В соответствии с 332-ФЗ с начала года на сайте Федеральной нотариальной палаты работает сервис проверки доверенностей по реквизитам. Напомним, что в соответствии с положениями ГК РФ, а также Основ законодательства РФ о нотариате ФНП ежедневно и круглосуточно обеспечивает свободный и прямой доступ к содержащимся в ЕИС сведениям о доверенностях, а также о совершенных в нотариальной форме отменах доверенностей в реестре нотариальных действий ЕИС. Сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий вносятся нотариусом в единую систему незамедлительно, что обеспечивает актуальность информации.

Как сообщает ФНП в своем письме от 20 февраля 2017 г. № 674/01-01-2, первые результаты работы ресурса весьма обнадеживающие. Зафиксировано уже более 30 тыс. обращений к этому сервису. Он позволяет сравнить реквизиты документа с зарегистрированным в системе и, к примеру, узнать, не отменена ли доверенность — документ может быть подлинным, но уже не действующим. Как сказано в письме ФНП, первые обращения к нотариусам о совершении в нотариальной форме отмены доверенности, совершенной в простой письменной форме, начали поступать 2 февраля.

Поскольку сведения об отмененной у нотариуса доверенности сразу попадают в БД ЕИС, доверенность может быть отменена всего за день и при ее проверке сервис выдаст информацию об этом факте. Кроме того, согласно ст. 189 ГК РФ третьи лица считаются извещенными о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности на следующий день после внесения сведений об этом в реестр нотариальных действий. Таким образом, доверитель уже не обязан как раньше извещать всех заинтересованных лиц.

Актуальность информации ЕИС сегодня помогает не только гражданам, экономя время и позволяя избежать мошенничества, но и госведомствам. Отныне налоговая инспекция не потребует необходимого ранее удостоверения подписи заявителя нотариусом на подаваемых заявлениях на традиционном защищенном бланке. ФНС сама проверит подлинность документа электронным способом.

Таким образом, использование бумажной формы защищенного бланка теряет былую актуальность. В связи с этим решением правления ФНП с 3 апреля 2017 г. отменяется необходимость в защищенном бланке при удостоверении подлинности подписи заявителя на документе для налоговой. Пожалуй, это один из самых показательных примеров отказа от бумажной формы бланка ввиду появления удачно выстроенного электронного ресурса. Не исключено, что в недалекой перспективе привычные бланки документов уйдут в прошлое, в том числе из-за устаревающей формы их защиты.

В перспективе нотариатом планируется фиксировать все нотариальные действия в стране, используя информационную систему.

Версия для печати