НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Должно ли государство поощрять создание магистральных ВОЛС?

На мой взгляд, должно. Причем не только морально, но и материально. [spoiler]

Но на практике это, похоже, не происходит. Вот свежий пример. В конце прошлой недели компания “Транстелеком” (ТТК) c гордостью объявила о запуске первого участка своей оптоволоконной магистрали в Якутии (Республика Саха). Магистраль (пропускная способность – 40 Гбит/c.) протянулась от Тынды (“столица БАМа”) до Якутска. Длина участка – около тысячи километров. О значимости события говорит и то, что в церемонии запуска данной ВОЛС (волоконно-оптической линии связи) принял участие министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров.

Но наступило ли в результате прокладки этого тысячекилометрового оптоволоконного кабеля ШПД-равенство между жителями Якутска (270 тыс. жителей, объединенных примерно  в  90 тыс. домохозяйств) и, к примеру, жителями Москвы? Ежу понятно, что не наступило. А вот насколько велико и поныне цифровое неравенство между жителями Москвы и Якутска (да и любого другого региона), ежу (у этого зверя в начале долгой и холодной зимы есть дела и поважнее), надо полагать, не очень понятно.

Однако попробуем разобраться. Внимательно читая пространный пресс-релиз о запуске ВОЛС “Тында-Якутск” и визите по этому случаю в республику Саха главы Минкомсвязи, я ждал слов о том, что государство взяло на себя часть расходов на сооружение этой социально значимой магистральной ВОЛС, что позволило предоставлять жителям Якутска ШПД-услуги если не по столичным ценам, то хотя бы по ценам, характерным для дальневосточного региона (ориентировочные уровни этих цен можно найти здесь).  Но слов этих я так и не дождался. В то же время было отмечено, что “одной из целей работы министерства к 2018 году является обеспечение 80% населения страны возможностью подключения к широкополосным каналам связи на скорости 100 Мбит/сек”.

Это, между прочим, достаточно большая скорость не только для населения, но и для, к примеру, образовательных учреждений. Где-то слышал, что в настоящее время подавляющее большинство школ России, интернетизированных в рамках известной ФЦП, имеют доступ к Сети на скорости лишь 128 Кбит/сек. Не Мбит/сек, заметьте, а именно килобит, что в тысячу раз меньше мегабита. Но ведь министерство заботят не столько реальные скорости по божеским ценам (этого достичь не так просто), а процент охвата населения услугами ШПД. Что достигается значительно проще благодаря “эластичности” самого термина ШПД.  Ведь ШПД это и 128 Кбит/сек. и 100 Мбит/c, а также 1 Гб/сек (как, к примеру, в подольской общеобразовательной школе № 29) и выше. Ну да это так, к слову.

Поэтому вернемся разговору о цифровом неравенстве между жителями Москвы и регионов. В качестве примера возьмем тот же “Транстелеком”, который не только владеет крупнейшей в нашей стране магистральной сетью (его волоконно-оптические магистрали (полоса пропускания -- до 560 Гбит/с.), проложенные вдоль всех основных железнодорожных путей страны, имеют общую протяженность свыше 75 тыс. км.), и имеет представительства в 17 регионах страны, но и предоставляет услуги ШПД-доступа юридическим и физическим лицам (через более чем 1000 точек выделения ресурса).

Ниже вы видите фрагмент прайс-листа одного из региональных представительств “Транстелекома” (“ТТК-Иркутск”).



Из этого прайс-листа следует, что за 329 руб. в месяц ТТК готов предоставить ШПД-абоненту безлимит со скоростью до 256 Кбит/сек. За примерно эти же деньги (и даже чуть меньшие) в Москве доступен безлимит со скоростью до 3 Мбит/сек. (что в 12 раз выше). Стало быть, среднескоростные ШПД-абоненты “ТТК-Иркутска” более чем в десять раз “неравноправнее” среднескоростных ШПД-абонентов московских телеком-провайдеров. Впрочем, если сравнивать высокоскоростных ШПД-абонентов Москвы и Иркутска, то для них степень цифрового неравенства ниже, хотя тоже весьма велика.

Однако степень этого неравенства (особенно в труднодоступных регионах) была бы существенно ниже, если бы магистральные ВОЛС (да и магистральные линии связи других типов) сооружались не только за счет средств коммерческих телеком-провайдеров (основной акционер ТТК – ОАО “РЖД”), но и на деньги, выделяемые профильным министерством. Разве не так?

Ведь выделяет же Центр деньги на сооружение так называемых федеральных автомобильных дорог. Почему бы ему (Центру) не вкладывать деньги в создание “информационных путей”?

В пресс-службе “Минкомсвязи” на вопрос “Когда же  в нашей стране будет преодолено цифровое неравенство?” отвечают так: “Мы не можем гарантировать доступных цен, но мы можем говорить о грамотной работе с отраслью. А цены неизбежно станут доступными, точнее, соотносимыми с уровнем заработка в регионах уже в ближайшие годы”.

А вот слова из выступления министра: “…запуск магистрального участка “Тында-Якутск” — важнейший шаг на пути преодоления цифрового неравенства в России. Я уверен, что примеру “Транстелекома” последуют и другие операторы связи. В настоящее время Минкомсвязью России совместно с рядом федеральных ведомств прорабатывается пилотный проект, в рамках которого мы планируем создать единую сеть передачи данных федеральных органов власти в нескольких регионах Российской Федерации, в том числе, и в Республике Саха. Данный проект позволит государственным органам оптимизировать расходы на телекоммуникационные услуги, а операторам связи обеспечит конкурентную среду в сфере госзакупок услуг передачи данных. При этом скоординированный госзаказ различных ведомств позволит планировать возврат инвестиций в инфраструктуру удаленных регионов”. Ни одной цифры в этой цитате нет. А жаль. Ведь то, что нельзя измерить, нельзя и проконтролировать.

Несмотря на достаточно негативный характер этого поста, я снимаю шляпу перед мужеством “Транстелекома”, рискнувшего вложить средства в тысячекилометровую ВОЛС с пропускной способностью 40 Гбит./c. Ведь срок окупаемости этих средств (он нигде не обозначается), надо полагать, весьма велик.

Для полноты картины необходимо также отметить, что Республика Саха вошла в число победителей “Конкурса развития электронного правительства в регионах России”, итоги которого Минкомсвязи подвел 29 ноября 2012 г. Регион получил государственные субсидии в размере 38 млн. рублей и предложил рекордную сумму софинансирования программы развития электронного правительства из регионального бюджета в размере 125,3 млн. руб.

А ещё сообщается, что в ходе визита Николая Никифорова в Якутск было подписано Соглашение о сотрудничестве между Минкомсвязи РФ и Республикой Саха. Однако детали этого соглашения пока не разглашаются. В то же время можно предположить, что теперь в столице Якутии (а это, между прочим, третий город Дальневосточного федерального округа по численности населения) пышным цветом расцветут проекты, связанные с разного рода СЭД’ами и СМЭВ’ами.