Алексей Важнов, Елена Монахова

 

В начале 80-х годов, в период бурного развития теории управления и становления терминологии в этой области, американским кибернетиком Стэффордом Биром было предложено определение модели в широком смысле слова.

“Некоторые полагают, что модель  -  это математическое уравнение,  -  пишет Бир,  -  другие считают ее теорией, третьи  -  гипотезой, но есть и такие, которые принимают ее за физический предмет. Последние относятся к числу самых бесхитростных, однако они понимают проблему лучше всех. Мы говорим о модели корабля или модели железной дороги, но мы специально говорим о работающей модели”.

Для модели, поясняет ученый, в общем случае характерны четыре свойства:

- уменьшенный масштаб (размер модели, точнее, ее сложность, всегда меньше, чем у оригинала. Мы сознательно вводим упрощения);

- соблюдение ключевых соотношений между разными частями (так, в случае физической модели реально существующие в оригинале части представляются в правильном положении друг к другу);

- работоспособность  -  возможность в принципе работать, как оригинал (во всяком случае, похожим образом);

- соответствие действительным свойствам оригинала (степень достоверности).

Итак, модель нужна для того, чтобы узнать что-то о моделируемой вещи.

Самое лаконичное определение звучит так: А является моделью В, если А позволяет отвечать на вопросы по поводу В.    

 

Зачем они нужны?

При отсутствии не только стандартов, но и общепризнанных (в нашей стране) критериев в области моделирования бизнеса мы попытались на основе бесед с практикующими бизнес-аналитиками (они-то, как правило, и являются главными “модельерами”) найти по возможности убедительные доводы в пользу применения моделей систем управления фирмой (предприятием, корпорацией, etc.).

По утверждению Евгения Веселова, руководителя Дивизиона информационных решений компании IBS, последние годы занимающегося проектированием крупных и очень крупных информационных систем управления, “моделирование сегодня  -  не средство анализа бизнеса, а средство его осуществления. Поэтому модели необходимо создавать и использовать, если мы хотим построить современный технологичный бизнес”.

Модель тем более необходима, считают бизнес-аналитики, чем более антиинтуитивным, т. е. отличающимся от житейских представлений, является поведение объекта управления (скажем, мы рационально ожидаем от него одной реакции на управляющее воздействие, а он выдает что-то совершенно противоположное).

При этом модель не обязательно должна быть уравнением (или системой уравнений). Ею может быть самый простой предмет. Главное, чтобы она правильно отвечала если не на все, то хотя бы на главные вопросы о реальном объекте.

Можно ли говорить о типовых моделях и их применимости? Наверное, как и в остальном мире, в бизнесе типовая часть (общие тенденции) составляет его львиную долю, а вот уникальность (кстати сказать, зачастую сильно преувеличенная) является “приправой” к этой основной части. Или вынужденной мерой (как, например, в случае пошива костюма на  нестандартную фигуру).    

 

Виды моделей

Модели, используемые для управления бизнесом, можно разделить на несколько групп. В этом случае на высшем уровне располагаются стратегические, фундаментальные модели, описывающие глобальные правила и зависимости поведения объекта управления. Они оперируют небольшим количеством высокоагрегированных показателей (в расчете на длительную перспективу) и составляют основу стратегического управления.

В свою очередь, в зависимости от вопросов, на которые должны отвечать стратегические модели, они могут разделяться на категории:

- модель финансового управления (взгляд на бизнес с точки зрения движения финансовых средств);

- маркетинговая модель (оценка влияния внешней среды  -  рынка  -  на рассматриваемый бизнес);

- модель управления производством;

- модель управления логистикой (снабжением и сбытом).

В эти категории можно отнести и ряд других моделей. Для их построения применимы популярные на Западе концепции управления  -  MRP (Manufacturing Resource Planning), DRP (Distribution Resource Planning), ERP (Enterprise Resource Planning), CSRP (Customer Synchronized Resource Planning).

На втором уровне  -  транзакционном  -  расположена модель, отвечающая за операционную реализацию глобальных принципов (в виде последовательности шагов). Здесь мы имеем дело с процессами, сущностями и связями, потоками данных и т. д.

У каждой модели свои цели и свои задачи, и потому субъект бизнеса, представляющий собой сложный комплексный организм, как правило, описывается некоторым набором моделей, в совокупности образующих общую модель системы управления.    

 

Кому они нужны?

Применение моделей того или иного вида зависит от целей моделирования, т. е. от того, ответы на какие вопросы нужно получить. А цели, в свою очередь, зависят от личностей, которые их формируют. Одной из главных задач “модельеров” является построение модели (а чаще  -  подгонка чего-то типового из имеющегося набора), соответствующей представлениям руководства организации-заказчика о нынешнем состоянии бизнеса и его дальнейшем развитии. Как показывает практика, личное участие лиц, принимающих решения, необходимо не только и, может быть, не столько для успешного построения модели, сколько для грамотного и эффективного ее использования. В противном случае руководитель (а вместе с ним и другие сотрудники) не будет верить в созданную модель и, следовательно, пользоваться ею.

В то же время если рассматривать в качестве лиц, принимающих решения, собственника и наемного руководителя (управляющего), то при создании модели цели их будут весьма и весьма различными. Собственника больше интересуют стратегические вопросы, поскольку они в конечном итоге определяют стабильность его положения. А управляющий более озабочен решением тактических вопросов и потому концентрируется на проработке среднесрочной и оперативной моделей. Но в любом случае, подчеркнем это особо, модели главным образом необходимы топ-менеджерам: это их основные жизненные ориентиры и средства контроля за состоянием бизнеса.    

 

Использование моделей в управлении бизнесом

Для удобства изложения материала еще раз приведем схему управления бизнесом, опубликованную в PC Week/RE, № 5/98, на c. 56, несколько детализировав ее (рис. 1).

рис.1. Место моделей и информационной системы в структуре управления фирмой

Блок управления получает информацию о текущем состоянии объекта управления (данные управленческого учета) не непосредственно, а через информационную систему (ИС), являющуюся отражением текущего состояния объекта.

Кроме того, сведения об объекте поступают из одновременно применяемого набора, состоящего из трех моделей:

- стратегической (например, годовой или трехлетний финансовый план в рамках генерального плана развития);

- среднесрочной (месячное бюджетирование);

- оперативной (текущий цикл измерения, контроля и фиксации параметров бизнеса).

В ходе своей деятельности объект управления потребляет, создает и накапливает ресурсы. Стратегическое управление в основном заключается в постановке глобальных целей и перераспределении ресурсов для их достижения. Оперативное  -  в прямом воздействии на объект. Для стабилизации поведения объекта при оперативном управлении воздействия формируются с учетом среднесрочной модели.

Управленческий учет (УУ), понимаемый как система сбора и регистрации параметров объекта управления, поставляет исходные данные в информационную систему.

По сути ИС отображает свойства (качества) объекта управления в соответствии с оперативной (аналитической) моделью, заложенной в эту систему. Примером может служить расчет количества свободных товаров на складе, когда для получения правильного результата из фактического наличия (количества товаров, реально находящихся на складе) следует вычесть обязательства по резервированию данного товара, информация о которых хранится в ИС. Налицо активное участие ИС в бизнес-процедурах фирмы.

Кроме того, ИС должна помогать решению задачи прогнозирования по схеме “что, если...” в рамках оперативной модели. Сформированные по заранее определенному алгоритму наборы текущих и ожидаемых показателей системы сравниваются, после чего вырабатывается управляющее воздействие на объект (рис. 2).

рис.2. Внутренние связи в блоке управления

Поскольку построить абсолютно адекватную модель практически невозможно (ибо это будет уже оригинал), система управления должна иметь адаптивный контур. Тогда в очередном цикле, если изменились наши представления об объекте, вместо выработки управляющего воздействия может быть выполнена коррекция модели (моделей).

В следующей части (в № 16/98 PC Week/RE) мы поговорим о том, кто и с использованием каких инструментальных средств должен создавать модели систем управления бизнесом, в какой момент и как часто эти модели изменяются.

К Алексею Важнову, исполнительному директору компании ICS, можно обратиться по адресу: vazhnov@postman.ru., к Елене Монаховой, заместителю главного редактора PC Week/RE,  -  по адресу: monah@pcweek.ru.

Версия для печати