Проведение Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации очередного конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты 2017» позволило по-новому взглянуть на проблематику создания и применения информационно-аналитических инструментов (ИАИ) в первую очередь в государственном секторе. И если о наиболее интересных новых решениях мы узнаем из итогов Конкурса, то о том, как обстоят дела с применением ИАИ в различных министерствах, ведомствах, государственных и общественных организациях, мы попросили рассказать членов жюри Конкурса, представляющих данные организации. Мы также попросили их оценить уровень готовности имеющегося в их распоряжении инструментария к решению задач формирующейся в России цифровой экономики.

Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства:

— В Федеральном казначействе в настоящее время используются следующие ИАИ:

  • СКИАО (система комплексного информационно-аналитического обеспечения деятельности органов Федерального казначейства), позволяющая сравнивать и перераспределять нагрузку на сотрудников ведомства, информировать о потенциальных нарушениях сроков обработки и качества документов, обеспечивать сбор и мониторинг оценки и самооценки результатов деятельности служащих и подразделений казначейства, вести учет правовой работы юридической службы;
  • КПЭ (аналитическая система ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) — с её помощью ведётся мониторинг этих показателей;
  • СФМ (система функционального мониторинга) — обеспечивает мониторинг подключения пользователей к государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» и бизнес-процессов в ней;
  • ПОВАК (последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль) — данная система позволяет контролировать сроки выполнения регламентированных операций в автоматизированной системе Федерального казначейства.

Вместе с тем на текущий момент имеющиеся в распоряжении Федерального казначейства ИАИ разрозненны и не покрывают полностью потребности в аналитике. Поэтому часть аналитических отчетов сотрудникам приходится собирать вручную из разных источников.

В связи с этим сейчас разрабатывается подсистема информационно-аналитического обеспечения ГИИС ЭБ (ПИАО), которая позволит повысить эффективность управления общественными финансами и реализации бюджетных полномочий органов исполнительной власти РФ, а также обеспечит мониторинг деятельности организаций сектора государственного управления, в том числе и Федерального казначейства. Предполагается, что ПИАО объединит в своем составе существующие ИАИ и расширит их перечень таким образом, чтобы получить доступ к данным из разных источников и удовлетворить большую часть потребностей в аналитической обработке информации.

В частности, ПИАО позволит выявлять и устранять недостатки в качестве данных разных транзакционных систем Федерального казначейства.

Наиболее востребованными для Федерального казначейства являются ИАИ, которые позволяют:

  • обеспечить быстрый доступ и получение больших массивов информации из разных транзакционных систем;
  • реализовать риск-ориентированный подход к обработке информации в целях предотвращения нарушений в различных сферах деятельности;
  • осуществить моделирование и прогнозирование различных процессов.

Николай Асаул, заместитель министра транспорта Российской Федерации:

‒ В настоящее время Минтранс России использует информационно- аналитическую систему регулирования на транспорте (АСУ ТК), созданную в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010‒2021 годы)», первая очередь которой введена в эксплуатацию 1 января 2017 г. Функциональные модули АСУ ТК предназначены для решения широкого спектра задач, в том числе для поддержки принятия управленческих решений при помощи информационно-аналитических инструментов.

Так, сформирована и продолжает пополняться в АСУ ТК единая база пространственных и технических данных по объектам и субъектам транспортного комплекса, предназначенная для обеспечения сотрудников Минтранса, подведомственных ему агентств и служб актуальной информацией об объектах и субъектах транспортного комплекса и их характеристиках.

Успешно функционирует в АСУ ТК модуль формирования и ведения пассажирского баланса, с его помощью эксперты-аналитики Минтранса работают с данными по всем видам транспорта с различной степенью агрегации (страны, федеральные округа, субъекты РФ, населенные и остановочные пункты) и с подробной детализацией до перевозчиков и конкретных маршрутов.

В рамках АСУ ТК решена задача прогнозирования пассажиропотоков в межрегиональном сообщении. Программное обеспечение и пользовательский интерфейс позволяют формировать различные сценарии движения пассажиропотоков, основываясь на различных исходных данных и параметрах прогнозирования, анализировать промежуточные результаты прогнозирования, в том числе сравнивать разные прогнозы на выбранных направлениях.

Оценка и анализ грузовой базы выполняется в рамках задачи формирования и ведения транспортно-экономического баланса Российской Федерации.

Еще одна важная подсистема — Управление программами и проектами — позволяет вести оперативный мониторинг и управление реализацией ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010‒2021 годы)», в настоящее время выполняется адаптация данных программных компонентов для перехода на мониторинг и управление пилотной государственной программой «Развитие транспортной системы России».

Подсистема мониторинга состояния транспортного комплекса, реализованная в АСУ ТК, успешно используется для поддержки принятия управленческих решений на основе мониторинга и анализа системы показателей состояния транспортного комплекса. Специальный модуль «Портфель руководителя» предназначен для визуализации показателей мониторинга состояния транспортного комплекса для высшего руководящего состава органов государственной власти.

Автоматизация аналитической работы в Минтрансе России находится на высоком уровне, однако следует отметить, что концепция АСУ ТК в настоящий момент реализована не в полном объеме. Продолжается совершенствование имеющихся в нашем распоряжении инструментов, непрерывно развивается функционал АСУ ТК. Так, в этом году в целях обеспечения рядовых сотрудников и руководителей высшего звена министерства сводной информацией о транспортном комплексе и социально-экономической ситуации в субъектах РФ и иностранных государствах в АСУ ТК будет внедрена функциональная задача формирования и ведения Транспортного паспорта региона. Данный инструмент предназначен для анализа обстановки в транспортной отрасли регионов, получения аналитических справок для подготовки к совещаниям, докладам, для подготовки к рабочим поездкам в регионы руководящих лиц Минтранса России.

В настоящее время в АСУ ТК создается система моделирования транспортных потоков на основе национальной модели транспортной сети России, которая будет ядром решения целевой задачи АСУ ТК — создания комплексной системы транспортного планирования, предусмотренного «Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года» Это будет основной инструмент управления реализацией данной стратегии, контроля достижения целевых показателей, их мониторинга и корректировки. Более того, система транспортного планирования позволит оценить эффективность распределения денежных средств между мероприятиями Стратегии, обосновать целесообразность развития транспортных коридоров для реализации транзитного потенциала России с учетом изменения макроэкономической среды, определить социально-экономические эффекты от развития объектов транспортной инфраструктуры. Внедрение системы моделирования транспортных потоков в составе АСУ ТК должно завершиться к концу 2018 г.

Артем Ермолаев, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий:

— В последние годы проходила трансформация Департамента информационных технологий города Москвы (ДИТ), затронувшая абсолютно все сферы деятельности. Например, Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) была создана с нуля, а информационно-аналитическое решение, поддерживающие визуализацию и аналитику в ЕМИАС, стало лауреатом конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016», проведенного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

Инструменты для анализа посещаемости и распределения финансовых активов, разработанные в ДИТ, сейчас внедряются в других органах исполнительной власти Москвы, и приоритет в первую очередь отдается внутренним разработкам, а не зарубежным аналогам.

Благодаря ИАИ мы уже решили такие задачи, как распределение нагрузки в школьных и медицинских учреждениях, балансирование заработных плат в соответствии с загрузкой и ключевыми показателями эффективности, а также реализовали большой блок задач прогнозирования методами машинного обучения.

Кроме того, в департаменте действует эффективная система мониторинга и анализа предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций (СМА), которую мы используем для сбора статистики, мониторинга и анализа процессов предоставления госуслуг и сервисов в Москве. СМА позволила обеспечить учет и контроль прохождения заявлений и статусов, что снизило максимальное время доставки заявления в органы исполнительной власти с шести месяцев до трёх дней. При этом мы выстроили бизнес-процессы в подразделениях, отвечающих за работоспособность транспортных ИС, процессы сбора, хранения и анализа первичных данных, поступающих в автоматическом режиме из систем-источников.

В структуре ДИТ функционирует Аналитическое управление, плотно занимающееся созданием аналитических инструментов. Сегодня мы относимся к числу ведущих разработчиков собственного ПО в этой области. Так, нами разработана программная платформа для многопоточного препроцессинга неструктурированных данных и обучения нейронных сетей. На её базе уже реализованы продукты, позволяющие эффективно решать задачи по работе с данными КТ и ЭКГ (система автоматического распознавания заболеваний сейчас создается совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы). В настоящее время ведутся разработки и в других областях.

Перед нами стоит множество задач в области развития городских цифровых платформ, на которые планируется сделать дополнительный акцент в последующие годы. Мы планируем и дальше вести сбор и анализ данных, получаемых как из информационных систем и ресурсов города Москвы, так и из независимых источников, и обогащать их. Сегодня у нас находятся в разработке общегородские аналитические платформы данных столицы и продолжается работа с механизмами государственно-частного партнерства в сфере цифровой экономики. Всё это позволит повысить качество и скорость принятия решений в области городского управления.

Наталья Звягина, начальник управления информационных технологий Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России:

— В настоящее время функциональность автоматизированной информационной системы ФССП России, разработанной в 2011 г. на базе свободного программного обеспечения и зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем, достаточна для эффективного осуществления службой государственных функций и оказания госуслуг.

АИС ФССП России создана и эксплуатируется в рамках полномочий по созданию и ведению в установленном порядке банков данных о возбуждении исполнительного производства, по обеспечению методологического единообразия и согласованного функционирования информационных систем в установленной сфере деятельности.

С её помощью сформировано единое информационное пространство Федеральной службы судебных приставов, организовано межведомственное взаимодействие и обеспечена информационная безопасность в соответствии с действующим законодательством.

Развитие программных подсистем АИС ФССП России позволило удовлетворить все потребности отдела судебных приставов в прикладном программном обеспечении; у службы есть возможность формирования, получения и обработки электронных документов, наложения и проверки электронной подписи, безопасной передачи данных по каналам связи для формирования ведомственных информационных ресурсов, а также централизованного взаимодействия с другими ведомствами и организациями на федеральном уровне.

Чтобы обеспечить поиск, визуализацию и анализ информации, поступающей из различных подсистем АИС ФССП России, создана подсистема оперативного мониторинга и анализа информации (ведомственная аналитика), основным информационным источником для которой являются региональные и центральная базы данных.

В этой подсистеме ведется учет аналитических форм, сформированных пользователями, обеспечиваются их пересылка, согласование и распространение. Она позволяет вести поиск исполнительных производств по любым критериям и сверять показатели статистических отчетов с первичной информацией базы данных. Её интерфейс включает в себя «мастер» для создания аналитических форм, показатели отображаются в виде кросс-таблиц, графиков, диаграмм, географических карт.

Подсистема ведомственной аналитики внедрена в центральном аппарате, в аппаратах и структурных подразделениях территориальных органов ФССП России.

В целях реализации нового направления программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в части государственного управления АИС ФССП России будет дорабатываться по мере необходимости.

Алексей Иванов, заместитель председателя правления Пенсионного фонда России (ПФР):

— За последние два года Пенсионный фонд добился значительных результатов в сфере информационных технологий: завершено создание ведомственной автоматизированной информационной системы ПФР нового поколения (АИС ПФР-2), запущены Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ) и Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Благодаря внедрению этих систем значительно расширились сведения как в целом о гражданине, так и о его взаимоотношениях с государством в области социальной помощи и пенсионного обеспечения. Объем накопленных данных, а это более 50 Тбайт, однозначно характеризуется современным термином Big Data.

Анализ всей имеющейся в распоряжении ПФР информации невозможен без применения современных аналитических инструментов.

И фонд не только понимает это, но и достиг весомых результатов.

Аналитическая система, внедренная в ПФР, позволяет в оперативные сроки строить произвольные отчёты в терминах предметных областей с помощью конструктора запросов, проводить интерактивный анализ данных с использованием многомерных кубов данных, формировать долгосрочные прогнозы по развитию социальной и пенсионной системы России на основе анализа ее текущего состояния и, как следствие, прогнозировать расходную часть бюджетов под обеспечение социальных обязательств государства.

Получаемые на базе данных ПФР аналитические материалы являются основой для принятия решений на уровне правительства, направленных на развитие социальной сферы, а также для мониторинга социальной деятельности всех государственных учреждений как федерального уровня (ПФР, ФСС, МСЭ и др.), так и уровня субъектов — органов социальной защиты.

При выборе инструментальных средств для аналитической системы (визуализации) преимущество отдавалось отечественному программному обеспечению: более 60% систем построено именно на нем, остальная же часть — на свободно распространяемом ПО.

Подводя оценку текущей ситуации с аналитическими инструментами в Пенсионном фонде России, можно констатировать: в настоящее время значительная часть аналитической и рутинной работы по формированию регламентной отчетности автоматизирована.

Тем не менее есть потребность в дальнейшем развитии информационно-аналитических инструментов. C одной стороны, здесь имеется в виду экстенсивное развитие: подключение и интеграция на единой аналитической платформе новых информационных источников — поставщиков данных в ФГИС ФРИ (84 региональных поставщика — субъекты РФ) и в ЕГИССО (более 9000 территориальных поставщиков — муниципальные образования субъектов РФ). С другой стороны — интенсивное направление: развитие функционала формирования и работы с аналитическим материалом, повышение комфортности для пользователей («быстрая» аналитика, повсеместное использование мобильной отчётности на планшетах и смартфонах, предикативная и когнитивная аналитика, применение нейронных сетей для прогнозирования показателей пенсионной системы). Отдельной задачей является создание подсистемы по противодействию мошенническим действиям в социальной сфере.

ПФР оперативно корректирует планы развития информационных систем в соответствии с положениями программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Прежде всего мы ставим задачу адаптировать существующие бизнес-процессы как по внутренней деятельности ПФР, так и при взаимодействии фонда с гражданами и органами исполнительной власти в целях перехода на «сквозные цифровые технологии» в сфере пенсионного обеспечения и социальной поддержки граждан.

Работа по цифровизации (цифровые данные) подразумевает трансформацию межведомственного взаимодействия и взаимодействия ПФР с гражданами, включая передачу юридически значимых документов в электронном виде. Следствием такой работы станет ведение персонифицированных профилей граждан начиная с момента рождения по разделам: образование, трудовая деятельность, социальная помощь, здравоохранение.

При обработке накопленных данных о гражданах применяются технологии Big Data в следующих целях:

  • предиктивная аналитика, например, для выявления будущих персонифицированных потребностей граждан;
  • выявление и учет индивидуальной нуждаемости (адресность) при предоставлении государственных услуг;
  • обеспечение проактивной позиции государства при оказании социальных услуг, в том числе переход на беззаявительное их предоставление;
  • упрощение процедур контроля нуждаемости и обоснованности предоставления госуслуг.

Приведу один из примеров практических результатов. С 1 января 2018 г. Пенсионный фонд России приступил к осуществлению ежемесячной выплаты из средств материнского капитала на основании критериев нуждаемости обратившегося и его семьи. Данная задача была реализована с применением всего инструментария работы с Big Data.

В заключение необходимо сказать еще об одной задаче развития ПФР как современного цифрового ведомства — это внедрение технологий нейросетей и систем искусственного интеллекта при взаимодействии с гражданами, переход к так называемой «Виртуальной клиентской службе».

Сергей Кучин, до января 2018 г. — министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области:

— Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области (Мининформ) в своей деятельности использует автоматизированную информационно-аналитическую систему мониторинга органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области (Система мониторинга).

Это решение предназначено для оперативного сбора, актуализации и анализа больших объемов информации, находящейся в распоряжении органов исполнительной власти (ОИВ), органов местного самоуправления и подведомственных организаций (учреждений). Работать с ним может неограниченное количество пользователей на любом рабочем месте, где есть доступ в Интернет. Система мониторинга позволяет минимизировать временные затраты на создание информационных запросов и предоставление данных по запросам. В ней реализована возможность использования электронной подписи в подтверждение подлинности предоставляемой информации.

Посредством Системы мониторинга решается ряд задач по проектам Мининформа, таких как учет информационных систем и компонентов ИКТ-инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых на средства областного бюджета ОИВ; исполнение Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»; учет информации в форме открытых данных, которую в Интернете размещают ОИВ и органы местного самоуправления Нижегородской области, и др.

Помимо этого система упрощает механизм ответов на информационные запросы, поступающие от федеральных и региональных органов власти, и сокращает время по предоставлению информации к организатору запроса.

В 2017 г. Система мониторинга заняла 2-е место в номинации «ИТ в обработке больших данных» всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT», который организуется и проводится Экспертным центром электронного государства.

Считаю, что автоматизация аналитической работы в Мининформе находится на достаточно высоком уровне. Кроме вышеперечисленных систем сотрудники ведомства используют и другие инструменты, позволяющие автоматизировать аналитическую работу, формировать отчетность по заданным параметрам. Среди них можно назвать, например, региональную систему межведомственного электронного взаимодействия Нижегородской области и Единую систему электронного документооборота и делопроизводства органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области.

Мининформом планируется активное участие в реализации отдельных направлений по отраслям экономики (сферам деятельности) программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в первую очередь в сфере создания «умных городов» и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность.

В настоящее время в Нижегородской области разрабатывается Стратегия развития региона и дан старт пилотным проектам применения цифровых платформ для развития направления «Умный город/Умный регион».

Светлана Опенышева, директор ОГКУ «Правительство для граждан» Ульяновской области:

— Мы — особенный регион: регион, устремлённый в будущее. Об этом говорит, в частности, исследование развития цифровой экономики, проведённое Всемирным банком в Ульяновской области. Мы первыми из регионов России прошли такую оценку. В докладе международной экспертной группы по этому исследованию отмечается стратегическое видение в сфере цифровых технологий, уникальная налоговая политика, высокий уровень международного сотрудничества, развитая инфраструктура связи, активная работа по развитию кадрового потенциала и самого ИТ-сектора.

Все эти предпосылки необходимо воплотить в конкретные планы, проекты и результаты. С такой целью разработана Концепция внедрения интеллектуальных цифровых технологий в Ульяновской области «Умный регион» на 2017–2030 годы. Год 2018-й объявлен нашим губернатором Годом умных технологий и креативных индустрий. План его проведения включает сотни мероприятий по направлениям: «Акселерация инноваций», «Формирование комфортной городской среды», «Умный регион», «Креативные индустрии». Мы считаем, что цифровые технологии должны помогать в сглаживании неравенства между людьми, предоставлять новые возможности в образовании, в здравоохранении, в сфере отдыха и туризма, в логистике и на транспорте. Наши города и сельские населённые пункты должны стать более комфортными и технологичными.

В рамках указанных проектов будет меняться работа органов власти. Они получат информационно-аналитические инструменты для своей деятельности — для оперативного анализа ситуации, для взаимодействия с гражданами, для принятия решений. В областном и местных бюджетах на решение этих задач заложены средства, которые прежде всего пойдут на инфраструктурные проекты, а также на подготовку кадров и исследовательскую работу.

Мы начали разрабатывать стратегию развития ИТ-отрасли. Проводим синхронизацию наших проектов — концепции «Умный регион» и региональной цифровой инициативы — с программой «Цифровая экономика Российской Федерации» и Национальной технологической инициативой.

В 2018 г. на базе ведущих вузов Ульяновской области планируется открытие двух региональных центров компетенций. Это, во-первых, Региональный (межвузовский) технологический центр промышленного Интернета в машиностроении на базе ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет», а во-вторых, Региональный центр компетенций «Блокчейн-технологии» на базе ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет». На эти цели будет направлено более 30 млн. рублей.

Создана структура для реализации цифровых проектов в сфере общественной безопасности. В бюджете заложено 700 млн. рублей на эти проекты. На дальнейшую информатизацию здравоохранения и образования будет направлено по 30 млн.

Фонд развития ИТ получит дополнительные средства на реализацию проектов, которые связаны с профориентацией, кадрами и развитием кластера ИТ.

Активизируется работа по проекту «Развитие инновационного кластера». С учётом привлечённых средств его финансирование за год составит около 2 млрд. рублей.

А всего в сферу цифровизации и инноваций планируется привлечь от 4 до 5 млрд. рублей.

Активно ведётся работа с инвесторами. Так, запланировано строительство завода умного городского освещения и запуск первого промышленного ветропарка в России. В г. Димитровграде Ульяновской области запущены автоматизированные системы сбора информации с приборов учёта электроэнергии и водоснабжения, управления сетью уличного освещения.

Думаю, что появятся и новые инвесторы, поскольку мы собираемся ввести новые льготы для них. В частности, внесём поправки в закон об инвестиционной деятельности, придав инвестициям в сфере ИКТ статус особо значимых инвестиционных проектов Ульяновской области с соответствующими преференциями со стороны государства.

Мы открыты для сотрудничества с компаниями-лидерами цифровой экономики как с носителями уникальных компетенций мирового уровня. В этих технологиях и знаниях заинтересованы и власть, и бизнес, и вузы, и все жители региона.

Наталия Ушакова, член президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»:

‒ Информационно-аналитические инструменты, используемые и разрабатываемые органами исполнительной власти в целях повышения уровня эффективности госуправления, в том числе в ходе практической реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в связи с переходом к риск-ориентированной модели, сегодня в большей степени связаны с выполнением фискальной функции государством и меньше нацелены на создание доверенной цифровой среды, обеспечивающей электронное взаимодействия бизнеса и государства. Следует разрабатывать и внедрять информационно-аналитические ресурсы в виде электронных геймифицированных обучающих сервисов, электронных оценочных средств, интерактивных сервисов самопроверок с начислением виртуальных штрафов за выявленные нарушения, обеспечивающие прозрачность, открытость в надзоре, с вектором на профилактику нарушений, наиболее часто совершаемых предпринимателями в отношении обязательных требований законодательства. Большой популярностью в предпринимательской среде пользуются предпроверочные листы электронного ресурса Федеральной службы по труду и занятости «Онлайн-инспектор». Система позволяет бизнесу предупреждать риски за счет самопроверок, по итогам которых предприниматель получает инструкции по устранению обнаруженных нарушений. На практике необходимо шире использовать подобные программы обучения, в том числе в виде компьютерных симуляторов и обучающих бизнес-баттлов. За 2017 г. благодаря самопроверкам предприниматели смогли избежать возможных штрафов за несоблюдение трудового законодательства на сумму более 6 млрд. руб.

BI-системы, позволяющие анализировать динамику рисков коррупционных проявлений со стороны официальных проверяющих лиц, в России пока не нашли широкого применения, а их внедрение, на мой взгляд, помогло бы перенаправить деятельность контролирующих органов исполнительной власти на трек разъяснительно-просветительской работы, тьюторство с целью формирования навыков и компетенций антикоррупционного поведения у участников проверок.

Для этого в юридически значимом информационном взаимодействии власти и бизнеса должны использоваться новые технологические решения и аналитические инструменты, в том числе в области идентификации и удостоверения личности с возможностью реальной верификации участников ЕСИА и выполнения юридически значимых действий. Должен быть осуществлен переход к использованию «облачной» бесплатной электронной подписи для информационной поддержки юридических и физических лиц на принципах услуги единого окна. Надеемся, что создание в 2018 г. по итогам эксперимента, проводимого «ОПОРОЙ России» и Минтрудом, единой платформы регистрации электронных архивов, дипломов, трудовых книжек , трудовых договоров обеспечит микро предприятиям и малым компаниям цифровую трансформацию социально-трудовых отношений за счет перехода к ЭКДО и электронным проверкам их деятельности. В том числе законодательно закрепит мобильную форму регистрации трудовой занятости, что обеспечит бизнесу доступность необходимых кадровых ресурсов, а государству — прогнозируемость развития рынка труда и своевременную реакцию на прогрессирующий рост числа подведомственных учреждений.

Нельзя не отметить положительный опыт создания и функционирования официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, которые обеспечили практический переход к единой сети передачи данных государственных органов власти и систем центров обработки данных. Однако и здесь много недоработок и технологической профанации. Формирующийся консенсус относительно государственной полезности технологий блокчейна — децентрализованных распределённых систем поисковой службы, работающей подобно хэш-таблице, дает новый механизм реализации принципа информационной открытости и надежду на успех новых социально значимых проектов без мыльных пузырей, например ипотечного кредитования или учета льготных лекарственных средств, а также запуска национальной системы слежения за оборотом товаров на базе системы маркировки товаров средствами идентификации.

«ОПОРА России» считает, что развитие доверенной цифровой среды электронного взаимодействия бизнеса и власти возможно только при широком использовании информационно-аналитических инструментов, позволяющих формировать одинаковое понимание обязательных требований и законодательных норм у всех участников этого взаимодействия.

Денис Чамара, председатель Комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга:

— В распоряжении Комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга находится Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (ИС ИАО), в состав которой входят программные средства моделирования и прогнозирования социально-экономического развития региона.

С её помощью осуществляется мониторинг различных сфер жизнедеятельности города, в том числе сбор, хранение и обработка информации, проводится комплексный анализ и прогнозирование социально-экономических процессов, выявляются важнейшие тенденции и закономерности развития города, оценивается реализация целевых государственных программ и указов Президента РФ.

С целью поддержки принятия управленческих решений решаются прогнозно-аналитические задачи в области экономического развития региона, стратегического и территориального планирования, выявления взаимного влияния социально-экономических факторов, автоматизированного формирования пользовательских отчетов и стандартных форм.

Эти аналитические инструменты уникальны и не имеют отечественных аналогов. Все программные компоненты моделирования и прогнозирования разработаны специалистами подведомственного комитету предприятия СПб ГУП «СПб ИАЦ» специально для того, чтобы органы государственной власти Санкт-Петербурга использовали их в рамках политики импортозамещения. Функциональность моделирующих средств покрывает большую часть возможностей иностранных программных продуктов для анализа данных (SAS, IBM SPSS, Statistica).

Средствами наших ИАИ была решена задача автоматизированного сбора данных и расчет уровня эффективности государственных органов на основе ключевых показателей результативности. В качестве примера можно привести разработку Отраслевой схемы размещения объектов образования на территории Санкт-Петербурга до 2025 года. Органы государственной власти обеспечиваются информационно-аналитическими материалами по различным сферам жизнедеятельности города — так, по запросам исполнительных органов власти (ИОГВ) в 2017 г. было подготовлено более четырёхсот материалов.

В Санкт-Петербурге автоматизированы проведение социологических опросов населения и обработка их результатов; тем самым обеспечивается обратная связь власти с населением и отражаются настроения людей по различным аспектам. Материалы мониторинга общественного мнения жителей города активно используются в управленческой практике в администрациях всех районов; есть конкретные объекты, создание или развитие которых было продиктовано учетом общественного мнения по тем или иным аспектам (благоустройство и озеленение, медицинское обслуживание и др.).

Результаты анализа ситуации и соцопросов используются при внесении изменений в госпрограммы (например, в ГП «Благоустройство»), а также в распоряжения Правительства Санкт-Петербурга (например, № 79-рп от 22.12.2015 «О Концепции демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года»).

При оценке уровня автоматизации аналитической работы в ИОГВ Санкт-Петербурга мы ориентировались на показатели эффективности их деятельности. В частности, система позволила значительно сократить подготовку информационно-аналитических материалов, оперативно формировать прогнозно-аналитические отчеты, автоматизировать процесс разработки прогноза и тем самым повысить эффективность деятельности специалистов органов власти.

Разработанные инструментальные средства позволяют автоматизировать функции ИОГВ в области анализа и прогнозирования жизнедеятельности региона, а также обеспечить информационно-аналитическую поддержку процесса стратегического планирования, что напрямую позволяет осуществить трансформацию комитетов и администраций районов Санкт-Петербурга в контексте реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Савва Шипов, заместитель министра экономического развития РФ:

— Сегодня главный информационно-аналитический инструмент в нашей работе — это система «Управление», которая по сути представляет собой облако данных по госуправлению и состоянию регионов. Информацию могут использовать все заинтересованные ведомства. В системе 43 тыс. пользователей. Этот инструмент позволяет усовершенствовать информационное, технологическое и аналитическое обеспечение принятия решений на всех уровнях, существенно сократить дублирующие информационные потоки, сформировать единое информационное пространство. В удобном интерфейсе визуализирована актуальная и достоверная информация о различных аспектах государственного управления, что в конечном итоге способствует повышению эффективности, прозрачности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

С помощью системы «Управление» в министерстве решается много задач. Например, мы отслеживаем и анализируем процессы, происходящие в реальном секторе экономики, в финансово-банковской и социальной сферах. Проводится также мониторинг, анализ и контроль исполнения принятых органами власти документов стратегического планирования и приоритетных национальных проектов. В 2015 г. в системе «Управление» появился федеральный государственный реестр документов стратегического планирования, а в конце января 2018-го в нем уже зарегистрировано более 56 тыс. документов. С 2017 г. участники стратегического планирования могут проводить в системе общественные обсуждения: пользователи открытой части портала могут направлять свои предложения и замечания к проектам.

Кроме того, система позволяет оценивать эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления, в том числе отслеживать показатели реализации проекта по созданию и развитию сети МФЦ в регионах.

В настоящее время программа «Цифровая экономика» не затрагивает вопросы цифровизации государственного управления. Между тем это одно из перспективных направлений ее развития. Сюда входят и вопросы системы государственного контроля и оптимизации внутренних процессов в государственном аппарате, таких как документооборот между органами государственной власти, цифровизация нормотворческого процесса и другие. Эти нерешенные проблемы сейчас существеннно осложняют цифровую трансформацию государственного аппарата. Мы надеемся, что уже в нынешнем году соответствующее направление работ появится в программе «Цифровая экономика».

При этом в рамках реализации программы в системе «Управление» планируется развитие федеральной информационной системы стратегического планирования, мониторинга контрольно-надзорной деятельности, разработка модуля «Импортозамещение в сфере ИT» и ряда других информационно-аналитических инструментов.