НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

О планах Минэкономразвития по радикальному сокращению числа электронных услуг населению

Алексей Воронин
09.10.2013 13:14:30

Порталом госуслуг (https://www.gosuslugi.ru) я пользовался единожды - в 2011-м, при получении загранпаспорта. И мне понравилось - вместо того, чтобы тратить время на хождение по кабинетам, где многократно заполнять анкету на получение загранпаспорта от руки, то и дело ошибаясь и переписывая, отправил ее в электронном виде, а потом сфотографировался и без очереди получил загранпаспорт. Удобно, но прямо скажем - нечасто я пользовался этими удобствами. И как оказалось - не только я.
Поэтому не слишком удивился, когда услышал об инициативе Минэкономразвития о радикальном сокращении количества электронных услуг. Сообщают, что останется только порядка 20-ти самых популярных, а остальные (общим числом несколько сотен) перестанут поддерживаться, поскольку случаи обращения к ним чуть ли не единичные...

Тактически, с точки зрения снижения текущих расходов государства, это наверное, оправдано, ведь расходы на создание и поддержание, как известно, - миллиарды рублей. Но вот стратегически, думаю, - это ошибка...
Ведь чтобы люди начали массово использовать предоставляемые им возможности и удобства, нужно некоторое время, в масштабах государства - довольно длительное,
и огромные инвестиции. Это нормально. Ведь никто же не ждал, что люди кинутся получать услуги исключительно в электронном виде.

Необходимо пропагандировать новый способ взаимодействия граждан и государства, объяснять как ими пользоваться, и даже насаждать,
что наверное тоже возможно, если пораскинуть мозгами. И в перспективе это даст хороший экономический эффект - сокращения разросшегося госаппарата,
снижение расходов на зарплату чиновникам, снижение стоимости предоставления услуг, повышение их качества, скорости оказания, что, в свой черед, окажет благотворное влияние на атмосферу в обществе в целом.
Не думаю, что здесь какой-то злой умысел чиновников, не заинтересованных в самсокращении,
скорее - обыкновенно государственное недомыслие, узкий горизонт мышления и следование злобе дня, т.е. желание побыстрее сократить текущие расходы и отсчитаться об этом...

Комментариев: 14

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

09.10.2013 15:27:59

При оформлении загранпаспорта нужно приходить только для получаения? Или все же нужно идти и при сдаче документов? Как и где производится фотографирование?

09.10.2013 15:42:58

Я приходил 2 раза. Первый, чтобы сфотографировали (там у них специальная камера), второй, чтобы получить готовый паспорт. Оба раза пропускали без очереди. Действительно, быстро и удобно.

09.10.2013 15:50:21

Значит, все - как я и полагал. Я делал паспорт летом прошлого года. Тоже два визита, по 5 минут каждый. Без использования Web-портала, просто пришел и отдал бумаги, а потом забрал.

09.10.2013 15:58:54

Аналогично, тоже понравилось)

09.10.2013 17:47:51

Что-то не понял, почему пропускали без очереди, в том числе на фотографирование. А очередь за чем стояла?

09.10.2013 17:58:36

В очереди стояли те, кто оформлял паспорта как обычно. Кстати, хороший пример поощрения использования электронных услуг со стороны государства

09.10.2013 17:59:15

А очередь состояла из тех, кто заполнял анкету не на сайте госуслуг, а старым казачьим способом на бумажном бланке. Таким образом стимулируется использование современных технологий.

09.10.2013 18:36:39

Искренне не понятно, в чем суть электронной госуслуги. Как я понял: это электронная запись на прием, не более того.

Я сдавал "старым" способом, но у нас никакой очереди не было. Пришел и сдал.

09.10.2013 21:14:53

Повезло, попал в низкий сезон.
Когда я подавал, народу было полно сидели они в очереди по 3 часа.

На самом деле, не только электронная запись. На сайте заполняется анкета-заявление, которая кем-то проверяется, и если к ней нет претензий, ты получаешь mail с предложением прийти на фотографирование. При обычном же рукописном заполнении, человек приходит с анкетой, при нем ее проверяют, заставляют что-то переписывать, после чего ручками же вводят данные из анкеты в компьютер. Понятно, какая производительность труда и откуда берутся очереди.

09.10.2013 21:22:47

Нет, у меня было иначе. Я просто проправил предыдущую анкету в Ворде, отправил ее в наш отдел кадров. Так ее распечатала Галина Ивановна и завизировала. Я у нее забрал и завез в ОВИР. Они ничего при мне не вводили, просто забрали и все. 1 минута ушла на фотографирование.

А вы визировала анкету по месту работы?

Все же получается, что это просто запись на обычную сдачу документов.

10.10.2013 09:07:08

Из комментариев и личного опыта могу сделать однозначный вывод -- оформить паспорт стало проще (прогресс налицо), но бардак тут еще тот. Вроде и сайт госуслуг есть, и на сайте УФМС можно получить все инструкции и анкеты для сбора и заполнения документов, но везде свои нюансы остаются. Я, например, скачал анкету и перечень необходимых документов с сайта УФМС, приехал на сдачу документов -- тут выяснилось, что служба переезжает в другой корпус (там теперь все гос. службы, оказывающие услуги населению, собраны). Хорошо, что сотрудник был на месте и сам предложил на всякий случай посмотреть документы -- оказалось, что нужна еще не помню какая бумага, не упомянутая на сайте УФМС, но упомянутая на стенде местного отделения. Переезд занял неделю -- технику перевезли быстро, а вот подключали к единой системе долго. Следующее посещение по новому адресу -- на входе возьми талон электронной очереди (никакое фотографирование без очереди не предусмотрено). Правда, на получение паспорта, очередь отдельная (тоже электронная), и тут все быстро.

10.10.2013 10:05:56

То, что стало лучше - это да. Сужу по своему опыту 20 лет (первый паспорт получил в 1994 году).
Но, мягко говоря, прогресс за 20 лет не впечатляет. Да, 20 лет назад надо было 30 минут ждать в очереди только для того, чтобы получить бланк анекты.

А сейчас мы можем скачать бланк анкеты и возводим это в ранг подвига со стороны государства.

Вся автоматизация сегодня - запись через сайт на подачу документов. ВСЕ!

Честно говоря, даже как-то неловко обсуждать подобные "достижения"...

10.10.2013 10:10:27

Я тут хочу еще напомнить, что в США еще 20 лет назад (а может и раньше) загранпаспорт делался "без хождений" вообще: документы отправлялись по почте (по обычной) и таким же образом приходил паспорт.

В Израиле паспорт меняет просто: приходите в офис и вам в старый делается новая вклейка. Все.

Чем мы тут гордимся? Что вместо недели "хождений" всего два дня?

15.10.2013 16:35:24

Цитата
Необходимо пропагандировать новый способ взаимодействия граждан и государства, объяснять как ими пользоваться, и даже насаждать

Тут вспомнил хороший пример из жизни другого государства -- и это не США, не Германия или какая-нибудь из скандинавских стран, а Португалия, где был в поездке несколько лет назад. Так вот, там наблюдал простейший и весьма эффективный способ популяризации электронных услуг: услуга через Интернет может быть бесплатной или платной, но в любом случае личный визит в организацию и обращение к клерку за оказанием аналогичной услуги обойдется дороже, ведь в офисе кто-то должен потратить на вас свое рабочее время. Вот и вся популяризация. Кстати, в приемном офисе министерства, куда нас привезли, были установлены терминалы и для электронных услуг, которыми можно воспользоваться самостоятельно или с помощью того же служащего, который объяснит, как воспользоваться услугой в следующий раз из дома. Вот и все решение вопроса.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии