нотариусами, с 10 января 2014 г. включает в себя единая информационная система нотариата. Это реестры удостоверенных завещаний, доверенностей и уведомлений об их отмене; открытых наследственных дел; удостоверенных брачных договоров; уведомлений о залоге движимого имущества.

Электронная форма последних, а также порядок их направления нотариусу в середине прошлого года были определены приказами Минюста № 131 и № 130 от 18.06.2014 г. Порядок ведения реестров единой ИС нотариата утвержден приказом 129 от того же числа.

Налоговая служба

Минувший год был довольно насыщен введенными ФНС изменениями в организацию и порядок электронного взаимодействия с налогоплательщиками.

Так, в мае была введена в промышленную эксплуатацию «Система юридически значимого электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и других документов в электронном виде». Тогда же фактически было упразднено понятие «спецоператор». В обращение введен термин «оператор ЭДО». Этот факт отмечен в обновленных Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (приказ № ММВ-7-6/398@). Указанные рекомендации определили также порядок хранения электронных документов для всех участников электронного взаимодействия.

Вслед за опубликованными рекомендациями приказом ФНС России № ММВ-7-6/443@ от 27.08.2014 утверждаются форма и формат уведомления об уточнении налоговой декларации и извещения о вводе указанных в ней сведений.

Как и ожидалось в конце прошлого года, приняты изменения в НК РФ, согласно которым декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается поданной, если она должна быть представлена в электронной форме. Начиная с налогового периода за I кв. 2015 г. декларация по НДС должна представляться в налоговый орган по форме и форматам, утвержденным приказом ФНС России № ММВ-7-3/558@ от 29.10.2014. Отличием от предыдущей формы декларации является большее число передаваемых сведений (книги покупок/продаж; журнал учета выставленных/полученных счетов-фактур), что позволит налоговикам сопоставлять данные деклараций налогоплательщиков-контрагентов в автоматическом режиме.

Говоря о нововведениях 2015 г., стоит отметить налоговый мониторинг как новый электронный сервис, стартовавший в январе (348-ФЗ от 04.11.2014 г.). Его предметом является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов организацией-налогоплательщиком. Период проведения налогового мониторинга ─ календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении такого мониторинга. Выбрав данный инструмент проверки, организация за исключением некоторых случаев избегает рядовых выездных проверок налоговой. Однако надо отметить, что переход на него возможен только для представителей крупного бизнеса.

Банк России

Минувший год шел под «рупором» вводимых и обещаемых России санкций со стороны западных государств, направленных на международную изоляцию нашей экономики.

Осенью появлялись упоминания о санкциях в финансовой среде, а именно о перспективе отключения российских банков от системы S.W.I.F.T. (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) — международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей. Тогда эксперты оценивали таковое отключение маловероятным и невыгодным для самой компании-оператора ─ Россия является вторым по размеру участником этой системы после США.

В конце декабря Банком России было опубликовано письмо от № 199-Т, в котором говорится о возможности обмена электронными сообщениями, содержащими финансовую информацию, начиная с 15 декабря 2014 г.

Тогда же пресс-служба банка уточнила, что речь идет о предоставлении кредитным организациям нового сервиса по передаче финансовых сообщений в форматах S.W.I.F.T. по внутрироссийским операциям во всех регионах и без ограничений. Для подключения к сервису необходимо заключение соответствующего договора с Банком России.

В минувшие дни активно обсуждался антикризисный план, предложенный чиновниками для стабилизации российской экономики. В числе предложений значилось выделение средств на докапитализацию банков и увеличение объемов кредитования. На опережение 11 января 2015 г. уже вступило в силу Указание Банка России № 3448-У от 20.11.2014 г., где приведены документы, относящиеся к процедуре капитализации банков, которые могут быть направлены в ЦБ в электронном виде.

Перспективы

Перспективой текущего года может стать упомянутый выше законопроект «О нормативно-правовых актах в Российской Федерации». Он определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия, опубликования, вступления в силу, толкования, учета и систематизации и т. д.

Ещё одна перспектива — проект федерального закона № 683952-6 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», которым планируется усилить ответственность за нарушения, связанные с обработкой персональных данных (ПД). Законопроектом предлагается увеличить размер штрафов, налагаемых на операторов персональных данных за нарушение законодательства РФ о ПД, а также выделить несколько составов административных правонарушений в этой сфере.

Версия для печати