НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

  • Архив

    «   Декабрь 2021   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

Все ли хорошо со СМЭВ, если очевидный пункт ее работы нужно регламентировать?

Работу СМЭВ, как известно, в общем порядке регламентирует 210-ФЗ, а в части представления и получения документов и информации - постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697. Одноименным документом от 11.08.2016 № 785 в постановление внесена поправка, касающаяся дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию. Им считается день помещения межведомственного запроса в очередь запросов.

Читать подробнее...

Бизнесу законодательно облегчили жизнь за счет СМЭВ. Почему же такие вещи не происходят автоматически?

Сегодня на сайте правительства РФ было опубликовано сообщение о том, что комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила внесенный Минэкономразвития законопроект об исключении избыточных требований при оказании госуслуг. Речь идет об отмене требования для юрлиц предоставлять при получении госуслуг копии своих учредительных документов.

Читать подробнее...

Как обсчитывается готовность регионов к предоставлению данных в СМЭВ

Сегодня Николай Никифоров провел в Правительстве РФ очередное заседание Подкомиcсии по вопросам использования ИТ при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Как сообщает пресс-служба Минкомсвязи, участники подкомиссии рассмотрели статус реализации мероприятий по переходу на межведомственное электронное взаимодействие. Согласно данным Минкомсвязи, в настоящее время завершено тестирование региональных сведений в 60 субъектах РФ. Выполнение проектов по стране завершено на 99 % в тестовом контуре, в продуктивном — на 96 %.

Читать подробнее...

Статистика Минкомсвязи-Ростелекома по СМЭВ — профанация с двойным порядком неточности

Сегодня на тематическом круглом столе в Совете Федерации директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах решил поинтересоваться у региональных информатизаторов, как они оценивают запущенный министерством рейтинг того, какое количество сведений проходит по СМЭВ на тысячу жителей в том или ином субъекте РФ. Ответ его, наверное, несколько обескуражил.

Читать подробнее...

Фото:

Похоже, у проекта внедрения СМЭВ нет шанса не выбиться из графика

Сегодня Минкомсвязи опубликовало жизнеутверждающую, казалось бы, новость, которая при ближайшем рассмотрении, полностью ведомство дискредитирует.

Итак, читаем. Новосибирская область стала первым регионом, завершившим тестирование региональных сведений, предоставляемых в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Хорошо это или плохо?

С одной стороны замечательно — «СМЭВ позволит облегчить получение гражданами госуслуг в электронном виде за счет передачи основной части необходимой для предоставления госуслуг информации непосредственно между органами власти и внебюджетными фондами».

Вот только есть маленький нюанс, о котором Минкомсвязи, являющееся оператором СМЭВ, пишет в конце сообщения:
В 2013 году проект по запуску межведомственного взаимодействия между федеральными органами власти и субъектами РФ в части предоставления субъектами региональных сведений должен быть завершен.

Если кто забыл, в России 83 субъекта, а до Нового года осталось две недели. И это при том, что «Новосибирск с самого начала был одним из самых активных участников проекта».

Ну, как? Успеваем?

Должно ли государство поощрять создание магистральных ВОЛС?

На мой взгляд, должно. Причем не только морально, но и материально.

Читать подробнее...

Фото:

О СМЭВ — снова на пальцах

В конце уходящей недели Николай Никифоров на специальном заседании обсуждал с регионами (в режиме видеоконференции) нюансы внедрения СМЭВ на местах.

Суть обсуждения в двух словах: готовность СМЭВ высока, но есть и сложности в нерадивых регионах. Кому интересен полный текст сообщения Минкомсвязи — изучайте.

Здесь же на тему СМЭВ я бы хотел процитировать фрагмент свежего комментария руководителя направления корпоративных продаж DIRECTUM Тимура Меджитова.

«В первую очередь стоит отметить, что технологическое решение для регионального сегмента электронного правительства, которое предлагает Ростелеком, включает в себя следующие основные компоненты:
● Система межведомственного электронного взаимодействия, СМЭВ.
● Единый портал государственных и муниципальных услуг, ЕПГУ.
● Система исполнения регламентов предоставления госуслуг в электронном виде, СИР.
● Ведомственные информационные системы, ВИС.
СМЭВ и ЕПГУ являются едиными для всех регионов, даже если в них есть свои наработки по региональными порталам или региональным системам межведомственного электронного взаимодействия. Ведомственные информационные системы могут быть как взяты у Ростелекома по модели SaaS, так и внедрены регионом самостоятельно и интегрированы в общую инфраструктуру. Что касается СИР, то она изначально создавалась как временное решение. Необходимость в ней была связана с отсутствием информационных систем, работающих на уровне конкретных региональных ведомств, а сроки реализации глобального проекта перевода госуслуг в электронный вид и организации межведомственного электронного взаимодействия были сжатыми.
Сейчас уже сложилось понимание, что СИР предназначена для перевода в электронный вид государственных и муниципальных услуг, для которых нецелесообразно внедрять ведомственные информационные системы. А также для визуализации запросов документов/сведений, которые приходят через СМЭВ из Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в региональные органы и муниципалитеты, формирования таких запросов через СМЭВ в адрес ФОИВ от РОИВ и ОМСУ, а также обеспечения легитимного (через СМЭВ) внутрирегионального взаимодействия между РОИВ, ОМСУ и подведомственными учреждениями.
Так как СИР изначально проектировалась как временное решение, то в этой части альтернативные разработчики могут предложить свои наработки, которые будут интересны регионам и муниципалитетам с точки зрения открытости настроек и модификаций, с более удобным и понятным интерфейсом, с развитой сетью подрядчиков, которые на месте готовы внедрять и поддерживать такие системы.»

Лично для меня в этом доходчивом комментарии заставляет задуматься тот факт, что эксперт считает небесполезным донести до читателей отраслевого издания некие базовые понятия, которые вроде как уже должны были стать азбучными истинами.
Но не стали ведь.
И значит разъяснения на пальцах все еще оправданы.

Путин встретился с Никифоровым. Поговорили ни о чем. Но под конец министр получил карт-бланш

На президентском сайте kremlin.ru появилась стенограмма разговора президента с министром.

Центральный вопрос рабочей повестки Никифорову был сформулирован Путиным вполне конкретно:
«Два года назад мы приняли закон об оказании услуг населению в электронном виде. На первом этапе, как мы помним, это касалось только федеральных органов власти.
И вот с 1 июля этого года должны были уже к этой работе приступить и наши региональные коллеги…
Как вы оцениваете состояние дел? Как началась эта работа в регионах РФ, и что нужно сделать для того, чтобы она развивалась необходимыми для людей темпами?»

Ну а дальше состоялась сугубо формальная беседа ни о чем, ни для кого. Два высокопоставленных госслужащих обменялись сведениями, которые оба и так знали.
Более того, эти сведения известны вообще всем, кто хоть немного интересуется данной проблематикой.

И вдруг сюрприз в самом последнем абзаце стенограммы:

«Путин: Нужно своевременно получать информацию о том, что происходит в стране по этому вопросу, промониторить и проанализировать. После этого я вас прошу сделать соответствующее предложение, если  нужно будет что-то поправить в действующем законе, для того чтобы он работал эффективно. Держим этот вопрос на контроле.».

Итак, у нашего нового министра развязаны руки. И теперь, насколько я понимаю, если он не внесет никаких предложений по изменению закона, то по прошествии времени провал СМЭВ уже нельзя будет свалить на непрофессионализм старой команды.

Или я обольщаюсь, и предложение президента — не более чем формальность?

СМЭВ буксует. Обличающая статистика

В середине июня мне довелось пообщаться с одним региональным чиновником-информатизатором, который под выключенный диктофон заверил меня, что к 1 июля (дата запуска Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на региональном уровне)  ни один субъект со 100-процентной готовностью не выходит.
Я ему тогда поверил лишь отчасти. Но вот коллеги из CNews сегодня опубликовали красноречивое подтверждение (издание ссылается на официальнее данные, однако в открытых источниках их обнаружить не удалось).

Просто цитирую:
«Федеральное правительство получило и опубликовало данные о том, насколько активно регионы используют систему межведомственного электронного взаимодействия. Почти 90% запросов с ее помощью генерируют 8 субъектов из 83. В большинстве регионов система практически не используется…
Подсчет числа обращений через СМЭВ показал, что лидером по интенсивности работы с федеральными сервисами является Челябинская область. На ее долю пришлось более 725 тыс. запросов, т.е. почти пятая часть всех обращений. Всего более 100 тыс. обращений насчитывается у восьми субъектов. Интересно, что суммарно на их долю приходится более 89% таких взаимодействий.
Если же в число лидеров включить регионы, перешагнувшие барьер в 10 тыс. обращений к СМЭВ, то число таких субъектов достигнет, а суммарная доля их запросов превышает 98%. Напомним, что всего в России 83 региона.»

По-моему, комментарии излишни.

Команда Минкомсвязи явно сменилась вовремя.

1 июля — «День Икс» для СМЭВ

Итак, миновало 1 июля, а значит у региональных чиновников-информатизаторов наконец-то исчерпан лимит времени, когда СМЭВ должна была в полную силу заработать на местах.

(По курьезному стечению обстоятельств у ИТ-шников в последний момент даже появилась лишняя секунда – по сообщению РИА-Новостей, все мировые службы времени в ночь на 1 июля остановили "стрелки" своих эталонов на одну секунду, чтобы компенсировать накопившуюся разницу между астрономическим временем, определяемым по вращению Земли, и временем атомных эталонов.)

Теперь вступает в силу запрет региональным и муниципальным чиновникам требовать при предоставлении госуслуг документы, которые есть в распоряжении других госорганов. Ранее такое положение вещей касалось только федеральных госорганов.

На днях на эту тему высказывался новый министр Николай Никифоров.

Цитирую по сайту Минкомсвязи.
«Для эффективной работы по предоставлению государственных услуг региональные госорганы и муниципалитеты должны перейти на электронное взаимодействие, для успешной реализации которого необходимы четыре элемента:
- подключение региона к СМЭВ
- подключение органов власти к региональной системе взаимодействия
- получение информации от федеральных органов исполнительной власти (с использованием веб-сервисов соответствующего федерального госоргана)
- предоставление информации федеральным органам исполнительной власти (с использованием веб-сервисов, которые разрабатывает региональный орган власти).

Читать подробнее...

Очищает ли информатизация оказание госуслуг от финансовых злоупотреблений

Наткнулся сегодня на выдержку из текста вчерашнего выступления в Архангельске начальника управления административной реформы и контроля платных государственных услуг Федеральной антимонопольной службы Людмилы Солонцовой.

«В прошлом году 33 % жалоб компаний о нарушениях при оказании необходимых и обязательных услуг органами власти были связаны с неправомерным взиманием платы за эти услуги, 25 % — с завышением размера платы, 42% — с иными нарушениями со стороны органов власти».

Также было отмечено, что неправомерное требование органа власти, обязывающее заявителя при получении государственной (муниципальной) услуги предварительно получить услугу, не включенную в перечень необходимых и обязательных услуг, также является нарушением закона «О защите конкуренции».

Если я правильно помню, в прошлом году у нас уже многие услуги были переведены в электронный вид, и вовсю действовала СМЭВ (часть года — в отдельных ведомствах, с осени — во всех).

Возникает вопрос: информатизация не спасает от мздоимства и превышения полномочий чиновников? Или все жалобы связаны исключительно с бумажным делопроизводством?

ФАС, к сожалению, подробностей не приводит.

Щеголев наградил передовиков СМЭВ

Еще несколько слов о вчерашнем форуме «Электронное правительство в России», прошедшем в рамках выставки «Связь-Экспокомм 2012».

В контексте кулуарных шушуканий чиновников-участников о том, что же теперь будет с Игорем Щеголевым и Минкомсвязью вообще, личное появление министра на награждении финалистов конкурса «10 лучших ИТ-проектов для госсектора» было весьма примечательным.



По моим наблюдениям, настроен он был явно позитивно (много шутил). Видимо, что бы там ни происходило сейчас при формировании нового правительства, Щеголев своими перспективами удовлетворен.

Что же касается конкурса, то в этом году упор был сделан на сервисы СМЭВ (дескать именно она была главной темой на поприще информатизации государства).

Цитирую с сокращениями по сайту организаторов конкурса:

Читать подробнее...

В госпрограмме «Информационное общество» занялись перекраской фасада

На сайте Минкомсвязи появилось сообщение о том, что редакция госпрограммы «Информационное общество» (2011—2020 гг.) претерпела изменения.

Формальная причина —  требованиями постановления Правительства РФ №588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм», которое ввело новый подход к бюджетированию и долгосрочным госпрограммам.

В сообщении подчеркивается, что цели и задачи Программы остались неизменными. Но при этом в новую редакцию Программы входят четыре подпрограммы: «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда», «Безопасность в информационном обществе» и «Информационное государство».

Ну и как водится, «в соответствии с новым подходом, изменена структура выделения средств».

Мда.

Я конечно могу заблуждаться, но по-моему перетасовки бумажек и перераспределение финансов начинается тогда, когда нет реальных результатов. (Басню Крылова про пересаживающихся с места на место чудо-музыкантах помнят все.)

А какие-то результаты, кстати, пора было бы уже и обозначить. Первый год (самый важный с точки зрения позиционирования) действия Программы закончится через 10 дней, а о каких бы то ни было итоговых отчетных мероприятиях не слышно вообще ничего.

Причем, очевидно, что ближайшие три с лишним месяца все ресурсы Минкомсвязи будут брошены на исполнение свалившегося на него поручения Премьера оснастить все избирательные участки видеонаблюдением.

Кстати, если кто не в курсе, итоговая конференция по «Электронному правительству», которая должна была состояться на прошлой неделе, внезапно была «перенесена на неопределенное время» и о дальнейшей ее судьбе никакой информации нет.

В условиях отсутствия официальных выводов граждане склонны делать выводы собственные. А пока они видят, что с системой межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) какая-то неразбериха, выдача универсальных электронных карт (УЭК) перенесена как минимум на год и т. д.

В целом, о снижении уровня профессионализма команды Минкомсвязи на данном направлении я пока делать заключения не стану.

Но то, что с уходом Артема Ермолаева ведомство в освещении вопросов, связанных с Электронным правительством и Информационным обществом, стало более закрытым — очевидный факт.

Ай да СМЭВ или изготовление загранпаспорта с опозданием на 10 дней

Буквально в двух словах.

Загранпаспорт готов. Установленный законом 30-дневный срок изготовления просрочен ровно на 10 дней. Место оформления — УФМС Петрозаводска.

С учетом даты подачи документов (30 сентября) смею утверждать, что по крайней мере в Петрозаводске мой паспорт стал одним из первых документов, изготовленных в новой системе координат — в эру полномасштабного действия Системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ), официально заработавшей на полную мощность 1 октября.

Помнится, когда я почти пять лет назад в том же отделении УФМС оформлял загранпаспорт старого образца, на его изготовление ушло дней 25.

Но это ведь было в доисторические времена. А теперь ведь мы по части информатизации скоро Сингапур сделаем. Теперь у нас СМЭВ.

О сроках изготовления загранпаспортов

В продолжение к своему позавчерашнему посту.

Напомню суть вопроса.
С 1 октября в России официально на полную мощность заработала Система межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) — чиновники разных ведомств больше не могут между собой обмениваться бумажными документами (только электронными), и упыриделопроизводители из одного ведомства не могут требовать от гражданина бумажки из другого (обязаны запрашивать самостоятельно).

По логике, такая простая процедура как получение загранпаспорта теперь могла бы занимать считанные дни. Ведь утомленным служащим Миграционной службы больше не нужно на лошадях скакать в отделение МВД деревни Большие Малюсики, чтобы выяснять, не разыскивают ли меня сельчане за неуплату алиментов местной матери-героини.

Ан нет.

Сроки выдачи паспортов регламентируются старыми законами, и работать на опережение чиновники вряд ли станут.

Единственная радость — теперь отведенные на оформление загранпаспорта 30 дней видимо станут четко соблюдаться. (Раньше нарушались сплошь и рядом.)

Это была теоретическая часть.

Теперь практика.

Читать подробнее...

Внедрение СМЭВ на скорость оказания госуслуг не повлияло. Первые факты

Когда 1 октября текущего года на полную катушку заработала Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), я побывал на специальной пресс-конференции начальника ИТ, связи и защиты информации МВД Михила Тюркина.

Человек произвел весьма позитивное впечатление и честно сказал, что в таком волнующим всех вопросе как оформление заграничного (и не только) паспорта скорость процедуры регламентируется старыми законами, к которым СМЭВ никакого отношения не имеет.

То есть как ждали вы новый загран 30 дней, так и будете (если только чиновники сами не захотят перевыполнить план).

При этом всем ясно, что электронное взаимодействие ведомств должно быть в разы быстрее физического, поэтому что-то же должно измениться с выходом СМЭВ на полную проектную мощность.

— Должно, — подтвердил г-н Тюркин. — Раньше мы часто выбивались из 30-дневного срока; теперь наконец перестанем нарушать закон.

Не перестали.

По забавному стечению обстоятельств я подал заявление на получение загранпаспорта нового поколения аккурат за день до старта СМЭВ — 30 сентября.

Произошло это по месту прописки — в отделе УФМС по республике Карелия в городе Петрозаводске.

Сегодня истекает 31 октября. Паспорт не готов. (А я-то тешил себя надеждой получить его еще недельку хотя бы назад. СМЭВ ведь заработала…)

Срываются планы. Но главное, посещают грустные мысли о силе инерции бюрократии. Никакие технологии ей нипочем.

Работайте, господа чиновники! Мы вам деньги платим.

Главный ИТ-шник МВД рассказал об интеграции своего ведомства в СМЭВ

Итак, Система межведомсвенного электронного взаимодействия (СМЭВ) официально заработала на полную мощность.

Правда в РИА-новостях не придумали ничего лучше как дать специальной пресс-конференции название «О переходе МВД России с 1 октября 2011 года на предоставлении государственных услуг в электронном виде». Поэтому журналисты раз за разом доставали спикера вопросами, касающимися конкретных электронных услуг. А тот в свою очередь раз за разом терпеливо объяснял, что закон, вступивший в силу 1 октября, оказание услуг как таковое вообще не регламентирует. Речь идет о внутренних делах чиновников, и к простому обывателю это все имеет отношение в том смысле, что теперь, решая какой-либо вопрос с тем же МВД, гражданину не придется нести чиновникам бумажки из других ведомств — МВД обязано будет запрашивать и получать их самостоятельно.

В целом по регламенту запрос из одного ведомства в другое лимитирован пятью днями, однако МВД для получения достоверной информации о судимостях человека разрешено в виде исключения потратить на это 10 дней.

Кстати, получение справки о судимости, оказывается, чуть ли не самая популярная МВД-шная услуга.

В перспективе МВД планирует оказывать населению 48 услуг в электронном виде.

Из них 11 можно оказать, только совместно с другими ведомствами, и они соответственно требуют межведомственного взаимодействия.

Если я правильно понял, 5 из этих 11 уже оказываются. Остальное — позже.

На пресс-конференции была озвучена кое-какая занятная статистика, но систематизировать я ее уже буду в редакционном материале.

Главное же, что лично я для себя вынес из мероприятия, так это то, что информационными технологиями в МВД занимается вменяемый человек.

Не солдафон и не параноик.


Михаил Тюркин объясняет принцип взаимодействия ведомств при оказании услуги

Конечно немного непривычно в описании регалий человека видеть сочетание должности «начальник Департамента ИТ, связи и защиты информации» и звания «генерал-лейтенант внутренней службы», но в случае Михаила Тюркина все совсем не страшно.

В общем, есть ощущение, что информатизация в МВД может состояться адекватным образом.