Елена Власова

 

Полагаю, что читатель уже ознакомился с существом предмета: в предыдущем выпуске раздела “Менеджмент” говорилось о том, что такое бизнес-план и для чего он нужен. Эти вопросы достаточно подробно рассмотрел в своей статье один из патриархов отечественной науки управления доктор экономических наук Валерий Хруцкий (см. PC Week/RE, № 8/98, с. 57), автор десятков печатных трудов, в том числе двух книг по управлению, ставших настоящими бестселлерами,  -  “Современный маркетинг” (Финансы и статистика, 1991) и “Как добиться успеха” (Политиздат, 1991). Бестселлерами даже не по тиражам (достигающим 200 тыс. экз.), а по темпам продаж (обе книги исчезли с прилавков книжных магазинов в считанные дни).

Настал черед поговорить о решении сугубо практических задач, связанных с составлением бизнес-планов. Проблема в том, что заниматься этим чаще всего приходится людям не вполне подготовленным. Обращение к компьютерным программам не всегда дает должный эффект. Почему? Возможно, ответить на этот вопрос поможет статья, аккумулировавшая опыт моего участия в консультировании полусотни предприятий по вопросам составления бизнес-планов, а также в семинарах по бизнес-планированию, проведенных в Академии народного хозяйства с 1993 по 1998 годы.

На российском рынке представлено немало программ, помогающих в той или иной мере в разработке бизнес-плана. Это программа “Кампфар” (UNIDO), российский Project-Expert, пакет фирмы ИНЭК, “Альт-инвест”, русские версии американских Project Manager, русская адаптированная версия программы SUCCESS, фирмы Dynamic Pathways  и некоторые другие. Проблема в том, что большинство разработчиков таких программ исходят в первую очередь из технических возможностей используемых инструментов, а вовсе не из того, чего хотят пользователи от программы  -  составителя бизнес-планов. А чего же, собственно, они хотят?

Мой опыт работы на семинарах, где люди хотели научиться составлять действительно работающие бизнес-планы, общение с директорами предприятий, ищущими инвестиций, предпринимателями, нуждающимися в кредитах, позволил сформулировать ряд положений, которые, быть может, помогут методически подойти к выбору этого специфического ПО.

Прежде всего нужно понять, что бизнес-план всегда разрабатывается для внешнего адресата. Для “внутреннего употребления” бизнес-план не нужен. Если у вас есть все необходимое для того, чтобы начать и развивать бизнес или проект, нужно составлять не бизнес-план, а другие управленческие документы (план действий, увязанный по срокам, ресурсам и исполнителям, сетевые графики и т. п.). А вот когда у вас чего-то нет (не обязательно денег, может быть, доступа к сбытовой сети или нужной технологии), вам нужен бизнес-план как способ убедить партнера или инвестора, что именно вам лучше всего и доверить деньги или технологию, которыми они располагают.

Во внутрифирменном управлении бизнес-план можно использовать только для корпоративного планирования, когда менеджеры дочерних компаний или производственных подразделений представляют высшему руководству корпорации оценки перспектив развития своих структурных подразделений с запросами инвестиций или иной помощи.

Программа призвана помочь пользователю составить бизнес-план полного формата, включающего все необходимые разделы и рубрики в соответствии с международными стандартами. Полный формат  -  признак хорошего тона, уважительного отношения к читателю (именно на оглавление или содержание бизнес-плана инвестор обычно обращает внимание в первую очередь).

Хорошая программа помогает составить бизнес-план в той последовательности, которая обеспечит четкое осмысление проекта, его коммерческой и финансовой состоятельности. Планирование бизнеса в условиях рынка начинается с составления прогноза сбыта. Именно этот показатель (а не норма прибыли или срок окупаемости проекта) является главным ориентиром. Обоснование прогноза сбыта дается на основе обобщения результатов маркетингового исследования. С этого и стоит начинать.

Между тем план маркетинга в формате бизнес-плана находится где-то посередине. И хорошая компьютерная программа должна позволить пользователю, что называется, “кушать удава по частям”, т. е. составить сначала этот раздел, а потом перейти к оперативным планам, чтобы в деталях продумать механизм запуска бизнеса.

Работа над бизнес-планом часто начинается не тогда, когда у составителя вызрела идея или появилась необходимость в конкретном проекте, а когда на горизонте возник инвестор или желанный партнер. И тут вдруг оказывается, что бизнес-план был нужен уже вчера. Понятно, что без “бумажки”, на пальцах объяснять преимущества своей бизнес-идеи не принято. А составление бизнес-плана без программы представляет собой затяжной и мучительный процесс. Хорошая компьютерная программа может помочь составить бизнес-план быстро, чтобы вовремя представить основу для переговоров.

Бизнес-план обладает еще одной особенностью. Если форматы таблиц, используемых при составлении финансовой части документа, универсальны (т. е. одинаковы для различных сфер бизнеса), то аналитическая часть документа по форме и, главное, по содержанию должна быть максимально адаптирована к специфике конкретного бизнеса. Следовательно, нужна такая компьютерная программа, в которой пользователь сможет быстро изменить набор рубрик и разделов бизнес-плана, а заодно и скорректировать содержание разделов в соответствии со спецификой конкретного вида деятельности.

В дополнение к этому программа должна иметь ряд чисто компьютерных особенностей, например, совместимость встроенного текстового редактора программы (если он есть) со стандартными текстовыми редакторами (это ускорит обработку текста, его “причесывание” и “вылизывание”).

Бывает, что программа требует ввода слишком большого числа параметров, далеко не всегда действительно нужных пользователю. Точно так же излишняя информация на выходе больше мешает, чем помогает осмыслению проекта. Например, из нескольких десятков финансовых коэффициентов, которые существуют в финансовом менеджменте, разработчик бизнес-плана оперирует тремя-четырьмя.

Нельзя забывать, что “утяжеление” программы лишней информацией скорее раздражает пользователя, чем помогает ему. Как заявил один из руководителей московского завода “Авангард”: “В большинстве проектов важен первоначальный просчет, экспресс-анализ. После этого обычно становится ясно, стоит связываться с данной идеей или нет”.     

Требования к программному обеспечению автоматизации составления бизнес-плана

- Программа должна быть такой, чтобы бизнес-план мог составить даже пользователь без специального образования и знаний, иметь консультативную, обучающую направленность, позволяющую пользователю продумать будущий бизнес или проект, получить ответы на вопросы типа “что, если...”.

- Программа должна помочь разработчику сориентировать бизнес-план на адресата  -  потенциального инвестора или партнера, т. е. в максимально возможной степени отразить его интересы.

- Программа должна составлять бизнес-план полного формата (со всеми необходимыми разделами и рубриками, соответствующими международным стандартам), включая не только финансовые расчеты, но и аналитическую часть.

- С помощью программы разработчик должен составить бизнес-план в последовательности, обеспечивающей четкое осмысление проекта, его коммерческой и финансовой состоятельности  -  от обобщения результатов маркетингового исследования через проработку оперативных планов к четкой формулировке стратегии бизнеса и только потом к проведению финансовых расчетов.

- Программа должна помочь составить бизнес-план быстро, чтобы вовремя представить полноценную версию как основу для переговоров с потенциальными инвесторами или партнерами.

- Необходима гибкая, адаптирующаяся к специфике любого вида деятельности программа.

- Программе требуется совместимость со стандартными текстовыми редакторами, чтобы пользователь мог быстро отредактировать готовый документ или внести в него необходимые изменения.

- Программа должна быть простой для любого пользователя, даже не имеющего навыков работы на компьютере, у нее не должно быть уникального, незнакомого интерфейса.

- Программа должна позволять просчитывать варианты финансовых планов, проверять “чувствительность” инвестиционных проектов и видов бизнеса.

- В программе не должно быть лишних, ненужных функций и параметров.

- Программа должна дать пользователю возможность при проведении финансовых расчетов “осознавать” свои действия, понимать взаимосвязь основных финансовых документов (принцип “черного ящика” недопустим).