На конференции, проведенной Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации 26-27 января, были подведены итоги конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016». Объявлены победители в шести номинациях, а также обладатели специальных призов. Жюри и экспертная группа рассмотрели 52 заявки, поступившие от компаний и организаций из 11 городов, причем более 60% из них расположены в Москве. Тем не менее, среди призеров конкурса мы видим немало региональных игроков, представивших очень интересные современные инновационные решения. В числе заявленных целей конкурса — повышение качества и обоснованности экспертно-аналитических рекомендаций и управленческих решений, снижение издержек реализации функций и осуществления полномочий органами государственной власти и местного самоуправления. Несмотря на то, что представленные на конкурс решения нацелены на применение в госсекторе, некоторые из них, в частности используемые в контрольно-надзорной деятельности, могут существенно облегчить жизнь бизнесу и будут способствовать повышению его эффективности.

Больше всего решений было представлено в номинациях «Лучшее информационно-аналитическое решение для контрольно-надзорной деятельности» (19 участников) и «Лучшее информационно-аналитическое решение для визуализации данных и принятия управленческих решений: АРМ руководителя» (16). Организаторы объясняют это запуском федеральной программы реформирования контрольно-надзорной деятельности и взрывным ростом объемов данных разной природы, требующим более наглядных способов их представления. Обращает на себя внимание тот факт, что среди лауреатов в первой номинации наряду с победителем — российской компанией «Астерос» — есть и два зарубежных вендора — SAS и Thomson Reuters, обладающие признанными во всем мире компетенциями в области управления рисками (одна из целей упомянутой реформы контрольно-надзорной деятельности — реализация в ней риск-ориентированного подхода). А ведь были опасения, что над конкурсом будет довлеть концепция формального импортозамещения, а не идея выявления наиболее эффективных и полезных решений. Как видим, сказанные недавно слова руководителя Аналитического центра Константина Носкова о независимости оценок конкурсной комиссии от происхождения продуктов, были не пустым звуком.

Да и вручавшая специальные призы Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» лучшим российским решениям ее исполнительный директор Евгения Василенко специально отметила, что награды вручаются не за то, что решения российские, а за то, что они действительно лучшие в своих классах. Директор «SAS Россия/СНГ» по работе с государственными организациями Илья Катчан, упомянувший в своем выступлении импортозамещение как главную проблему его компании в нашей стране, уточнил затем, что оно является одним из факторов конкурентной среды, с которым необходимо считаться, но не означает безусловного запрета на использование продуктов SAS в российском госсекторе. Тема импортозамещения была затронута и в докладе Валерия Ткаченко, начальника управления финансовых технологий Федерального казначейства, где широко используются базовые технологии Oracle. Отвечая на вопрос о планах миграции на отечественное ПО, он сообщил, что этот вопрос серьезно изучается, но решаться он должен с учетом высокой загруженности и ответственности приложений, применяющихся в Казначействе, а также принимая во внимание затраты финансовых и иных ресурсов на такую миграцию.

Говоря о победителях конкурса, заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов довольно эмоционально воскликнул: «Как жалко, что мы о представленных решениях так мало знали до этого!». Действительно, многие из них, в том числе и выполненные на региональном уровне, заслуживают самой высокой оценки. Взять, к примеру, автоматизированную систему диспетчеризации для городского пассажирского транспорта и мобильных служб, созданную «Тюменьгортрансом». Наряду с контролем и отслеживанием параметров работы общественного транспорта на основе показаний трекеров GPS/Glonass, она позволяет дистанционно управлять светофорными объектами, строить новые маршруты с минимизацией возможного дублирования уже существующих, связываться с любым водителем по громкой связи, оповещать пассажиров о планируемом времени прибытия транспортных средств на остановку и т. д. Похожие системы сегодня есть и в других городах, в частности, в Москве, но функционируют они все-таки по-разному. В Тюмени при фиксации существенного отклонения автобуса от графика движения его владельцу автоматически выставляются штрафные санкции. Судя по тому, что в Москве не редкость, когда на остановку практически одновременно прибывают два или три автобуса одного маршрута, в столице последняя из описанных функций отсутствует напрочь.

При всей важности отмеченных на конкурсе информационных систем с точки зрения сегодняшнего дня, следует также рассматривать их в контексте задач, которые предстоит решать в будущем. Об этом напомнил директор Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации Владислав Федулов. Во многом эти задачи связаны с реализацией поручения Президента РФ Владимира Путина по выполнению программы «Цифровая экономика», данного им в конце прошлого года в ходе последнего послания Федеральному собранию. Программа эта еще только формируется и реальные контуры «Цифровой экономики» не определены, но, по словам Владислава Федулова, она по своей значимости для страны будет сопоставима с вошедшей в историю программой индустриализации. Предполагается, что в рамках ее выполнения к 2025 г. удастся создать новые форматы производственных цепочек, позволяющих предоставлять потребителю продукты и услуги персонифицированно. А для этого необходимо построить адекватную экосистему и разработать стандарты мирового уровня. Важно также в процессе построения цифровой экономики аккуратно внедрять новые технологии и процессыс тем, чтобы они не стали источником дополнительных проблем для бизнеса.

Победитель конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016»

— За последние 20 лет наша страна осуществила уникальный рывок в области информатизации и автоматизации, и особенно ярко это проявляется на примере самой консервативной сферы — государственного управления. Активно происходит перемещение государственных услуг в электронный вид, меняются их качество и эргономика. При этом фокус развития государственных информационных систем смещается от задач пост-обработки (реактивная аналитика) к задачам предиктивной аналитики, т. е. прогнозирования будущих событий.

В этой связи показателен процесс перехода к риск-ориентированному подходу в контрольно-надзорной деятельности. Суть реформы в том, чтобы предсказывать возможный ущерб, место, время, характер и вероятность возникновения риска и своевременно его предупреждать. Как следствие, возрастает роль автоматизированных системам управления рисками, поскольку это ядро риск-ориентированного подхода. И мы увидели, что в этом смысле наши решения и экспертиза — на острие модернизации государственного управления.

В конкурсе Аналитического центра при Правительстве РФ мы участвуем уже не первый раз и видим, как он эволюционирует, как меняется методика оценки решений. Сейчас это по сути серьезная исследовательская работа. В ходе конкурса представители ведомств и жюри оценивали не просто функциональные возможности решений, а наличие у поставщиков экспертизы, возможные области применения представленных инструментов и соответствие этих инструментов реально существующим задачам. Поэтому, участвуя в конкурсе, мы видим реальные потребности государственных организаций и ведомств и можем лучше удовлетворить их запросы.

На чем основана контрольно-надзорная деятельность? На эффективной и грамотной оценке рисков. И в этой области у SAS огромный опыт и репутация надежного поставщика, который способен построить полный замкнутый цикл работы с данными, эффективно организовать процессы по выборочному контролю и надзору и впоследствии, что важно, предоставить техническую и консультационную поддержку, провести обучение сотрудников ведомства.

Мы помогаем с высокой точностью определять вероятность нарушений и далее формировать оптимальный план проверок с учетом их периодичности, количества, географии и других особенностей работы ведомства — и контролировать результативность и своевременность исполнения предписаний.

В нашей номинации было представлено самое большое количество решений — 19. Поэтому те оценки и отзывы, которые мы получили в ходе конкурса, и те высокие позиции, которые мы заняли, для нас бесспорное свидетельство, что решение SAS качественное, актуальное и соответствует задачам российских контрольно-надзорных органов.

Александр Ефимов, руководитель департамента решений для государственных организаций «SAS Россия/СНГ».

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Олег Пак добавил, что государственные услуги должны решать не проблемы гражданина вообще, а проблемы конкретного человека: «У государства уже сегодня накоплено много данных о гражданах, и их следует более активно использовать для персонификации услуг. Необходимо применять технологии Big Data не в рамках отдельных ведомств, а на общегосударственном уровне». Руководитель ДИТ Москвы Артем Ермолаев сообщил, что элементы персонификации заложены в новой городской электронной системы образования, предоставляющей каждому ребенку индивидуальные возможности получения знаний. Со временем, как ему представляется, аналогичные возможности появятся и в здравоохранении, когда личный гаджет будет сообщать врачу о состоянии человека, и в случае необходимости врач придет к нему сам, а не по вызову.

По мнению Саввы Шипова, сейчас на первый план выходит задача оптимизации всех процедур с участием множества ведомств и организаций. Создать цифровую экономику без изменения правовой базы будет невозможно. Он, в частности, отметил, что законодательство должно поддержать переход к юридически значимому электронному документообороту и уменьшению роли бумажных документов. Как подчеркнул заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Константин Лайкам, развитие ИТ само подталкивает к этому: сбор информации его ведомством все чаще осуществляется на местах сразу в электронном виде, что снижает уровень ошибок, связанных с человеческим фактором.

Говоря о региональных проблемах, директор департамента информатизации правительства Тюменской области Александр Албычев посетовал на разнобой в процессах, используемых в близких по функциям органах. Зачастую никакого особого смысла в их уникальности нет: просто процессы передаются по наследству. Поэтому перед тем, как осуществлять их цифровизацию, следует произвести типизацию. А заместитель председателя правительства Самарской области Станислав Казарин предупредил, что информатизация — дорогое удовольствие. По его мнению, внедрение ИТ на первых порах приводит не к удешевлению, а к удорожанию транзакций. Выгода же появляется тогда, когда на уровне ИТ устраняются межведомственные барьеры.


Победители конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016»

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки неструктурированных данных»

1-2 место

· Информационно-аналитическая BI-платформа IQPLATFORM (АО «Айкумен ИБС»)

· Система мониторинга и анализа упоминаний в социальных медиа и СМИ Brand Analytics (ООО «ПалитрумЛаб»)

3 место

· Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития ситуаций 3i Analytics (ООО «ДСС Лаб»)

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки пространственных данных»

1 место

· Информационно-аналитическая система «Градоустройство» (ООО «ИТП «Град»)

2 место

· Информационно-аналитическая система пространственного развития «Горизонт» (АО «НЕОЛАНТ»)

3 место

· Единая картографическая система Ямало-Ненецкого автономного округа (ГКУ «Ресурсы Ямала»)

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для визуализации данных и принятия управленческих решений: АРМ руководителя»

1 место

· Платформа визуализации и анализа дан­ных Interactive Data Visualization Platform (консорциум IDVP)

2 место

· Информационно-аналитическая BI-платформа IQPLATFORM (АО «Айкумен ИБС»)

3 место

· Система сбора консолидированной аналитической отчетности Универсальной автоматизированной системы бюджетного учета (ООО «Хэндисофт»)

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для контрольно-надзорной деятельности»

1 место

· Информационно-аналитическая система комплексной поддержки контрольно-надзорной деятельности ИАС КПКНД (АО «АСТЕРОС»)

2 место

· Информационно-аналитическая система управления рисками в контрольно-надзорной деятельности (ООО «САС Институт»)

3 место

· Thomson Reuters Auto Audit («Томсон Рейтер»)

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для управления городским и пригородным пассажирским транспортом»

1 место

· Автоматизированная система диспетчеризации для городского пассажирского транспорта и мобильных служб (МКУ «Тюменьгортранс»)

2 место

· Аналитическая подсистема АСУ наземным пассажирским транспортом «НПТ-аналитика» (Университет ИТМО, Санкт-Петербург)

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для проведения и оценки результатов социологических исследований»

1 место

· Инструмент для автоматизации количественных опросов SimpleForms (ООО «Компания Грейт»)

2 место

· Программное обеспечение для проведения социологических исследований «Статэкс» (ООО «АСБК»)

3 место

· Мобильная информационная система для сбора полевой информации FORapp (ООО «МИС»)

Специальный приз «За лучшее информационно-аналитический инструмент для принятия комплексных управленческих решений на региональном уровне»

· Программный комплекс «Банк моделей кратко- и среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития» (СПб ГУП «СПб ИАЦ»)

Специальный приз «За лучшее комплексное решение для автоматизации процессов контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне»

· Конструктор информационных систем «Акцент» (ООО «Бинго софт»)

Специальные призы лучшим российским решениям АРПП «Отечественный софт»

· Решение для потокового ввода и распознавания структуриррованных и неструктурированных данных и документов (ООО «Аби Продакшн»)

· Средства создания решений для бизнес-аналитики и интеллектуального поиска (ООО ПРОМТ)

· Информационная система управления проектами (ООО «Адванта консалтинг»)

· Облачный сервис для организации и контроля деятельности учреждений (ООО «1С-Битрикс»)

· Решение для обеспечения контрольно-надзорной деятельности органов прокуратуры (ООО ЭОС ПВ)