НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Портал Реестра отечественного ПО явно нуждается в модернизации! Но в какой именно?

Сведения о втором “транше” программных продуктов, включенных Реестр российского ПО, Минкомсвязи выдавало порциями. Вечером 18 февраля было объявлено, что этот “транш” содержит 84 продукта, а вечером 20 февраля стало известно, какие именно программные продукты в этот транш включены.


18 февраля 2016 г. Заседание Экспертного совета по российскому ПО
Источник: сайт Минкомсвязи

На сайте Минкомсвязи при этом отмечалось, что “поступило более 700 заявлений о внесении сведений о программном обеспечении в реестр российского ПО. Из них более 200 соответствуют требованиям правил формирования и ведения реестра, они зарегистрированы и размещены в открытом доступе. По части из этих продуктов членам совета предстоит голосовать. По 116 заявкам принято решение об отказе в регистрации по причине несоответствия требованиям правил, еще 387 заявлений имеют статус “новое” — в их отношении проводится предварительная проверка”.

Список 84 продуктов, добавленных в Реестр российского ПО очередным приказом Минкомсвязи, вызвал в ИТ-сообществе множество недоумений. Одно из них было связано с тем, что в Реестре оказалось девять антивирусных продуктов ООО “Доктор Веб” и ни одного – “Лаборатории Касперского”. Что породило разного рода предположения, включая совершенно фантастические (из серии типа “Подковерная борьба антивирусных миров”). Однако в данном случае никаких интриг не было, а ларчик открывался достаточно просто: “Лаборатория Касперского” подала заявки на включение своих продуктов в данный Реестр не в январе, как “Доктор Веб”, а в феврале. Если посмотреть на список заявок на включение программных продуктов в этот Реестр, то там  можно обнаружить 25 продуктов компании: 23 из них относятся к классу “Cредства обеспечения информационной безопасности”, один -- к классу “BIOS и иное встроенное программное обеспечение” и один -- к классу “Библиотеки подпрограмм”.

А теперь зададимся вопросом: “Легко ли будет конечным пользователям ориентироваться в данном Реестре при выборе, к примеру, антивирусных продуктов?". Похоже – не очень.

Возьмем, к примеру, продукт, обозначенный в заявке как “Kaspersky Security для систем хранения данных, User”. Если в списке заявок кликнуть на название данного продукта, то на экран выведется пояснение, которое вы видите ниже.



Если же кликнуть и на это пояснение, то появится (см. ниже) более подробная информация



А затем (после ещё одного клика) ещё более подробная (см. ниже).



А теперь представьте пользователя, у которого возник вопрос: “Есть ли в Реестре отечественного ПО какие-либо другие продукты, обеспечивающие защиту корпоративной информации, хранящейся в системах EMC, Hitachi или IBM?”

В поисках ответа на данный вопрос ему придется прошерстить все записи Реестра, представленные в виде единого практически никак не упорядоченного списка из сотен (а то и тысяч) наименований. И при этом очень активно поработать мышкой (или иным указывающим устройством), перебегая от ссылки к ссылке!


На сайте Минкомсвязи в сообщении об итогах февральского заседания Экспертного совета по российскому ПО, среди прочего, отмечается: “Кроме того, участники заседания обсудили вопросы оптимизации и повышения эффективности процедуры рассмотрения заявок и модернизации портала Реестра”. При этом ни слова не говорится о том, что именно обсуждали и что именно предполагается сделать для модернизации портала Реестра. Отсюда следует, что тайна сия велика есть. Но почему? Что вы думаете на этот счет? И в какой именно модернизации нуждается портал Реестра отечественного ПО?

Фото:
Колесов Андрей
Вопрос такой: мы хотим увеличить число "кликов" на сайте (повысить его популярность) или решить некоторую задачу "государственного значения" (типа "развитие ИТ-отрасли", "повышение государственной безопасности")?
Я считаю, что Реестр - это PR-проект и не нужно его понимать иначе.
А раз это PR-проект, то повышение число "заходящих на него" - это просто ВРЕДНО! И никто не хочет повышать его популярность.
Проект нужен, чтобы о нем можно было доложить "наверх" и показать его по ТВ. Все, точка.

Восприятие Реестра как магазина приложений - совершенно ошибочно изначально.
Колесов Андрей
Никто не заинтересован в том, чтобы интерфейс Портала реестра был заведомо неудобен

Откуда такое мнение, на чем оно основано?

Можно говорить о том, что это мнение неверно исходя из анализа ситуации на рынке.
Но есть сугубо ПРАКТИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - сам сайт Реестра.

Мы видим, что он плох, неудобен. Почему же его сделали таким? Почему он сделан так? Студент-троечник сделал бы лучше.
Значит, его сделали так специально.

Далее: если в Портале заинтересованы поставщики, что же они не поднимут этот вопрос на Экспертном совете?
Переделать этот сайт в нормальный вид - это дело одного рабочего дня для нормального Web-разработчика (одного человека).
Вот простое, очевидное доказательство, что это - никому не нужно.
Бодрик Александр
Гм, большинство продуктов - для организаций. Работа в ИТ службе предполагает минимальную степень компетенции..

Есть "классы программного обеспечения".


Коллеги, Вам не кажется что мы тут хотим получить Apple Store? У Реестра все таки совсем другая аудитория, цели и задачи