Председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал 7 октября Распоряжение 1995-р, которым утверждается подготовленная Минкомсвязью концепция перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных (СФР ЦОД). При этом на министество возлагаются задачи методической поддержки процесса миграции информационных госресурсов. В распоряжении правительства ничего не говорится о финансировании проекта по созданию СФР ЦОД, а также о степени обязательности такой миграции, но подчеркивается, что реализация Концепции осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной правительством предельной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Основная идея Концепции заключается в необходимости консолидации ИТ-госресурсов, которые сегодня разбросаны по множеству различных площадок (находящихся в собственности заказчиков, арендуемых, используемых в облачном варианте и пр.) в единой СФР ЦОД, которая должна находиться под управлением единого оператора (какого именно — в документе не говорится) и контролироваться Минкомсвязью. Предполагается, что СФР ЦОД будет использоваться не только для нужд государственных органов разного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), но также государственных корпораций и открытых акционерных обществ с государственным участием.

По мнению авторов Концепции, реализация такого проекта позволит решить следующие основные задачи:

  • повысить эффективность деятельности пользователей системы центров обработки данных за счет обеспечения их надежной и производительной ИКТ-инфраструктурой;
  • усилить уровень защиты информационной безопасности государственных информационных систем и персональных данных граждан РФ;
  • существенно повысить надежность и катастрофоустойчивость ИКТ-инфраструктуры;
  • повысить эффективность расходов бюджетной системы на ИКТ-услуги в условиях их оптимизации;
  • реализовать потенциал сокращения бюджетных затрат на основе централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно расчетам Минкомсвязи, за счет постепенного отказа от закупки оборудования и сниженной себестоимости услуг системы ЦОДов удастся добиться снижения нагрузки на бюджеты всех уровней до 10% в год. Только по федеральным органам исполнительной власти в период 2015–2017 гг. экономия средств федерального бюджета может составить около 10,2 млрд. рублей

СФР ЦОД должна будет представлять собой систему дата-центров, связанных резервированными магистральными каналами связи высокой пропускной способности в единый катастрофоустойчивый кластер, в котором защита от компьютерных атак должна быть реализована с использованием надежных программно-аппаратных средств при соблюдении принципа невыхода трафика указанного кластера за пределы России. Все ЦОДы должны иметь резервирование и надежность на уровне не ниже TIER III по классификации стандарта TIA EIA 942.

Вместе с тем, согласно терминологии Концепции, под ЦОДом понимается «здание или часть здания, предназначенные для размещения технических и технологических средств, обеспечивающих обработку данных», но при этом в документе не прописано — кто же будет отвечать за создание инженерно-технической и ИКТ-инфраструктуры. Там лишь говорится, что единый оператор может «создавать базовую информационно-телекоммуникационную инфраструктуру системы центров обработки данных за счет собственных средств, а также привлекать мощности иных организаций для работы в такой системе согласно заранее утвержденным техническим требованиям». Кроме того, оператор может привлекать свободные ресурсы созданных с привлечением государственной поддержки за счет средств федерального и региональных бюджетов крупных ЦОДов, существующих в государственных органах власти и подведомственных организациях, при условии финансовой обоснованности. Планируется, что СФР ЦОД будет также использоваться для развертывания в них ИТ-систем поставщиков облачных услуг.

Общий контроль за работой СФР ЦОД возлагается на Минкомсвязи, которое будет выполнять следующие функции:

  • осуществление контроля качества деятельности оператора;
  • определение средств объективного контроля качества функционирования СФР ЦОД;
  • ведение каталога услуг оператора и фонда алгоритмов и программ;
  • аккредитация поставщиков облачных услуг;
  • экспертиза финансово-экономических обоснований стоимости услуг оператора системы ЦОДов;
  • аттестация программно-технических решений, используемых оператором и поставщиками облачных услуг, на соответствие установленным требованиям;
  • учет размещаемых в системе центров обработки данных информационных ресурсов и систем, а также потребляемых ИТ-ресурсов;
  • обеспечение функционирования ситуационного центра контроля и поддержки принятия решений СФР ЦОД.

Для выработку требований и методологий при переходе пользователей на использование системы центров обработки данных предполагается создание некоторого коллегиального органа с участием представителей организаций, переходящих на использование СФР ЦОД, который в том числе будет заниматься одобрением предельных тарифов на услуги оператора системы.

Из текста Концепции не очень понятно, насколько обязательным для государственных пользователей ИТ является переход в СФР ЦОД, но при этот зафиксировано то, что в случае реализации такого сценария федеральные органы исполнительной власти должны будут передать в Минкомсвязи соответствующие финансовые средства, выделенные им из федерального бюджета на создание, модернизацию и развитие государственных информационных ресурсов.

В приложении к Концепции имеется план ее реализации, который в частности, обязывает Минкомсвязи в декабре этого года представить в Правительство предложения по оператору СФР ЦОД, а уже через месяц после этого ввести сеть в промышленную эксплуатацию. К июню следующего года в рамках пилотного проекта в систему должны быть переведены информационные ресурсы не менее трех органов государственной власти

Хотя утверждение правительством конкретного плана дальнейшего перевода информационных систем и ресурсов пользователей в СФР ЦОД намечено только на декабрь 2016 г., основные вехи этого процесса определены уже сейчас. Так в 2017–2019 гг. должен быть выполнен перевод ИТ-ресурсов госорганов, не являющихся собственниками ЦОДов, в 2018–2020 гг. — госорганов, являющихся собственниками ЦОДов, в 2019–2021 гг. — государственных корпораций и компаний с государственным участием.