В такой большой стране, как Россия, пословица «где родился, там и пригодился» давно потеряла смысл. Да и первое образование у нас многие получали и получают не по призванию. В связи с этим еще со времен СССР в стране процветало дополнительное профессиональное образование. Сначала государство контролировало этот процесс с помощью сертификации, но затем от нее отказалось. Какие уроки мы из этого извлекли, и нужно ли вернуть данный сегмент под государственный контроль?

В СССР любое образование было государственным делом. Частных курсов, институтов, университетов попросту не существовало. Следуя этой традиции, Россия после развала СССР продолжила контролировать образовательную сферу, сертифицируя учреждения дополнительного профессионального образования по государственному стандарту. На мой взгляд, это было правильным решением.

Сертификация — это работающий стандарт, необходимый как учебному заведению, так и его слушателям. Сертификат или диплом государственного образца подтверждает, что у выпускника есть необходимые знания и умения, и это подтверждено экспертами, которые принимали у него экзамены.

Сертификация нужна всем сторонам — для работодателя диплом служит гарантией профессиональной пригодности сотрудника, а для самого специалиста повышает его шансы на рынке труда. Образовательные учреждения же получают дополнительный ориентир, который позволяет им поддерживать востребованность своих программ и вовремя вводить новые курсы, привлекая обучающихся. В связи с этим аккредитованные государством учебные центры всегда пользовались наибольшим доверием аудитории.

Мы в Академии АйТи одними из первых получили государственную аккредитацию. Это был очень серьезный проект. А, затем, 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон об образовании. Индивидуальные предприниматели, изучив его противоречивые положения, обнаружили, что они вправе заниматься образовательной деятельностью без лицензии. Но главное было в другом — оказалось, что проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам больше не предусматривалось, а уже выданные свидетельства о государственной аккредитации ДПО стали недействительными.

С одной стороны, это нововведение моментально уравняло (в юридическом смысле) значимость диплома солидного учебного центра и сертификата от любой организации, созданной несколько дней назад. С другой стороны, стало очевидно, что государство теперь будет поддерживать «свои» вузы и лишит всякой поддержки частное образование. Так и случилось. Удивительно, что даже находясь в таких тепличных условиях, многие высшие учебные заведения до сих пор не справляются с подготовкой кадров для реального сектора экономики. Угадайте, на кого ложится эта задача?

Несмотря на изменения, через которые прошла наша страна в последние 100 лет, отношение к сертификатам и дипломам за это время практически не изменилось. Оно так и остается двойственным. С одной стороны, в народе любят говорить, что диплом — это всего лишь бумажка. С другой стороны, существует поговорка «без бумажки ты букашка», которой также активно пользуются. Если сравнить наше образование и западное, то часто можно услышать, что за границей платят за обучение и не списывают на экзаменах. Что ж, с годами образование в России тоже стало преимущественно платным, но в вузах на экзаменах продолжают списывать. Пока система существует в таком виде, качественное дополнительное образование всегда будет востребованным.
Игорь Морозов, ректор Академии АйТи