Общение, бизнес, развлечения, интересы, работа, покупки, сервисы — все сферы нашей жизни давно были представлены в Интернете. Но пандемия ускорила и масштабировала процесс их окончательного перемещения в онлайн.

В связи с этим еще острее зазвучали вопросы обеспечения качества связи и безопасности пользования сетью. Для реализации этих требований необходимы усилия всех участников процесса: поставщиков, пользователей, сервисов, регулятора.

Сложно переоценить важность Интернета в нашей жизни. Количество пользователей растет из года в год — по данным отчета Digital 2021, сейчас уже более половины жителей Земли выходят в сеть регулярно (4,66 млрд. из 7,83 млрд. населения).

Другой важный критерий — доступность использования Интернета. Существуют разные системы оценки и ежегодные рейтинги, которые составляются с учетом различных факторов — помимо доступности оценивается безопасность, скорость, качество контента и др.

Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union) выпускает отчет ICT Development Index — он отражает развитие информационно-коммуникационных технологий в 176 странах мира. Лидерами рейтинга являются Исландия (8,98), Южная Корея (8,85), Швейцария (8,74). Россия расположилась на 45-й строке с показателем 7,07.

С 2012 года под руководством Тимоти Бернерса-Ли (Tim Berners-Lee), разработчика концепции Интернета, международной организацией World Wide Web Foundation введен Индекс развития интернета (The Web Index).

Согласно нему, сильнее всего Интернет влияет на жизнь в Дании: уровень проникновения 100, качество контента — 92,37, свобода и открытость — 90,45, права и возможности — 93,61. На втором месте расположилась Финляндия с результатами 88,46/90,61/100,00/92,97. Третье место у Норвегии — 87,97/96,56/95,07/86,55.

Россия в рейтинге занимает 35-е место: уровень проникновения — 64,17, качество контента — 70,22, свобода и открытость — 39,60, права и возможности — 49,29. Несмотря на гигантские масштабы и наличие отдаленных населенных пунктов, степень доступности онлайн-ресурсов в нашей стране достаточно высокая.

Что качается других параметров, приходится часто сталкиваться с мнением о существенном влиянии на Интернет регулятора. В том числе когда речь идет о таком критерии, как качество связи. Это важный показатель, в ряде сфер он напрямую влияет на экономическую эффективность работы — например, в сегменте e-commerce очень важна скорость загрузки страниц сайта. По статистике, 80% пользователей не будут дожидаться, если это занимает более 3 секунд.

В сети появилась информация, где эксперты высказывают обеспокоенность сложившейся ситуацией — из-за оборудования ТСПУ, установленного в соответствии с требованиями закона, провайдеры будут сталкиваться со сбоями в работе и не смогут обеспечить высокое качество связи — как это произошло у петербургского «Обит». Устранить поломку специалистам мешает запрет вмешиваться в работу системы, за нарушение которого предусмотрен штраф до 1 млн. руб.

Действительно ли дополнительное оборудование может привести к сбоям и правы ли в своих опасениях пользователи? Чтобы разобраться в этом, нужно понимать, что такое ТСПУ и как оно работает.

Технические средства противодействия угрозам (ТСПУ) предназначены для мониторинга и информирования о наличии неполадок, управления маршрутизацией трафика и модерирования контента с возможностью блокировки запрещенных сайтов и сообщений.

Наибольшие опасения обычно вызывает именно функция блокировки — вспоминается опыт с Telegram. Сейчас используется другая система — DPI (Deep Packet Inspection). Она успешно прошла испытание в Уральском федеральном округе, а затем и первое масштабное применение — с 10 марта DPI использовали для замедления Twitter. Помимо невозможности отправить фото и видео, чего и добивался Роскомнадзор, наблюдались технические неполадки у сайтов, чье название содержало в себе t.co (сокращенное наименование Twitter), но они были оперативно устранены. Остальных ресурсов ограничения не коснулись.

О каких-либо неполадках в работе первыми узнают не пользователи и даже не провайдеры, а дежурная служба Центра мониторинга и управления сетями связи общего пользования (ЦМУ ССОП). Она ведет круглосуточный мониторинг и связывается с представителями сетей при сбоях. Их причину также можно узнать по лог-файлам, необходимым для анализа причин поломок, в том числе если они касаются ТСПУ. Соответственно, таких сбоев зафиксировано не было, а провайдерами лог-файлы не предоставлялись. То есть, оборудование ТСПУ работает без сбоев и не оказывает влияние на работу сетей операторов связи, а у ЦМУ ССОП есть дежурные службы, которые следят за состоянием сетей в режиме 24/7, и они первыми бы зафиксировали возможные неполадки инфраструктуры.

Очевидно, что внедрение ТСПУ не является препятствием для развития Интернета в России. Трудные климатические условия, большие расстояния, уровень экономического развития — у нас есть множество факторов, которые усложняют этот процесс. И судя по результатам оценок в международных рейтингах, многое в этой сфере сделано, но еще больше — предстоит для того, чтобы в России Интернет стал доступным для 100% населения. Многие стартапы сейчас направлены именно на эту область — чтобы создать комфортные условия посредничества между государством и бизнесом.

Юлиан Лазовский, инвестор профильных стартапов