Концептуальное управление

75-летию моего учителя Спартака Петровича Никанорова посвящается

Наталья Никитина

Наша задача состоит не в том, чтобы обучить приемам и методам менеджмента, и даже не в том, чтобы предложить эффективные модели управления организациями, а в том, чтобы научить, как выбирать и как самостоятельно строить концептуальные модели, наиболее подходящие для управления конкретной организацией в сложившейся внешней среде.

Идеи концептуального анализа и проектирования систем организационного управления (СОУ) появились в начале 70-х годов нашего столетия в работах Спартака Петровича Никанорова и за прошедшее тридцатилетие развились и оформились в виде концептуальной методологии, ряда технологий концептуального проектирования СОУ, обширных программных комплексов, поддерживающих процессы анализа и проектирования, а главное, воплотились в сотнях прикладных работ как аналитического, так и проектного характера. Пять лет назад на Физтехе была открыта кафедра прикладных концептуальных методов, выпускающая уникальных специалистов - методологов-концептуалистов, аналитиков и разработчиков проектов сложных социально-экономических систем. Создана научная школа, защищены десятки дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций в различных областях научных знаний, успешно работают научные, аналитические, консалтинговые организации, возглавляемые учениками Спартака Петровича. Его имя как известного ученого и крупного специалиста в области системного анализа и теории систем занесено в английский "Словарь биографий мира" (Dictionary of International Biography). После окончания факультета управления и прикладной математики МФТИ в 1978 году мне посчастливилось стать ученицей Никанорова в первом поколении, а сейчас уже подрастает третье. И хотя освоить методологию непросто, а ее здание непрерывно развивается, обогащаясь новыми знаниями и методами, настала пора сделать ее достоянием широкого круга управленцев и специалистов не только в области организационного консалтинга, но и в сфере информационных технологий: ведь речь в ней идет о выборе и синтезе концептуальных моделей, лежащих в основе ядра любой организационной системы, - процедур выработки управленческих решений. А если заглянуть еще глубже, то станет ясно, что на наших глазах рождается новая культура - культура концептуального мышления и концептуального управления организационными системами.

* * *

В последние годы термин "концептуальный" стал настолько популярным даже у политиков, что было бы правильным с самого начала расставить все точки над "i" и размежеваться с теми, кто употребляет его всуе, не подозревая о существовании серьезной и сложной науки с тем же названием.

Почему же именно этот термин был выбран для обозначения методологии анализа и проектирования сложных систем? Concept в переводе с латинского означает "понятие". "Ну и что? - спросит пытливый читатель. - Разве есть люди, которые мыслят не в понятиях? А как можно проводить анализ и разрабатывать проекты, не используя понятия? Что же здесь нового?" Новизна, или, как теперь принято говорить, "ноу-хау", состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.

Подобное мышление сродни своего рода медитации, направленной на проникновение в суть вещей, только наша медитация имеет вполне конкретную интеллектуальную технологию, оснащенную к тому же удобным аппаратом структурной математики и при необходимости поддерживаемую программно-компьютерными средствами. Если единицами мышления человека в быту являются обыденные понятия, специалиста на производстве - понятия, обозначаемые профессиональными терминами и жаргонизмами, то единицей мышления концептуалиста выступают так называемые концептуальные схемы - системы понятий, связанных между собой определенными правилами. Второе принципиальное отличие от распространенного способа мышления состоит в том, что если люди обычно мыслят операционально, т. е. в терминах действий, то концептуальное мышление осуществляется в терминах отношений, которыми связаны понятия одной концептуальной схемы. И наконец третье. Человеку, как правило, свойственно мыслить в терминах единичных объектов, будь то конкретные или абстрактные понятия. Подобное мышление называется интенсиональным. Профессиональное мышление концептуалиста основано на манипулировании классами объектов, оно экстенсионально по своей природе, так как связано с анализом понятийно-логических закономерностей, а не уникальных событий и ситуаций.

Итак, на самом верхнем уровне сформулируем исходные отличительные особенности концептуального мышления.

- Единицей мышления выступает концептуальная схема - система взаимосвязанных по определенным правилам понятий (а не единичное понятие).

- В концептуальной схеме понятия связаны отношениями (а не операциональными действиями).

- Используемые понятия носят экстенсиональный характер и обозначают классы объектов (а не единичные объекты).

Подобный выбор отправных точек методологии обусловлен, по нашему мнению, следующими обстоятельствами. Нельзя понять, осмыслить и правильно использовать нечто (объект, процесс, явление), не поставив его в отношение с другими и не осознав его как элемент в разнообразии подобных. Мало того, нельзя правильно спланировать и произвести сложноорганизованную последовательность действий, тем более таких, как подготовка, выработка и реализация решений, распределенных по многочисленным исполнителям, если предварительно не будет глубоко понята и понятийно освоена предметная область, в которой предстоят действия. И наконец, нельзя говорить о законах управления в предметной области, имея дело с единичным, а не с общим, характеризующим целые совокупности подобных объектов.

Теперь можно перейти к изложению основополагающих принципов методологии, использующей подобный способ мышления.

Концептуальная схема

Объект (процесс, явление) познаваем человеком постольку, поскольку он имеет дело с этими объектами, пытаясь решить какие-то задачи или проблемы. Иными словами, степень глубины и предмет познания прямо зависят от того, как человек собирается использовать изучаемый объект в своей практической деятельности. Следовательно, помимо собственно объекта имеется субъект и стоящая перед ним практически значимая задача. Именно она формирует точку зрения человека на объект. При воспроизведении этой точки зрения в явном виде выстраивается концептуальная схема - система взаимосвязанных понятий, необходимая и достаточная для описания требуемого аспекта объекта.

Архитектор, инженер, строитель, экономист, дизайнер, прораб, каменщик с разных сторон смотрят на проектируемое и возводимое их общими усилиями здание. Позиция каждого предопределена теми производственными задачами, которые ему необходимо решить в отношении этого здания. Соответственно и управление их деятельностью будет базироваться на совершенно разных информационных "портретах" строящегося объекта. Ясно, однако, что при этом необходимо учитывать смежные аспекты, иначе не получится правильного целого.    

Синтез концептуальной модели

Многоаспектное целостное описание объекта может быть получено путем синтеза различных концептуальных схем с последующим установлением взаимных связей между частями синтезированного целого. Полученный результат называется концептуальной моделью объекта и служит для его теоретического осмысления (концептуального анализа) и последующего использования при проектировании системы организационного управления, баз данных, форм документов и пр. (концептуального проектирования).

Геометрическую модель жилого помещения в виде параллелепипеда можно рассматривать как концептуальную схему, отражающую один очень узкий геометрический аспект. Однако без него не может обойтись ни дизайнер при оформлении помещения, ни рабочий при поклейке обоев и побелке потолка.

Прибавление к этому аспекту еще одного - свойств материала, из которого сделаны стены и потолок, - делает картину более богатой и для того и для другого, позволяя принимать более конкретные решения и об оформлении помещения, и о технологии его ремонта.    

Проектирование системы организационного управления

Глубина и обоснованность организационно-управленческих решений обуславливаются содержанием процедур выработки решений, которое, в свою очередь, напрямую зависит от степени познанности объекта управления (интуиция в управлении не отрицается, но не является предметом данной методологии). Если объект представлен концептуальной моделью, то, развертывая его в процессное описание, можно почти алгоритмически получить сеть взаимосвязанных процедур по подготовке, выработке и реализации решений относительно этого объекта. Полученные системы организационного управления могут быть представлены как человеко-машинное воплощение теоретико-системных классов - специальных моделей, развиваемых в теории систем.

Модель открытой системы воспроизводит свойства объектов, обменивающихся со средой и тем самым поддерживающих свое существование. Она с успехом используется для описания процессов метаболизма человека, восстановления средств производства в организациях и поддержания на должном уровне квалификации и психофизического состояния персонала. В результате синтеза модели открытой и целенаправленной систем получается модель управления поддержанием (воспроизводством) требуемых характеристик объекта. Однако сами характеристики должны быть описаны в модели объекта, или, как принято говорить, в модели предметной области.    

Новое качество

Что дает подобный подход к анализу и проектированию систем управления? Во-первых, мир становится понятнее, а руководитель приобретает индивидуальное средство познания практически любых процессов и явлений. Во-вторых, от понимания, "что можно сделать в области совершенствования управления", руководитель переходит к пониманию того, "что нужно сделать", так как теперь он получает не только внутреннюю свободу в выборе взгляда на мир, но и свободу воплощения этого взгляда в систему управления и информационного описания своей организации. В-третьих, построенная система управления оказывается под логическим контролем, который обеспечивают использованные при ее проектировании концептуальные модели: руководитель может гибко вносить в эту систему изменения и перестраивать ее по своему желанию или в связи с изменениями, произошедшими в среде. Все это в конечном счете означает, что руководитель получает средство управления ситуацией, которая еще недавно подавляла его, и теперь точность и качество управления зависят от глубины его собственного понимания.Наталья Константиновна Никитина - президент научно-консультационной корпорации "МетаСинтез", канд. техн. наук, доцент МФТИ. С ней можно связаться по телефону: (095) 268-2593 или по адресу: msynt@orc.ru.

Версия для печати