В 2016 г. госзакупки в Москве отечественного ПО и ИКТ-оборудования увеличились на 30%. В денежном выражении это выглядит так: если в 2015 г. через ДИТ Москвы было закуплено ИКТ-оборудования и ПО отечественного производства на общую сумму 384 млн. руб., то в 2016 г. данный показатель составил 503 млн. руб., сообщил руководитель ДИТ Артем Ермолаев на круглом столе «Открытость в ИТ-закупках», состоявшемся 5 апреля в рамках форума-выставки «Госзаказ 2017». В то же время данных о том, как за год изменился объем закупок импортных софта и «железа», он не привел.

Министр правительства Москвы посетовал, что наполнение Реестра отечественного ПО, в котором в котором на конец марта насчитывалось 3325 программных продуктов, происходит не на основе учета потребностей госструктур, а исходя из заявок компаний-разработчиков.

По его словам, затраты ДИТ на эксплуатацию информационных систем соизмеримы с затратами на их создание и развитие. И даже несколько превышают последние. Артем Ермолаев также отметил, что соотношение капитальных (CAPEX) и операционных (ОРЕХ) затрат в закупках, касающихся создания и эксплуатации ИС, довольно постоянно и составляет 45:55.

Что касается динамики затрат ДИТ на создание, развитие и эксплуатацию ИС за последние пять лет, то обнаружить в них регулярные тренды проблематично, поскольку они зависят от конкретных программ правительства Москвы. Так, в 2012 г. проводились массовые поставки компьютерной техники и ПО в органы власти и учреждения, в том числе школы и больницы. В 2013-2015 гг. проводились лишь точечные поставки. А в 2016 г. осуществлялись массовое обновление техники, закупленной в 2011-2012 гг. и крупная закупка оборудования для школ в рамках проекта «Электронная школа».

Необходимо пояснить, что основной деятельностью ДИТ является организация закупок ПО и ИКТ-оборудования для нужд различных столичных департаментов. Бюджет ДИТ определяется ежегодно принимаемыми соответствующими городскими законами. В 2016-м он составил 32 140,8 млн. руб. На 2017 г. бюджет установлен в размере 45 710,8 млн. руб. Плановые цифры на 2018 и 2019 гг.: 44 830,9 и 34 101,0 млн. руб., соответственно. Отметим, что бюджет ДИТ хотя и составляет десятки миллиардов рублей, но его вклад в общие ежегодные расходы правительства Москвы невелик и составляет около 2%.

На какие нужды идут основные расходы ДИТ? «В 2011-2016 гг. около 60% наших затрат пришлись на социально-значимые направления — образование, здравоохранение, городскую безопасность», — сообщил Артем Ермолаев.

По его данным, общее количество поставщиков ДИТ и их состав непрерывно меняется. Так, в 2016 г. из 136 ИТ-поставщиков 59 компаний были новыми. А в 2014 и 2015 гг. году новыми были 51 и 57 поставщиков, соответственно.

Работу с поставщиками ДИТ строит по следующим правилам:

1. Через процедуру «Открытый конкурс» преимущественно осуществляется закупка работ по созданию и развитию ИС, а также работ и услуг по их эксплуатации.

2. Через процедуру «Аукцион в электронной форме» преимущественно осуществляется закупка средств вычислительной техники и программного обеспечения.

3. Через процедуру единственного поставщика преимущественно осуществляется проект по выдаче и замене социальных карт москвича.

По словам Артема Ермолаева, в последнее время ДИТ все чаще реализует многолетнего планирования, позволяющее заключать контракты на несколько лет вперед. Благодаря этому ДИТ фиксирует стоимость работ и услуг, снижая риски увеличения их цены при изменении экономической ситуации (например, в случае рост курса иностранной валюты).