Правда, предполагаемые методы формирования соответствующего фонда (см. например, здесь и здесь) большинству участников ИТ-рынка, мягко говоря, не очень нравятся. Однако сейчас хочется поговорить не об этих методах, а о другом: является ли хорошее финансирование достаточным условием для реализации инновационных проектов (в том числе, в области разработки высококачественных программных продуктов)?
Некоторую пищу для размышлений на этот счет дает сайт Росстата, на котором совсем недавно обновился раздел “Статистика инноваций в России”.
Честно говоря, не совсем помню, как сей раздел выглядел раньше и не совсем понимаю, почему он обновился именно сейчас (за различными аспектами деятельности отечественных инноваторов Росстат следит с 1994 г.), но теперь этот раздел четко выделяет (см. расположенную ниже копию экрана) три кита (или, если угодно, три слона), на которых стоит инновационная деятельность: кадры, производственные фонды, финансовые ресурсы.
Заметьте: кадры стоят на первом месте, а финансовые ресурсы – лишь на третьем. И такой порядок слов, видимо, видимо, не случаен.
А теперь подумайте: что произойдет, если один из трех китов инновационной деятельности будет очень большим, а два других – очень маленькими? Произойдет же вот что – деньги на проекты выделены, а грамотных специалистов для реализации этих проектов нет. Обратите внимание ещё вот на что: деньги при желании (или наличии политической воли) можно выделить очень быстро, а вот нужное количество грамотных специалистов быстро подготовить нельзя. Для этого требуются даже не месяцы, а годы.
К сказанному выше необходимо добавить, что тема подготовки ИТ-кадров активно обсуждалась как на прошлогоднем, так и на позапрошлогднем отчетно-выборных Общих собраниях АПКИТ. Будет она активно обсуждаться и в конце этого года на очередном Общем собрании АПКИТ, которое состоятся в ноябре. Во всяком случае, в предварительной повестке дня этого собрания данная тема (“Подготовка ИТ-кадров”) стоит третьей по счету – после “Поведения в условиях санкций, деофшоризации и декларации широкого импортозамещения” и “Участия в проектах модернизации оборонно-промышленного комплекса”.
Так может, государству есть смысл оказывать ежегодную многомиллиарднорублевую финансовую поддержку не компаниям, разрабатывающим ПО, а, к примеру, преподавателям, читающим лекции по курсам, которые максимально близки к недавно утвержденным государством профстандартам в области ИТ? Вот названия лишь некоторых из этих стандартов:
• “Программист”;
• “Руководитель разработки программного обеспечения”;
• “Менеджер продуктов в области ИТ”;
• “Архитектор программного обеспечения”;
• “Специалист по тестированию в области ИТ”;
• “Специалист по технической документации в области ИТ”;
• “Специалист по информационным системам”;
• “Руководитель проектов в области ИТ”;
• “Системный аналитик”;
Более полный перечень профессиональных стандартов в области ИТ можно найти здесь.
Кое-что для подготовки ИТ-кадрового резерва, конечно, делается. Минкомсвязи очень любит напоминать общественности, что благодаря деятельности данного ведомства количество бюджетных мест по ИТ-специальностям растет.
Так например, выступая 25 сентября этого года в Международном университете в Москве, Николай Никифоров, cреди прочего, сказал:“Сегодня проводятся мероприятия… по развитию человеческого капитала в ИТ-отрасли. С этой целью с 2015 г. количество бюджетных мест при приеме в вузы для ИТ-специалистов увеличивается на 35% и составит 35 тысяч в год, также развиваются технопарки, где смогут работать будущие программисты….В стране насчитывается порядка 350 тысяч программистов. Я убежден, что их должно быть не менее 1 миллиона”. Ну как тут не вспомнить слова великого русского полководца Суворова: “Воюют не числом, а умением”. Впрочем, численность “войска” порой тоже важна…
И ещё. Я как-то пытался выяснить в Минобрнауки, по каким именно техническим вузам и ИТ-специальностям -- в терминах направлений ФГОС ВТО, среди которых можно выделить шестнадцать ИТ-специальностей -- "разбросаны" эти дополнительные бюджетные места (разговоры об этих доп. местах идут уже много лет). Но попытка успехом не увенчалась. А у меня сложилось впечатление, что деятельность Минобрнауки скрыта от общественности даже больше, чем деятельность Министерства обороны. А ведь граждане имеют право знать, на что идут их налоги и чему стремятся научить их детей… Разве не так?
Резюме: разработке планов по финансированию прорывных разработок ПО должна предшествовать разработка – и тщательна проработка! -- планов по совершенствованию системы подготовки ИТ-кадров. Иначе огромные средства, вложенные в разработку инновационного и конкурентоспособного ПО, просто вылетят в трубу. И будет повод лишний раз с горькой усмешкой вспомнить поговорку “Хотели как лучше, а получилось как всегда”.
без хорошей матподготовки начиная с 6-7 х классов всё это бесполезно
доп число "говнокодеров" мало что изменит, дыры только залатать
а с текущим образованием в школе всё хуже и хуже