АО «НПП «Салют» специализируется на выпуске радиолокационных станций, средств наблюдения и управления стрельбой корабельной артиллерии, производит сложное гражданское радиоэлектронное оборудование. Основным видом деятельности предприятия является выполнение контрактов по государственному оборонному заказу (ГОЗ). Большинство заказов имеет длительный цикл выполнения — от нескольких месяцев и до года.

Работа над ГОЗ достаточно жестко регламентируется действующим законодательством. Предприятие обязано выполнять требования Приказа Минпромэнерго России N 200 от 23.08.2006 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой̆ по государственному оборонному заказу» (далее по тексту — «200-й приказ»), Закона от 29.12.2012 № 275 «О государственном оборонном заказе» (далее по тексту — «275-ФЗ»), Постановления Правительства РФ № 47 от 19.01.1998 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее по тексту — «47-е постановление»). Основное требование этих нормативно-правовых актов — полностью прозрачный комплексный учет затрат и денежных потоков в привязке к выполняемым предприятием контрактам.

Что это означает на практике?

При заключении контракта предприятие-исполнитель должно предоставить заказчику конечную смету затрат по проекту и в дальнейшем придерживаться установленных сумм. Все затраты должны быть четко отслеживаемы и объяснимы. Речь сейчас идет не только о прямых, но и о косвенных расходах.

Кроме самих затрат, контролируется использование денежных средств: предприятие-исполнитель ГОЗ не можем произвольно распоряжаться деньгами, которые были получены в рамках того или иного государственного контракта — только для оплаты материалов и услуг, зарплаты и налогов, которые входят в состав работ по этому контракту.

Исторически автоматизация АО «НПП «Салют» шла эволюционно — в зависимости от текущих потребностей того или иного отдела, не было единого подхода и архитектурной систематизации. Практически все отчеты собирались вручную из разных источников — отдельных информационных систем, часть информации могла быть утеряна, старая бухгалтерская система не обеспечивала необходимой прозрачности учета ГОЗ.

Вот несколько примеров.

Склады предприятия вели «ручной» учет на карточках, один раз в месяц эти данные вносились в старую систему, после чего в бумажном варианте остатки на конец месяца передавались всем оперативным службам (отделу снабжения, отделу комплектации, ПДО). То есть остатки материальных запасов были актуальны один раз в месяц, а все остальное время всем службам приходилось только догадываться о состоянии склада или обращаться напрямую и выяснять эту информацию у кладовщиков.

Другой пример из области учета договоров — договорная база предприятия (с графиками исполнения, сроками платежей, дополнительными соглашениями и прочим) была «оторвана» от базы бухгалтерского учета. В результате основной отчет «Реестр договоров», который показывает информацию по анализу исполнения и финансирования этапов договоров, каждый раз собирался вручную в Excel. Составление такого отчета занимало больше двух недель времени.

Для АО «НПП «Салют» важной является информация по открытию и закрытию производственных заказов. К сожалению, она не всегда гарантированно попадала ко всем заинтересованным службам. В итоге на предприятии не было единого списка выполняемых на данный момент заказов, что приводило к проблемам в учете (затраты могли списываться на заказы, которые ещё не начаты или уже выполнены).

Ну и, конечно, проблемы в бухгалтерском учете: не был автоматизирован налог на прибыль, на имущество, земельный и транспортный налоги. Часть операций по НДС велась вручную. Не было автоматического распределения зарплаты по заказам, проводки вбивались вручную. Процедуры распределения расходов и расчета остатков незавершенного производства были настроены много лет назад, и на предприятии не было четкого представления, как именно происходит расчет, насколько эта информация достоверна.

В связи с ростом числа новых контрактов ситуация не улучшалась, поэтому было принято решение автоматизировать учет и управление всем предприятием в одной информационной системе. Критерии выбора решения для автоматизации:

  1. Система должна была предназначаться для комплексной автоматизации всего предприятия, а не только отдельных учетных участков.
  2. Разработчик программы должен был иметь хорошую репутацию и значительный опыт создания ERP-систем в России.
  3. АО «НПП «Салют» является организацией ОПК, поэтому нужен был только отечественный программный продукт.
  4. Наличие на рынке большого количества компаний и специалистов, которые способны провести качественное внедрение.

По данным критериям, и учитывая стоимость программы и ее внедрения, было принято решение о внедрении системы «1С:ERP Управление предприятием 2», с ведением учета и управления в одной базе.

Для проекта автоматизации АО «НПП «Салют» были определены следующие границы:

  1. Учет товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ) и складской учет.
  2. Продажи и учет договоров.
  3. Бухгалтерский и налоговый учет.
  4. Учет затрат и расчет себестоимости.
  5. Расчет заработной платы и кадровый учет.
  6. Управление денежными средствами и бюджет движения денежных средств.

В качестве партнера по внедрению был выбран Внедренческий центр «Раздолье», имеющий значительный опыт выполнения проектов автоматизации предприятий ОПК с помощью «1С:ERP».

Проект длился 14 месяцев. В проекте было автоматизировано более 150 рабочих мест.

В ходе реализации проекта удалось решить ряд организационных проблем координации работы отдельных подразделений, организовать процесс эффективного ввода большого объема данных и самое главное — учесть необходимую специфику автоматизации предприятия ОПК. В результате, в сентябре 2016 года система переведена в промышленную эксплуатацию.

Среди результатов проекта можно выделить следующие:

  1. Автоматизированы основные требования законодательства РФ по учету ГОЗ — 200-го приказа, 275-ФЗ, 47-го постановления:
    • Ведется учет договоров и их этапов, а также дополнительных соглашений, заключенных в рамках контрактов.
    • В программе составляется плановая калькуляция стоимости контракта, которая потом используется для нормирования затрат. В результате запуска системы «1С:ERP» стало возможно оперативно получать анализ себестоимости и незавершенного производства в разрезе статей калькуляции. В любой момент времени можно посмотреть анализ затрат в разрезе заказов с процентами выполнения по затратам.
    • Закупки и работы подрядных организаций привязаны к исполняемым контрактам.
    • Все затраты персонифицированы, их легко проверить и отследить.
    • Полностью отслеживается денежный поток в разрезе контрактов, включая начисление и выплату заработной платы.
    • Первичные документы, выписываемые из программы, имеют привязку к номеру ГОЗ.
  2. Первичные операции движения ТМЦ оформляются на местах их возникновения, что позволяет избежать ошибок, уменьшить пересортицу и снять с бухгалтерии часть несвойственной для нее работы. В результате все заинтересованные службы в оперативном режиме могут видеть оперативные остатки ТМЦ и планировать их поступление на склад.
  3. В два раза сократился срок подготовки регламентной отчетности.
  4. На 70% снизилось количество отчетов собираемых вручную.
  5. Время подготовки отчетности (по анализу исполнения Договоров с заказчиками и исполнителями) сократилось в результате автоматизации на 40%.
  6. Предприятие получило систему сквозного учета — от заключения договора, до его исполнения.
  7. В целом, на предприятии удалось отказаться от использования нескольких разрозненных программных продуктов и организовать работу в единой системе, с реализацией принципа однократного ввода первичной информации. Это привело к увеличению качества учета, снижению рутинной работы бухгалтерии и смещению работы специалистов в область контрольных и управленческих функций.

Главный бухгалтер АО «НПП «Салют» Наталья Николаевна Буторина отмечает: «Внедрение „1С:ERP“ на нашем предприятии позволило бухгалтерии практически полностью отказаться от ручной работы. Внесение информации в программу передано на места — туда, где фактически происходит работа, поэтому бухгалтер теперь не занимается двойным вводом информации, и её регулярной сверкой, а только лишь контролирует правильность оформления документов. Это значительно сократило „вредную“ нагрузку на специалистов, повысило оперативность работы и качество предоставляемых отчетных данных. Теперь мы совершенно уверены в тех сведениях, которые готовим для руководства предприятия и контролирующих органов».

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ