«10-15 лет назад высшее руководство многих стран было увлечено идеей электронного правительства. Много было вложено денег в проекты информатизации правительств, много возлагалось на них надежд, но сбылись далеко не все. На сегодня есть впечатляющие успехи в отдельных секторах и ведомствах отдельных стран. Но ни одна страна не достигла поставленных целей полностью. Что происходит с новой волной энтузиазма вокруг идеи цифрового правительства? Мы заходим на второй круг и хотим завершить недоделанное? Я думаю, что нет», — заявил на семинаре 20 марта в Аналитическом центре при Правительстве РФ эксперт Gartner Андреа Ди Майо.

Эксперт предложил свою трактовку цифрового правительства, принципиально отличную от того, что принято понимать под правительством электронным. По его мнению, когда говорят об электронном правительстве, то подразумевают прежде всего удобную систему государственных и муниципальных услуг для граждан и бизнеса, высокую автоматизацию взаимодействий с государством, единые порталы доступа к нужной информации, высокую скорость регистрационных действий. Но цифровое правительство — это не про услуги, считает Андреа Ди Майо. Это прежде всего про использование колоссального количества данных, накапливаемых во всевозможных информационных системах. Суть цифрового правительства и цифровой экономики — не гаджеты, не интерфейсы, не каналы связи, а данные, их интеграция, перекрестная обработка и извлечение полезной информации. «Человечество только нащупывает таящиеся в данных возможности, только создает первые прецеденты их использования. Но в перспективе основанные на данных экономика, территориальное управление и повседневный быт людей — это принципиально новый уровень ориентировки в потоке событий окружающего мира. Уже сейчас на отдельных прорывных примерах мы видим, как мир становится более понятным, более прозрачным и предсказуемым. При необходимости любая точка планеты может стать как бы видимой на расстоянии вытянутой руки», — сказал он.

Как работает цифра

Андреа Ди Майо поделился примерами успешного использования технологий Big Data в муниципальном управлении. Так, в любом крупном городе остро стоит проблема контроля за людьми, выпущенными по УДО из мест заключения. Статистика говорит о большом количестве рецидивов, но контролировать всех и каждого невозможно: ни у какой полиции не хватит для этого ресурсов. В Лос-Анжелосе для этих целей используются системы сбора данных, их анализа и построения на этой основе прогнозов относительно вероятного времени и места противоправных действий. Полицейские заблаговременно оказываются в «тревожных точках», и в результате большое количество преступлений удается предотвратить, а людей при этом задействуется гораздо меньше. В городской системе безопасности используются данные не только полицейского ведомства: они собираются из хранилищ других ведомств, из налоговых органов, с видеокамер и всевозможных датчиков, наконец, из социальных сетей. В качестве важного источника информации исправно работает специализированная социальная сеть для граждан, заботящихся о безопасности на улицах города. От них идет постоянный поток снимков и сообщений о любом подозрительном событии: у школы остановилась незнакомая машина с закрытым салоном — пусть на всякий случай об этом знают полиция и соседи, пусть знает весь район; в окне не зажегся привычный свет — пусть будет известно и об этом. Аналогичным же образом решается вопрос наблюдения и оперативной помощи детям из семей «повышенного риска». Анализ данных о поведении членов семьи, выявление связей и закономерностей, предсказательная аналитика — и в результате профилактика проблемных случаев — более «зрячая», осуществляется успешнее и меньшим количеством социальных работников. Похожим образом работает система контроля через социальные сети за тем, что происходит с усыновленными детьми и не появляются ли в их поведении тревожные симптомы. На том же принципе основано и «умное», «зрячее» реагирование на стихийные и техногенные бедствия. В режиме онлайн правительству точно известно, сколько, каких и по каким свободным трассам нужно направить сил, чтобы в скорейшие сроки справиться с происшествием, будь то пожар, заблудившийся ребенок или железнодорожная катастрофа.

Эксперт рассказал о том, насколько эффективно работают «на цифровой основе» налоговые органы скандинавских стран — Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. Здесь по части налогообложения «зрячим» и «умным» алгоритмам известно все: доходы граждан, их каждодневные траты, вложения, состав имущества. В результате львиную долю того, что прежде делали люди, делают роботы. Никакой бумажной работы у налоговиков — и никаких деклараций у граждан. Налоги рассчитываются и списываются автоматически, а граждане лишь получают уведомления для проверки расчетов.

Андреа Ди Майо поделился идеей о том, каким мог бы быть следующий шаг в развитии налоговой системы: автоматизированный сборщик налогов превращается в налогового консультанта. Например, узрев всевидящим оком, со спутников и через датчики, что у человека в ветхом состоянии дом, алгоритм предлагает вложиться в ремонт — с тем чтобы, согласно закону, человек получил налоговое освобождение. А невзысканный с него налог будет взят с тех, кто получит его деньги за строительные работы.

Какая общая идея стоит за всеми приведенными примерами? Образно говоря, общество становится «умным», скоординированным и «зрячим» по отношению к самому себе за счет того, что и датчики, и видеокамеры, и глаза и уши граждан — становятся глазами и ушами всего общества. Само же общество обзаводится «цифровым мозгом», который теперь видит и слышит все и вся и отлично ориентируется на всей подведомственной муниципалитетам и правительствам территории.

На пути к цифровому правительству

Андреа Ди Майо рассказал о возможном пути поэтапного превращения электронного правительства в цифровое. По его мысли, на промежуточных ступенях этой эволюции ключевое место занимают открытые данные. И, соответственно, сервисы по интегрированию и обработке открытых данных, которые могут создавать и запускать во всеобщий оборот частные компании. Сегодня одним из мировых лидеров по открытым данным считается Сан-Франциско, где муниципальные власти сами создают приложения для использования данных гражданами. А в одном из близлежащих городов власти, подсмотрев новацию, пошел иным путем и стали создавать приложения для профессиональной работы муниципальных служащих.

По мысли эксперта, инструменты предиктивной аналитики позволят правительствам вернуться к добрым старым временам, когда реалистичные планы снова можно будет строить не на год, как сегодня, а на пять лет. Идея спорная, но тоже имеющая право на жизнь.

От чего зависит динамика цифровизации в той или иной стране? Конечно, в каждом конкретном случае велика будет роль страновых особенностей — культурных, экономических, организационных. Тем не менее, анализ происходящего в разных странах приводит к однозначному выводу: наибольших успехов в построении умного цифрового правительства и умной экономики добиваются те страны, которые в силу тех или иных причин оказались перед лицом кризиса и хватаются за данные как за последнюю соломинку. Один из многочисленных примеров: исключительно интенсивно идет технологическое освоение Big Data в Дубае, где заканчиваются запасы нефти и очень скоро экономике просто не на чем будет держаться. Другой, не столь часто встречающийся фактор успеха — поддержка мирового сообщества. Так случилось с Эстонией, которая сделала мощный рывок «в цифру» буквально с нулевой отметки.

Оглядываясь на пройденный путь

В качестве одного из уроков, которые можно извлечь из опыта европейских неудач, эксперт указал на важность выбора верного горизонта планирования. Основные, наиболее бесспорные, практичные и впечатляющие цели должны быть достигнуты еще до того, как состав правительства будет сменен очередными выборами. А если уж на что-то и потребуется более долгий срок, то нужно обеспечить максимальную преемственность запущенных программ.

Другой важный урок: не следует вкладываться в интеграцию данных исходя из неких абстрактных принципов. Интеграционные шаги должны предприниматься по мере востребованности, в рамках решения конкретных практических задач и создания под эти задачи конкретных технологических инструментов.

Риски и угрозы цифровизации

Андреа Ди Майо подчеркнул, что вместе с новыми возможностями технологический прогресс неизбежно приносит и новые трудности, новые угрозы и риски. Так, например, по мере того как вместо компьютера, который либо есть либо нет, стало появляться огромное количество мобильных устройств, все труднее стало преодолевать цифровое неравенство.

Какие угрозы и риски несет нам неведомое будущее — точно не знает никто. Но кое-что можно разглядеть уже сегодня. Алгоритмы и роботы на рабочих местах — это безработица и необходимость заранее думать о новых востребованных рынках, новых рабочих местах и системах переквалификации. Бытующий страх перед искусственным интеллектом как генератором безработицы сильно преувеличен, но не лишен почвы — чего стоит одна только ситуация вокруг Uber.

Другая угроза заключается в том, что новые технологические инструменты — это обязательно и новые формы киберпреступности. Это нужно моделировать и предвидеть заранее. Важна безопасность данных, систем их хранения и передачи. Важна безотказная система идентификации и аутентификации и, конечно же, принцип открытых данных не означает, что любые данные и на любом уровне их детализации открыты всем. Необходимы хорошо продуманные и надежно работающие системы распределения доступа к информации в зависимости от того, кто обращается за данными и каков характер запрашиваемых данных. Потребуются и специальные механизмы мониторинга цифровой безопасности. В том числе в виде автоматической фиксаций аномалий. Например, если после того как проведена транзакция с кредитной картой в одном городе, через несколько минут та же карта «засвечивается» за несколько тысяч километров, «цифровой мозг» должен мгновенно сгенерировать сигнал тревоги.

Рекомендации

Андреа Ди Майо сформулировал несколько рекомендаций и принципов для правительств, решивших переходить на цифру.

Во-первых, современность требует глубоких мудрых концепций и одновременно — создания на их основе гибких, в режиме онлайн корректируемых планов конкретных действий.

Во-вторых, работа по подготовке госслужащих к обращению с новейшими цифровыми инструментами настолько же важна, насколько и недостаточна в подавляющем большинстве стран.

В-третьих, само планирование цифровизации должно быть оцифровано. Уже сейчас существуют мощные инструменты многосценарного машинного моделирования социальных и экономических процессов в режиме «что, если».

В-четвертых, следует учитывать нынешнюю ускоренную демографическую динамику и то, что со сменой поколения привычки и склонности граждан в работе с данными будут сильно меняться. Важно вылавливать эти тренды и планировать работу «с поправкой» на то население, которое будет задавать тон через три года или через пять лет.

Пятое. Поиск общественных потребностей и конструирование новых профессий — вещь необходимая. Но вместе с тем обязательно нужно побуждать людей брать на себя больше ответственности за свою собственную судьбу в меняющемся мире. Жить более осознанно и активно строить «запасные аэродромы», осваивать перспективные профессии и иметь свой собственный ответ на вопрос: «А где я окажусь, когда на мое рабочее место пожалует робот?»

Шестое. Цифровые технологии не создают прямую демократию сами по себе. Чтобы они заработали, необходима большая работа по просвещению граждан и их вовлечению в процессы общественного саморегулирования.

И, наконец, помнить, что за горизонтом — новый горизонт, над которым восходит — технология блокчейн — следующая волна новизны, обещающая проникнуть во все поры экономики, управления и быта.

Несколько слов о гуманитарной экспертизе

На вопрос о том, какие есть в мире прецеденты участия представителей гуманитарных наук в анализе скрытых угроз и неочевидных возможностей цифровизации жизни, в качестве наиболее «гуманитарной» в этом плане страны Андреа Ди Майо назвал Канаду. Там историки, психологи и социологи активно привлекаются правительством и муниципалитетами к работе с населением по мере подготовки и проведения «оцифровывающих» мероприятий. Социологи и психологи проводят локальные исследования и дают оценку готовности граждан в тот или иной период времени к тем или иным изменениям. Именно гуманитариями планируются и проводятся меры вовлечения людей в цифровую трансформацию. Гуманитарии формируют прогнозы изменений качества жизни со всеми их плюсами и минусами. Они же ищут пути распространения позитивного опыта среди граждан.