Подведены итоги очередного конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты 2017», проведенного Аналитическим центром при Правительстве РФ. В этот раз существенно изменился состав шести номинаций, три из которых носили технологический характер, а еще три тематический. Всего на конкурс была представлена 41 заявка, причем 60% участников — это московские организации, остальные — представители 10 регионов. Итоговым мероприятием конкурса стала прошедшая в Москве в Аналитическом центре 6 марта конференция «Информационно-аналитические инструменты в государственном управлении», на которой обсуждался широкий круг вопросов, выходящих далеко за рамки конкурсных номинаций.

По словам директора Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Владислава Федулова, сегодня основной документ для органов власти — программа «Цифровая экономика Российской Федерации». На нынешнем этапе выделены пять приоритетных направлений ее реализации: информационная безопасность, инфраструктура (в частности, обеспечение всеобщего доступа к Интернету), подготовка кадров, прорывные исследования и нормативное регулирование. Последнее, по мнению докладчика, — самое сложное, так как создание нормативной базы будет происходить в условиях постоянно изменяющейся ситуации в экономике и жизни и поэтому будет носить итерационный характер. С этим сталкиваются сегодня все страны. В частности, такова ситуация с набирающей популярность технологией блокчейн и криптовалютами. Здесь государство пока не выработало четкую позицию, поскольку сейчас трудно оценить все сопутствующие риски.

Владислав Федулов убежден, что в реализации программы «Цифровая экономика» у государства есть две главные функции: формирование нормативной базы и субсидирование тех направлений, которые касаются страны в целом: будь то система образования или инфраструктура всеобщего доступа к Интернету даже в небольших поселках с населением от 250 человек. Он отметил, что несмотря на складывающийся в ИТ-сообществе определенный скептицизм в отношении импортозамещения, нужно отдавать себе отчет, что по множеству причин от импорта в ближайшие годы придется уходить. Готовятся законодательные акты, более четко регулирующие возможности использования зарубежного ПО со ссылкой на некие его уникальные качества по сравнению с аналогичными отечественными продуктами. «Главная задача государства — соблюсти правильный баланс между открытостью и безопасностью в условиях цифровизации», — полагает Владислав Федулов.

В свою очередь заместитель генерального директора SAP CIS Дмитрий Шепелявый отметил, что технологический рывок, о котором в свое время говорил Президент РФ Владимир Путин, может быть реализован только в рамках международной кооперации и сотрудничества. Он пообещал, что SAP поможет продвигать российские программные разработки на мировом рынке через свои каналы продаж.

Новые возможности всеобщей цифровизации смогут использовать как федеральные и региональные органы государственного управления, так и отдельные граждане. Большие резервы есть в отношении аналитической обработки огромных объемов данных разной природы, уже накопленных в государственных и иных информационных системах. Здесь планируется создать необходимую нормативную базу и определить возможные сферы применения Big Data. Как рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев, в его ведомстве делаются попытки выстраивать контрольно-надзорную деятельность на базе риск-ориентированного подхода с использованием больших данных. Это позволит упростить рутинные процедуры надзора, основанные на данных, собираемых в автоматическом режиме разными органами непосредственно с предприятий, и сфокусировать внимание на качестве выполняемых работ и корректности закупочных процедур. Продолжится активное использование цифровых технологий в медицине, управлении транспортом, построении «умных» городов, и здесь более активную роль будет играть не государство, а бизнес.

На проблемы формирования и использования единых массивов данных обратил внимание заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Константин Лайкам. Росстат по поручению правительства занимается созданием на своей базе национальной системы управления данными и проводит работу по формированию единой платформы предоставления отчетных данных. В России 62 государственных ведомства осуществляют сбор таких данных, используя стандартные формы (их более тысячи). Часть данных при этом дублируется, а какие-то вступают в противоречие друг с другом. Это связано не только с ошибками ввода, которые выявляются современными аналитическими инструментами, но и несогласованностью форматов, метаданных, методик сбора, способов интеграции. В результате снижается доверие к базирующимся на них выводам и рекомендациям.

Для приведения всех данных в соответствие с реальностью необходимо сформировать единые требования к предоставляемой информации как государственными органами, так и бизнесом. В частности, остро стоит вопрос создания единых классификаторов, которые придут на смену множеству плохо согласованных между собой классификаторов отдельных ведомств и отраслей. Нужен также единый реестр организаций, лишенный тех недостатков, которые имеются в нынешнем ЕГРЮЛ. Технологических проблем, по мнению Константина Лайкама, здесь нет: нужно решить законодательные вопросы и унифицировать нормативно-справочную информацию.

Информационно-аналитические решения от Polymedia на базе платформы Visiology

Аналитическая платформа Visiology — российское программное обеспечение для построения информационно-аналитических систем, полностью соответствующее требованиям к современным платформам бизнес-аналитики. Платформа позволяет быстро и эффективно решать задачи сбора больших объемов разнородных данных, их обработки с применением математических методов анализа и визуализации на любых дисплеях, включая мобильные устройства и экраны сверхвысокого разрешения. На территории Российской Федерации внедрением аналитической платформы Visiology занимается системный интегратор Polymedia.

При разработке аналитической системы Polymedia применяет индивидуальный подход к заказчикам и учитывает их отраслевую специфику на всех этапах работы с данными — от сбора в ручном или автоматизированном режиме до отображения с учетом корпоративного стиля.

Платформа Visiology находит широкое применение в следующих отраслях: государственное управление, энергетика, строительство, финансовый сектор, образование, транспорт, медицина и фармацевтика, страхование, промышленное производство.

Схема работы платформы Visiology

В строительной отрасли информационно-аналитическая система на базе платформы Visiology решает следующие задачи.

  • Прогнозирование оценки реализуемости проектов.
  • Контроль хода строительства.
  • Формирование план-графика потребности ресурсов.
  • Анализ данных о подрядчиках, субподрядчиках.
  • Анализ стоимости и видов выполненных работ за определённый период.
  • Анализ результатов планирования с точки зрения прибыльности компании и ее будущих доходов.
  • Контроль перемещения ресурсов.
  • Контроль оплаты ресурсов и их поставки на объекты.
  • Составление единого реестра договорной документации.

Пример отчета для строительной компании

Областью применения системы в сфере управления здравоохранением является информационно-аналитическое обеспечение процессов принятия решений в сфере государственного управления здравоохранением регионального и муниципального уровня. Прикладные модули системы обеспечивают контроль и сценарную оценку достижения целевых индикаторов, мониторинг уровней заболеваемости и смертности от социально-значимых и опасных заболеваний, мониторинг и оценку эффективности профилактических мероприятий, оперативный мониторинг эпидемиологической обстановки и работы скорой помощи, анализ и прогнозирование половозрастного состава контингента, мониторинг функционирования лечебно-профилактических учреждений. Система позволяет повысить эффективность и качество управленческих решений благодаря применению средств аналитической обработки и визуализации данных. При этом она снижает трудозатраты сотрудников органов власти на выполнение рутинных операций по подготовке отчетности.

Подать заявку на демоверсию платформы и узнать подробности можно на сайте www.polymedia.ru/bi.

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

При всей важности государственного управления ключевым словом в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» является все-таки экономика. Директор департамента проектного управления Министерства экономического развития РФ Зоя Викторова рассказала о возложенной на ведомство задаче по созданию отраслевых аналитических платформ. По ее словам, речь идет не об ИТ-инструментах, а о средствах трансформации отраслевых бизнес-процессов. Неким аналогом можно считать так называемую уберизацию, когда платформа предоставляет определенный набор ИТ-услуг, на базе которых субъекты рынка смогут выстраивать свои бизнес-решения. В настоящее время проводятся исследования, призванные выявить те десять первых отраслей, в которых эффект цифровизации будет максимальным, и определить, какие вертикали сегодня наиболее готовы к подобной трансформации. Завершить данные исследования планируется осенью нынешнего года.

Любопытные цифры об использовании информационно-аналитических инструментов федеральными и региональными органами государственной власти дает исследование, проведенное Аналитическим центром в рамках данного конкурса. Приводя его результаты, заместитель начальника управления ИТ Аналитического центра Анатолий Карпенко обратил внимание на то, что 80% респондентов используют с этой целью стандартные офисные приложения (Excel и иные электронные таблицы). Более того, 45% региональных органов только этим и ограничиваются (в органах федерального уровня ситуация получше — таковых там 28%). Более четверти федеральных структур и 18% региональных применяют инструменты, базирующиеся на промышленных платформах западных производителей (SAP, SAS, Qlick, Microsoft, IBM, Oracle, Tableau и др.). Около 80% органов используют указанные инструменты для формирования отчетов, 63% — для мониторинга процессов и показателей и столько же — для планирования. Гораздо реже речь идет о прогнозировании (в 40% случаев) и моделировании сценариев (около 10%). Все вышесказанное лишний раз подчеркивает целесообразность проведения данного конкурса и привлечения внимания к нему как со стороны органов госуправления, так и со стороны разработчиков и системных интеграторов.

Победители конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты 2017»

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки структурированных данных»:

  • 1-е место: Prognoz Platform (ООО «Форсайт»)
  • 2-е место: Центр управления регионом (ПАО «МегаФон»)
  • 3-е место: Информационно-аналитическая платформа KristaBI (ООО «НПО «Криста»)

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для «умного города»:

  • 1-е место: Информационно-аналитическая система транспортного планирования, моделирования и управления дорожным движением в городах и муниципальных образованиях (Консорциум «Интегра-С» и ООО «А+С Транспроект»)
  • 2-е место: Облачная платформа интеллектуального видеонаблюдения и удаленного мониторинга общественной безопасности Kipod (ООО «Синезис»)
  • 3-е место: Информационно-измерительная система Элдис (ООО «Элдис»)

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для экспертизы юридически значимых документов»:

  • 1-е место: Система интеллектуального анализа и систематизации ормативных правовых актов, руководящих документов, стандартов и правил «ИнтелДок» (ООО «Интегрити»)
  • 2-е место: Программный комплекс для управления организационно-техническими мероприятиями по защите информации «АльфаДок» (ООО «КСБ-СОФТ»)
  • 3-е место: Прикладная программная система обеспечения законодательной деятельности ГАС «Законотворчество» (ООО «Программный Продукт»)

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере управления строительством»:

  • 1-е место: Spider Project Professional (ООО «СпайдерПроджект»)
  • 2-е место: Информационно-аналитическая система строительной компании на базе платформы Visiology (ЗАО «Полимедиа»)
  • 3-е место: Программный комплекс 1С:BIM (ООО «1С-Софт»)

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере здравоохранения»:

  • 1-е место: Программная платформа бизнес-аналитики Alpha BI (АО «БАРС Груп»)
  • 1-е место: Интеллектуальная информационная система управления лечебно-диагностическим процессом «MAXIMUS» (ООО «Диакеа-Софт»)
  • 2-е место: не присуждалось
  • 3-е место: Информационно-аналитическая система в сфере управления здравоохранением субъекта Российской Федерации на базе платформы Visiology (ЗАО «Полимедиа»)

Номинация «Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки мультимедийной информации»:

  • 1-е место: Mindscan. Оперативный мониторинг СМИ и социальных медиа (ООО «Майндскан»)
  • 2-е место: 3i Media Analytics Platform (ООО «ДСС Лаб»)
  • 3-е место: не присуждалось

Специальные дипломы получили следующие разработки:

  • Система контроля качества и безопасности оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения (ООО «САС Институт») за «Лучшее информационно-аналитическое решение для прогнозирования и предотвращения негативных последствий в сфере медицины»
  • Информационно-аналитическая система мониторинга и прогнозирования технического состояния оборудования Clover PMM (ООО «Кловер Групп») за «Лучшее информационно-аналитическое решение для мониторинга, оперативного анализа и прогнозирования состояния сложных технических объектов»
  • Региональная информационно-аналитическая система органов государственной власти (Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина) за «Лучший информационно-аналитический инструмент для поддержки принятия комплексных управленческих решений на региональном уровне»

Версия для печати (без изображений)