В соответствии с требованиями Федерального закона № 209-ФЗ «О государственной информационной системе ЖКХ», если предприятие коммунального хозяйства не передает данные в ГИС ЖКХ, то потребитель имеет право его счета не оплачивать. Причем это норма вводится с 1 января 2017 г. — утверждали чиновники еще полгода назад. Однако, судя по реакции коммунальных служб, в эти угрозы верили не многие. И их скептицизм был оправдан.

«С 1 января 2017 г., то есть через месяц, должна была наступить административная ответственность за неразмещение информации. Нет информации — нет денег. Мы подвели итоги того, что у нас происходит в стране, и решили не устраивать шоковую терапию. Многие регионы не готовы. Поэтому, скорее всего, эти нормы будут отложены на полгода — год. И все смогут спокойно подготовиться к работе в системе», — сказал на V международном форуме «Умный город будущего» заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев.

Ситуация для нашей страны довольно типичная. Принимается закон с нереальным сроком выполнения, а потом дата начала его действия переносится на более поздний срок. Таких законов было уже много, так что, перефразируя армейскую поговорку «погоди выполнять — отменят», в отношении новых законов многие действуют по принципу «погоди выполнять — отложат». К этой специфике нашего законодательства опытные производственники уже привыкли. И если закон им сильно не нравится, например, требует значительных расходов, тянут до последнего. Пока риски потерь от невыполнения закона станут недопустимо высокими.

Процесс идет

Впрочем, есть и законопослушные предприятия. Текущую статистику подключения можно посмотреть на сайте. На момент написания статьи только в десяти субъектах РФ к ГИС ЖКХ подключилось 100% организаций. С другой стороны, и в самых отстающих субъектах подключилось более трети. Так что процесс подключения коммунальных служб к ГИС ЖКХ идет.

«Задача проекта — сделать сферу ЖКХ открытой и прозрачной. С открытостью данных придет и общественный контроль», — заявил Михаил Евраев. Подводя некоторые итоги проделанной работы он отметил, что по сути сформирована необходимая правовая база. Говоря о разработке системы ГИС ЖКХ докладчик сказал, что все было реализовано на открытом ПО, чтобы не делать лицензионных отчислений и быть локомотивом импортозамещения. 28 апреля система была аттестована на предмет соответствия требованиям безопасности, 1 июля введена в промышленную эксплуатацию. «Это не значит, что все здорово. Все здорово будет работать лет через пять. Но мы стараемся сделать так, чтобы количество сбоев и ошибок было минимальным», — уточнил Михаил Евраев.

Если говорить об организационных вопросах, то с 81 субъектом РФ были подписаны соглашения о пилотировании проекта, проведены семинары для ИТ-компаний, работающих на рынке ЖКХ, и других участников рынка. С системой интегрировано более 400 банков, которые передают информацию о платежах фактически в режиме онлайн — каждую секунду приходит информация о более чем 60 платежах. Прошла интеграция с федеральными информационными ресурсами, такими как Государственный кадастр недвижимости (ГКН) и Федеральная информационная адресная система (ФИАС).

В системе сейчас более 65 тыс. участников. Зарегистрировано более 28 тыс. ТСЖ, ЖК, ЖСК и других кооперативов, и это примерно 60% от их общего количества в стране. Порядка 10 тыс. ресурсоснабжающих организаций, что составляет порядка 70% от общего количества. Внесено около 18 млн. лицевых счетов и 7 млн. домов.

Немного о прозрачности

Открытые данные, принцип «одного окна» для внесения данных, отчетность в режиме реального времени в разных срезах и по разным регионам — все это очень хорошо для органов власти и разных аналитиков. А что же с обычным человеком?

«Система для граждан не обязательная, можно получать счета в почтовый ящик по-старому. Эта система сделана для людей, которые хотят иметь современные возможности для защиты своих прав», — сказал Михаил Евраев.

А вот с этим не так все просто. В выступлениях их зала была приведена статистика анализа судебных решений, принятых по искам граждан к управляющим компаниям, показывающая, что основная часть злоупотреблений относится к платежам за тепло. Управляющие компании повсеместно увеличивают эту строку на 30-50%. Второе по популярности нарушение — лишние услуги ЖКХ, которые входят внутрь другого тарифа.

Проблему можно было бы решить с помощью новой системы, если сделать так, как раньше делал Мосэнергосбыт — давать данные по учету в целом по дому, которые часто фальсифицируются управляющими компаниями. А они сейчас простым гражданам недоступны. Предоставить юридическую информацию о лишних начислениях по дополнительным статьям. И чтобы гражданин с помощью калькулятора платежей мог сам просчитать правильность выставленного счета. А всего этого на сайте ГИС ЖКХ нет.

Михаил Евраев объяснил, что личный кабинет еще дорабатывается. Что в будущем в нем можно будет не только увидеть выставленные гражданину счета и ввести данные своих счетчиков, но и увидеть все договоры и акты выполненных работ по своему дому и показания приборов домового учета. А также сравнить разные управляющие компании.

«Но калькулятора не будет. Никто не знает, что происходит со льготами. У нас не биллинговая, а информационная система. Это не всероссийский РКЦ», — пояснил докладчик.

Отношусь к тем миллионам российских граждан, которые уже имеют свой личный кабинет в ГИС ЖКХ. Похоже, моя управляющая компания к системе не подключилась, т. к. никаких данных по начислениям в нем нет. Но несмотря на принятый закон в январе за ЖКХ мне по-прежнему придется платить.

Но даже если бы данные о начислениях были — проверить их правильность я бы, скорее всего, не смог. Так что по большому счету для меня ничего не изменилось, и я буду по прежнему использовать для оплаты коммуналки услугу «Автоплатеж» своего банка. Надеясь, что счета выставляются правильно.