Президент США сразу же после процедуры инаугурации решительно приступил к реализации своих предвыборных обещаний. Указы Дональда Трампа издаются один за другим, и почти каждый из них поднимает на новую высоту волну «возражений», которые выражаются уже не только в протестах, но и конкретных юридических действиях и судебных решениях. С критикой действий главы Белого дома выступают руководители и общественность ряда иностранных государств (в том числе европейских союзников США), представители международных организаций (в частности, ООН), хотя некоторые выражают и поддержку. Еще более напряженная ситуация внутри американского общества, которое, кажется, после инаугурации еще сильнее разделилось на две противоборствующие половины (раньше после вступление в должность президента происходило «примирение» соперничающих во время выборов частей общества).

Наблюдатели порой даже проводят параллели сегодняшней ситуации в США с событиями середины 19-го века, которые завершились Гражданской войной (самой кровопролитной в истории страны), хотя при этом выражают уверенность, что сейчас все конфликты будут решаться мирными путем. Среди оппонентов Трампа можно выделить несколько профессиональных групп. Главная и наиболее четко видная — американская пресса (во всяком случае, ее большая часть), с которой представители Белого дома обмениваются взаимными упреками. Другие группировки пока не столь явно заметны, но если приглядеться, то, наверное, можно сказать, что оппонентом президента номер два является ИТ-бизнес (что в США практически эквивалентно понятию ИТ-отрасли).

При этом нужно отметить еще один важный момент: хотя сейчас дискуссию с президентом США ведут американские ИТ-компании, но на самом деле речь в существенной мере идет о делах не только американской ИТ-отрасли, но и мировой в целом. И дело тут не только в том, что США занимают ведущие позиции на мировой ИТ-рынке, а в том, что стратегия действий Дональда Трампа в существенном мере направлена на коррекцию сложившейся на сегодня структуры мирового рынка в целом, затрагивает интересы и многих других стран. В целом стратегию нового президента можно обозначить как курс на усиление изоляционизма, что противоречит модели развития мировой и в первую очередь, конечно, американской ИТ-отрасли последних десятилетий.

Главная американская тема последних десяти дней — указы Трампа, временно запрещающие въезд в США выходцам из семи мусульманских стран (критики президента делают особый акцент на неопределенность и широту данного термина, в эту категорию попадают, например, граждане Великобритании, имеющие иранское происхождение) и всех людям из категории «беженцы» из соображений борьбы с терроризмом (подразумевается, что за 3-4 месяца действия этих указов будут разработаны новые правила въезда иностранцев).

Разумеется, против борьбы с терроризмом никто не выступает, критикуются методы, когда чтобы не пустить одного, не пускают всех. По мнению оппонентов Трампа, его указы противоречат не только принципиальным историческим идеалам США, но и традиционной стратегии развития страны, которая во многом базируется на идее постоянного внешнего кадрового притока «свежей крови». В этом хоре критиков хорошо слышны голоса представителей американского ИТ-бизнеса, многие видные лидеры которого сами относятся к категории недавних иммигрантов (например, Стив Джобс, Сергей Брин, Марк Цукерберг).

Но кроме озабоченности по проводу общих принципов у ИТ-отрасли есть вполне понятная практическая обеспокоенность. Принятые сейчас антитеррористические меры затрагивают американский ИТ-бизнес в небольшой степени: основной приток ИТ-кадров идет не из стран Ближнего Востока (и даже не из России и Европы), а совсем с другой стороны — Индии, Китая, Вьетнама. Однако ИТ-компании имеют основания полагать, что следом за выполнением антитеррористических обещаний наступит череда выполнения президентом его лозунга «создавайте рабочие места в Америке, покупайте американские товары».

Одним из направлений реализации этого девиза могут стать (об этом Трамп говорил на протяжении всей предвыборной кампании) ограничения по выделению квот на рабочие визы H-1B и гринкарты (вид на жительство). При том, что именно ИТ-компании являются основными потребителями этих квот, данный формат пополнения их кадрового состава является важным элементом развития их бизнеса и конкурентоспособности. Более того, нужно иметь в виду, что современная модель ИТ-аутсорсинга в США базируется именно на возможности постоянного пополнения зарубежными ИТ-кадрами. И речь тут идет уже совсем не не только об ИТ-поставщиках, но, скорее даже в первую очередь, об ИТ-заказчиках — именно они широко используют услуги ИТ-рекрутеров (компаний, работающих по схеме аутстафинга). При этом нужно понимать, что именно аутсорсинг является важным механизмом повышения эффективности бизнеса.

Опасения ИТ-рынка относительно планов президента США связаны с тем, что его идеи опоры на собственные силы могут затронуть не только физический приток ИТ-кадров в страну, но и трансграничное сотрудничество по модели аутсоринга. А такой вариант уже серьезным образом затрагивает интересы многочисленных иностранных (по отношению к США) аутсоринговых компаний, для которых именно Америка является главным потребителем их услуг. Это в полной мере относится и в России, у которой основная часть экспортной софтверной отрасли работает как раз по модели заказного аутосорсинга с ориентацией в существенной мере на заокеанских заказчиков.

В этой связи довольно характерной является ситуация с Harley-Davidson, одним из самых известных в мире производителей мотоциклов, который является одним из культовых символов и внутри США и за пределами страны. Характерно, что именно с руководством этой компании Дональд Трамп намерен встретиться уже в этом месяце, чтобы обсудить тему увеличения рабочих мест в стране. Наверное в первую очередь речь будет идти о расширении внутри США физического производства техники, но вполне вероятно разговор может зайти и об организации ИТ. Дело в том, что существенная часть ИТ-разработок Harley-Davidson выполняется по модели аутсорсинга. Еще в 2012 г. компания заключила пятилетнее соглашение на сумму в 200 млн. долл. с крупной индийской офшорной фирмой Infosys, сотрудники которой трудятся как в Индии, так и в американских офисах (Infosys является крупнейшим в США потребителем виз H-1B). Новые указы Трампа могут серьезно осложнить работу всей существующей аутсорсинговой схемы взаимодействия заказчика и подрядчика. Наблюдатели считают, что Трамп будет давить на Harley-Davidson в плане возврата к модели in-house, однако при этом отмечается, что такой возврат не приведет к заметному увеличению рабочих мест в рамках страны: просто люди перейдут из одной компании в другую (как это было и в 2012-м, только в другом направлении движения кадров).

Вторым направлением планов президента по увеличение рабочих мест в США должно стать (согласно его предвыборным обещаниям) стимуляция переводу в страну ИТ-производства из-за рубежа. Речь идет, по крайнем мере, о производстве ИТ-товаров, предназначенных для продажи на внутреннем американском рынке. В общем-то не секрет, что подавляющая часть вычислительной техники собирается американскими вендорами за пределами США, в основном в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Но при ввозе в страну не облагается таможенными пошлинами, так как считается американской продукцией. Трамп во время предвыборной компании регулярно затрагивал эту тему, говоря о том, что ИТ-компании должны поддержать его программу увеличения рабочих мест в стране. И в качестве стимулов он предлагал метод «кнута и пряника»: введение таможенных сборов на все ввозимые товары (невзирая на юридическую национальность производителя) и одновременное предоставление налоговых льгот тем, кто будет увеличивать выпуск физической ИТ-продукции внутри страны.

Однако сами американские ИТ-производители к этим идеям с самого начала относились весьма скептически, отмечая, что рост занятности нужно обеспечивать за счет расширения исследований и разработок, а не сборочного производства, что организация выпуска физической продукции внутри страны приведет к повышению себестоимости товаров и к снижению конкурентоспособности американских компаний, в том числе внутри страны.

Через пару недель после проведения всеобщего голосования 7 ноября 2016 г. Дональд Трамп сообщил журналистам о своем звонке главе Apple Тиму Куку. У них состоялся примерно такой диалог: избранный президент сказал о своем намерении стимулировать расширение ИТ-производства в США, на что собеседник ответил «я понимаю ваши планы», не сказав ни да, ни нет. А 1 февраля Apple объявила о запуске в апреле сборочного производства своих смартфонов в Индии, ничего не сказав о подобных планах относительно США.

Пока Дональд Трамп не издавал указов относительно стимулирования производства товаров внутри страны, но в его внешнеполитической политике уже четко обозначилось направление на усиление экономического противостояния с Китаем. Аналитики считают, что это заставит американские компании задуматься о снижении своей производственной активности в Поднебесной, но скорее всего вектор миграции их производственных мощностей будет направлен не в сторону своей родины.

И наконец, еще одна важная потенциально конфликтная точка взаимоотношений нового президента с национальной ИТ-отраслью: поиск оптимального решения проблемы сочетания прайвиси (охрана частной информации) и государственной безопасности (в первую очередь, в контексте борьбы с терроризмом). Эта тема всплыла почти ровно год назад, на раннем этапе предвыборного гонки, когда Трамп в известном деле «ФБР против Apple», четко занял позицию «государственников», в довольно резкой форме пообещав «поставить Apple на место». 1 февраля газета Washington Post сообщила со ссылкой на свои источники, что в Белом доме подготовлен рабочий вариант президентского указа, направленного на усиление защиты Национальной критически важной инфраструктуры (системы обеспечения национальной и экономической безопасности, публичного здравоохранения, страхования и пр.). По данным издания, существенная часть этого документа посвящена мерам по стимулированию активности ИТ-разработчиков в этом направлении. Комментаторы предполагают, что в рамках такого законодательного акта могут быть сделаны также и шаги в направлении повышения контроля за частной информацией со стороны правительственных структур.

Версия для печати