Концептуальное управление

Наталья Никитина    

В предыдущей статье (PC Week/RE, № 29/98, с. 39) мы пообещали рассказать, каким образом строится проект организационной системы на основе выбранных моделей. Но вначале- несколько общих замечаний. Во-первых, о том, что понимается под коммерческой организацией. Коммерческой в данном случае называется организация, созданная и работающая в интересах какого-либо одного или нескольких субъектов и служащая для извлечения выгоды. Это определение носит сущностный характер и не имеет отношения к организационно-правовой форме, природе субъектов, извлекающих выгоду, или декларируемым целям. Широко известны случаи, когда в форме товарищества или акционерного общества люди, преданные искусству или науке, развивали эти области, не извлекая выгоды для себя, и, наоборот, когда в форме некоммерческого партнерства директором решалась одна задача- рост личного благосостояния, хотя декларировались общественно полезные цели. Итак, если организация по существу носит коммерческий характер, то извлечение выгоды происходит за счет осуществления сделок обмена, приносящих прибыль.

Во-вторых, сделка, являясь движущей силой коммерческой организации, следует за деятельностью, в результате которой появляется предмет обмена. Если речь идет о торговой компании, то эта деятельность сводится к закупочной, т. е. тоже к сделкам обмена, предметы и условия которых полностью зависят от последующих планируемых сделок (см. рисунок на стр.49).

В этом случае концептуальная схема, определяющая предметную область деятельности компании, практически не изменяется, к ней только добавляются аксиомы (накладываются дополнительные ограничения), фиксирующие, что компания передает те предметы, которые она получает в предшествующей сделке, а получаемые за них денежные средства в сумме больше тех, что она передает. Если же мы имеем дело с производственным предприятием, то деятельность, приводящая к появлению предмета обмена, существенно иная, чем в торговле, и связана с возникновением нового качества- целевого продукта (результат производства). Концептуальная схема производственного отношения включает субъектов производства, которые вступают в отношение с материалами (полуфабрикатами) и средствами производства для создания целевого продукта. Таким образом, сделка обмена в коммерческой организации всегда завершает собой другую, может быть, очень обширную деятельность.

Лирическое отступление    

А сейчас я хочу напомнить о цели цикла публикаций в рубрике “Концептуальное управление”, которой открывалась первая статья (см. PC Week/RE, № 25/ 98, с. 41). “Наша задача состоит не в том, чтобы обучать приемам и методам менеджмента, и даже не в том, чтобы предложить эффективные модели управления организациями, а в том, чтобы научить, как выбирать и как самостоятельно строить концептуальные модели, наиболее подходящие для управления конкретной организацией в сложившейся внешней среде”. Задача эта, для жанра журнальных публикаций очень трудная, почти невыполнимая, не может решаться в лоб, путем последовательного изложения методологии концептуального анализа и проектирования. Но надо было с чего-то начать, и мы, посоветовавшись с Еленой Монаховой, начали с модели сделки, благо эта тема очень близка сегодня большинству читателей PC Week/RE. В будущем это даст нам повод рассмотреть понятие цели организации и ограничения на ее достижение, понятие декларируемой и фактической идеологии организации и многое другое.

Подчеркну, что модели, которые приводятся и будут приводиться в статьях, как правило, носят очень абстрактный характер, так как мы стремимся передать суть, а не нюансы явлений. В таком виде, без дальнейшей конкретизации, подобные модели могут быть применены в очень ограниченном спектре проектных ситуаций. Но без этих элементарных кирпичиков нельзя ни накопить индивидуальную библиотеку моделей, пригодных для дальнейшего синтеза и использования в проектах организационных систем, ни понять, как же именно создаются концептуальные модели. Поэтому надо разделить и не смешивать задачи обучения концептуальному моделированию и задачи применения приводимых концептуальных моделей.

Методология сильна именно тем, что дает мощный и гибкий инструментарий построения гигантского разнообразия моделей. Из них каждый может выбрать свою, единственную, пригодную только для него и для его ситуации, которая характеризуется множеством как внешних, так и внутренних факторов, таких, как состояние соответствующего сектора рынка товаров и услуг, особенности местной территориальной власти, степень дисциплинированности поставщиков или особенность характера и психики первого лица организации, уровень квалификации и дисциплинированности персонала, его способность к освоению новых знаний, степень компьютеризации и качество системы связи с внешним миром и многое другое.

Сейчас мы учимся методам и приемам, набираем библиотеку концептуальных моделей и если и примеряем все это к своей организации, то только в учебно-тренировочных целях (так как именно своя организация известна вдоль и поперек), а не для того, чтобы завтра начать ее перестройку. “Мы не даем советов,- отметил основоположник методологии систем организационного управления (СОУ) Спартак Петрович Никаноров.- Мы либо проектируем организацию, либо учим людей, как это делать самим”.

Система организационного управления    

Понятие “система организационного управления” необходимо сразу отличить от понятия “организация”. В одной организации можно использовать несколько взаимосвязанных СОУ, а одна СОУ может “пронизывать” несколько организаций. В частном случае в одной организации может действовать единственная СОУ. В общем- СОУ и организация существуют в разных понятийных пространствах, хотя и пересекающихся. Под “управлением” подразумевается подготовка, выработка и исполнение решений, а под организационным управлением- подготовка и выработка решений, определяющих, какие люди, в какое время, какие технологические процессы осуществляют для того, чтобы получить некоторый совместный конечный результат, а также исполнение этими людьми принятых решений. Под СОУ понимается организационная целостность, состоящая из множества людей, объединенных решением одной или нескольких задач и оснащенных методами их выполнения. Под методами в данном случае понимаются технические средства, методики и инструкции по их применению, программные и другие средства, необходимые и достаточные для осуществления некоторого набора функций в определенной области применения.

Системообразующим фактором СОУ является задача, определяемая как совокупность решений, выполнению которых подчинены люди, применяющие соответствующие методы. Другими словами, СОУ включает все необходимое и достаточное для решения задачи: специалистов требуемой квалификации, которые подготавливают, вырабатывают и исполняют решения, необходимые для выполнения задачи, технику, технологии, программное, информационное и прочие виды обеспечений. Подсистему сбыта в организации можно рассматривать как СОУ, если будет точно сформулирована задача, которую она должна решать. Соответственно и проектирование СОУ будет осуществляться под эту задачу. Ясно, что от включения в формулировку задачи таких требований, как скорость реализации продукции, норма прибыли, верхний предел неликвидов, а также возможность влияния на потребительские свойства продукции, зависит функциональный и структурный состав СОУ.

Пример совсем из другой области. Систему образования в стране, включающую соответствующие министерства, региональные и местные органы управления, образовательные учреждения, подсистемы подготовки и переподготовки кадров на производстве и многое другое, также можно рассматривать как СОУ, если будет сформулирована объединяющая эти различные элементы задача или несколько задач, представленные как совокупность взаимосвязанных решений, которые необходимо выполнить.

Для отечественных организационных систем, действующих как в коммерческом, так и в государственном пространствах, характерна расплывчатость формулировок тех задач, которые они берутся решать, а если подобная формулировка присутствует, то, как правило, реализуемые функции и применяемые методы совершенно не адекватны поставленной задаче.

Проекты СОУ, полученные путем последовательного раскрытия точной и согласованной формулировки задачи с помощью концептуальных моделей, вызывают искреннее удивление у руководителей, привыкших к сложившимся границам своей деятельностной области и определенным стереотипам управленческого поведения.

Построение СОУ    

Собственно процесс построения СОУ начинается с того момента, как концептуальная модель предметной области синтезирована с концептуальной моделью системы управления. Первая процедура состоит в “функционализации” полученной концептуальной модели, т. е. в преобразовании модели в систему взаимосвязанных функций по подготовке, выработке и исполнению решений (процессную схему).

Вторая процедура- “метризация” полученной системы функций, т. е. сопоставление функций различных метрических характеристик: пропускной мощности в единицу времени или интенсивности выполнения, требуемой точности, надежности и пр.

Третья процедура включает построение соответствующих функциям форм документов и структур баз данных, играющих роль информационного обеспечения.

При выполнении четвертой процедуры под “метризованные” функции подбираются функционально-квалификационные роли (будущие исполнители), оснащенные подходящими (к функциям и квалификации) методами в широком смысле.

Пятая процедура состоит в группировке ролей с приписанными им методами по должностным лицам и структурным подразделениям.

В шестой - определяется форма, в которой будет задокументирован проект, т. е. структура разделов и требования к форме печати материала.

Седьмая процедура заключается в документировании содержания проекта в выбранную форму.

Строго говоря, приведенная последовательность процедур достаточно условна, так как конкретная технология выбирается из имеющихся или строится, в случае отсутствия подходящей, в соответствии с конкретной проектной ситуацией и стоящей перед разработчиком задачей проектирования. Разнообразие технологических линий концептуального проектирования (ТЛКП) также является одной из особенностей методологии. Главное, иметь в виду три основных этапа построения СОУ на основе концептуальной модели, как их еще в начале 70-х годов определил С. П. Никаноров:

- построение взаимосвязанной системы функций (процедурной схемы), которым (при необходимости) ставятся в соответствие метрические характеристики;

- выбор квалификационных ролей и методов в широком смысле из каталога методов, подходящих по своим характеристикам для выполнения вышеупомянутых функций;

- переложение содержания проекта в предварительно выбранную форму.

Задание на дом    

1. Попробуйте проделать (хотя бы мысленно) все перечисленные процедуры для построения системы организационного управления сделкой, концептуальная модель которой была рассмотрена в предыдущей статье.

2. Так как в следующей статье нам предстоит познакомиться с элементами инженерной версии теории структур Н. Бурбаки, разработанной специально для нужд концептуального анализа и проектирования, необходимо освежить в памяти основы теории множеств: понятия множества, декартова произведения, отношения, операций над множествами и т. д.

Литература

1. Никаноров С. П. Системный анализ и системный подход. В сб.: Системные исследования-71. М., Наука, 1972.

2. Никаноров С. П. Характеристика и область применения концептуального проектирования систем организационного управления (КП СОУ). В сб. научных трудов “Концептуальное проектирование систем организационного управления (КП СОУ) и его применение в капитальном строительстве”. ЦНИИЭУС Госстроя СССР. М., 1989, с. 8- 29.

3. Фор Р., Корман А., Дени-Папен М. Современная математика. М., Мир, 1966.

P. S. Неоднократно цитируемому в этой статье основопололжнику систем организационного управления Спартаку Никанорову в августе исполняется 75 лет. Информацию о его достижениях за этот период читайте на стр. 8.

Версия для печати