НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Да, с ИТ-образованием все не так, как надо. Но что делать-то?

Печальные факты изложены в нашей вчерашней заметке “Будущие российские айтишники не ориентируются в выборе специальности”.[spoiler]

Впрочем, проблема эта (отсутствие ИТ-специалистов в нужном количестве и должного качества) не вчера возникла и не завтра решится. Да и не факт, что решится вообще. В лучшем случае – она лишь в той или иной степени сгладится. Хотя бы потому, что требования к ИТ-специалистам меняются значительно чаще, чем обновляются вузовские программы. Поэтому текущие вузовские  программы всегда будут отставать от требований текущего дня. А посему без разного рода курсов повышения квалификации ИТ-специалистов (как частных, так и государственных) в любом случае не обойтись.

Отдельный вопрос – кто должен платить за обучение на таких курсах – государство, работодатель или сам слушатель? В идеале – сам слушатель. Ведь тогда он свободен от каких-либо обязательств как перед государством, так и перед конкретным работодателем. Есть, конечно, и минусы такого самообразования. Главный из них состоит в том, что далеко не все могут его себе позволить. Как известно, в нашей стране расслоение населения по уровню доходов весьма велико и, что ещё хуже, с каждым годом возрастает.

На одной из конференций для высшего ИТ-менеджмента как-то демонстрировалась диаграмма, показывающая различие между российскими домохозяйствами по уровню доходов. При этом присутствующих сразу (и достаточно строго) предупредили – данная диаграмма не предназначена для публикации в СМИ. Так как без дополнительных и весьма обстоятельных комментариев она может быть неправильно истолкована. При этом вспомнили декабристов, которые боролись не за то, чтобы в стране не было богатых, а за то, чтобы в ней не было бедных. А ещё отметили неправильность и вредность лозунга “Отнять и разделить!”. Ну да сейчас речь не об этом...

А вот о чем -- нельзя сказать, что в нашей стране ничего не делается для того, чтобы хорошее стартовое  ИТ-образование имели возможность получить люди, имеющие самые различные уровни дохода.

В начале этого года Минкомсвязи с гордостью сообщило, что не без его активности (а также активности некоторых ИТ-ассоциаций) в 2015 учебном году количество бюджетных мест по ИТ-специальностям вырастет на 35%. При этом прием по программе магистратуры на специальности «информатика и вычислительная техника» увеличился на 74%, «информационные системы и технологии» — на 208%, «прикладная информатика» — на 191%, «инфокоммуникационные технологии и системы связи» — на 202%.

В то же время было отмечено, что ежегодно из образовательных организаций высшего образования России выпускается до 25 тысяч ИТ-специалистов. При этом сегодня только 15-20% выпускников по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий.

Тогдашний заместитель министра Марк Шмулевич отмечал: “Существующая система образования выпускает в среднем не тех специалистов, которые могут непосредственно приступить к работе в ИТ-компаниях. Компании серьезно вкладываются в дообучение сотрудников, но главное — время, которое на это уходит. Это время не должно превышать разумные пороги. Кроме того, отрасль испытывает кадровый голод: прогнозируемое количество обученных ИТ-специалистов до 2018 года — до 150 тысяч, а нужно в 2 раза больше. Свой вклад внесет и "демографическая яма". Поэтому увеличение количества ИТ-специалистов на рынке труда — важнейшая задача”. Итак – задача поставлена, но пути и сроки её решения нигде четко не обозначены.

В этом месяце состоится первое заседание недавно созданного – под эгидой Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям --“Совета по профессиональным квалификациям в области информационных технологий”). Интересно, какие конкретные шаги для сглаживания ситуации с подготовкой ИТ-специалистов (в нужном количестве и должного качества) он предложит. Что вы думаете на этот счет?
Митин Владимир
В планах приема в 2015 каких интересно вузов произойдет такое увеличение? У нас, например в РГРТУ такого не наблюдается
.

Меня тоже данный вопрос давно интересует. Однако достучаться до Минобра не удалось. Это очень закрытое ведомство. А в Комитете АПКИТ по образованию информацией такого рода не располагают…
Митин Владимир
Откуда будут брать студентов, как таковых, если численность населения в стране падает?

Ещё не совсем упала. Да, некоторые школы закрываются. Но в оставшихся старшие классы ещё не пустуют. А посему есть смысл пробуждать у старших школьников интерес к ИТ-специальностям. Дабы они стремились не туда, где деньги делят, а туда, где создают материальные или интеллектуальные ценности.
Севрук Василий
Отдельный вопрос – кто должен платить за обучение на таких курсах – государство, работодатель или сам слушатель?
IMHO, всегда работодатель, но, как в старые "добрые" времена с молодыми специалистами. Т.е. слушатель курсов заключает договор с работодателем: " в случае прекращения трудовых отношений ранее чем ..., слушатель выплачивает работодателю полную стоимость затрат на обучение (сумма прописью)." Как-то так...