НовостиОбзорыСобытияIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

О планах Минэкономразвития по радикальному сокращению числа электронных услуг населению

Порталом госуслуг (https://www.gosuslugi.ru) я пользовался единожды - в 2011-м, при получении загранпаспорта. И мне понравилось - вместо того, чтобы тратить время на хождение по кабинетам, где многократно заполнять анкету на получение загранпаспорта от руки, то и дело ошибаясь и переписывая, отправил ее в электронном виде, а потом сфотографировался и без очереди получил загранпаспорт. Удобно, но прямо скажем - нечасто я пользовался этими удобствами. И как оказалось - не только я.
Поэтому не слишком удивился, когда услышал об инициативе Минэкономразвития о радикальном сокращении количества электронных услуг. Сообщают, что останется только порядка 20-ти самых популярных, а остальные (общим числом несколько сотен) перестанут поддерживаться, поскольку случаи обращения к ним чуть ли не единичные...

Тактически, с точки зрения снижения текущих расходов государства, это наверное, оправдано, ведь расходы на создание и поддержание, как известно, - миллиарды рублей. Но вот стратегически, думаю, - это ошибка...
Ведь чтобы люди начали массово использовать предоставляемые им возможности и удобства, нужно некоторое время, в масштабах государства - довольно длительное,
и огромные инвестиции. Это нормально. Ведь никто же не ждал, что люди кинутся получать услуги исключительно в электронном виде.

Необходимо пропагандировать новый способ взаимодействия граждан и государства, объяснять как ими пользоваться, и даже насаждать,
что наверное тоже возможно, если пораскинуть мозгами. И в перспективе это даст хороший экономический эффект - сокращения разросшегося госаппарата,
снижение расходов на зарплату чиновникам, снижение стоимости предоставления услуг, повышение их качества, скорости оказания, что, в свой черед, окажет благотворное влияние на атмосферу в обществе в целом.
Не думаю, что здесь какой-то злой умысел чиновников, не заинтересованных в самсокращении,
скорее - обыкновенно государственное недомыслие, узкий горизонт мышления и следование злобе дня, т.е. желание побыстрее сократить текущие расходы и отсчитаться об этом...  
Колесов Андрей
То, что стало лучше - это да. Сужу по своему опыту 20 лет (первый паспорт получил в 1994 году).
Но, мягко говоря, прогресс за 20 лет не впечатляет. Да, 20 лет назад надо было 30 минут ждать в очереди только для того, чтобы получить бланк анекты.

А сейчас мы можем скачать бланк анкеты и возводим это в ранг подвига со стороны государства.

Вся автоматизация сегодня - запись через сайт на подачу документов. ВСЕ!

Честно говоря, даже как-то неловко обсуждать подобные "достижения"...  
Колесов Андрей
Я тут хочу еще напомнить, что в США еще 20 лет назад (а может и раньше) загранпаспорт делался "без хождений" вообще: документы отправлялись по почте (по обычной) и таким же образом приходил паспорт.

В Израиле паспорт меняет просто: приходите в офис и вам в старый делается новая вклейка. Все.

Чем мы тут гордимся? Что вместо недели "хождений" всего два дня?
Лапинский Игорь
Необходимо пропагандировать новый способ взаимодействия граждан и государства, объяснять как ими пользоваться, и даже насаждать
Тут вспомнил хороший пример из жизни другого государства -- и это не США, не Германия или какая-нибудь из скандинавских стран, а Португалия, где был в поездке несколько лет назад. Так вот, там наблюдал  простейший и весьма эффективный способ популяризации электронных услуг: услуга через Интернет может быть бесплатной или платной, но в любом случае личный визит в организацию и обращение к клерку за оказанием аналогичной услуги обойдется дороже, ведь в офисе кто-то должен потратить на вас свое рабочее время. Вот и вся популяризация. Кстати, в приемном офисе министерства, куда нас привезли, были установлены терминалы и для электронных услуг, которыми можно воспользоваться самостоятельно или с помощью того же служащего, который объяснит, как воспользоваться услугой в следующий раз из дома. Вот и все решение вопроса.