менеджмент

“Никак,  -  ответил на мой вопрос знакомый директор завода,  -  хотя ты, конечно, прав, окна надо помыть, теряется культура производства”. Если бы только культура  -  деньги теряются (которых так не хватает предприятию!). В сентябре этого года на круглом столе PC Wееk/RE вице-президент фирмы “МетаТехнология” Александр Громов рассказывал, как его пригласили для консультаций (по поводу комплексной автоматизации) на одно из крупнейших добывающих предприятий Урала. Ситуация там была парадоксальной: с одной стороны, шла неснижающаяся добыча ископаемых, а с другой  -  росли долги, рабочие месяцами не получали зарплату. Вроде бы, с точки зрения здравого смысла, если предприятие работает на полную мощь, такого быть не может. Кто виноват? Ясное дело  -  налоговая система и Москва, провокаторы-забастовщики и агенты западных разведок.

И вот поехал г-н Громов на Урал, начал копаться в балансах и главных книгах и обнаружил, что по разным производствам от 60 до 75 процентов всех расходов идет на энергоносители. Энергетики, конечно, монополисты, и с тарифами у них не все ладно, но это, подумал Громов, уж слишком. И отправился он, в сопровождении заводского начальства, по цехам. Первый же цех оказался построенным в шестидесятых годах стометровым зданием со стеклянными стенами. Освещался он немыслимо огромными светильниками, при этом света все равно было мало, так как 1000-ваттные лампочки этих светильников никто никогда в жизни не мыл, а стены и окна здания были закопчены настолько, что не пропускали дневного света. Ко всему прочему половина стекол была разбита, поэтому цех пытался отапливать не себя, а сорокаградусную уральскую зиму. В этом же цехе стоял компьютер, управляющий каким-то жутким старым прессом, который все время ломался. Оператор в грязном комбинезоне, обслуживающий сразу и пресс, и компьютер, завершал картину.

Первый рецепт, выданный Александром Громовым, был прост и понятен: вставьте фанерки, помойте стекла, вкрутите другие лампочки. Начальники закивали головами  -  “ясное дело”. Через пару месяцев, когда консультант уже успел подзабыть о своих новых знакомых, у него в Москве раздался звонок: “Слушай, что ты там говорил про стекла и лампочки, мы что-то забыли?”.

Можно подумать, что экономика  -  это нечто, тесно и неразрывно связанное лишь с планово-экономическими и финансовыми отделами. Зачем выбивать, выколачивать, выпрашивать деньги у государства, инвесторов или дебиторов? Чтобы обогревать зиму и освещать бардак? Как легко мы выбрасываем на свалку собственное прошлое. С какой издевкой произносятся сегодня разумные (по сути) слова “соцсоревнование”, “режим экономии”, “АСУ”, “комплексная система управления качеством”. Да, у плановой экономики были свои пороки, но разве отсутствие всякого управления, анархия и массовое забвение своих обязательств лучше?

Управленцы могут и должны изменить ситуацию, но для этого они должны сначала понять, что экономика  -  везде и всюду, что бессмысленно освещающие ночной цех огромные лампы наносят предприятию не меньший вред, чем заблудившиеся в ночи вражеские агенты или бессменно стоящая на страже налоговая инспекция. Нужно уговорить или заставить людей вымыть стекла, вставить фанерки, установить автоматы для экономии электроэнергии. А потом уже, в теплом и светлом помещении, можно поговорить об информатизации и помечтать об инвестициях.         

Игорь Альтшулер

К Игорю Альтшулеру, нижегородскому обозревателю PC Week/RE, можно обратиться по адресу: altsh@kis.ru.

Версия для печати