НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

Что происходит с интересом старшеклассников к ИТ-специальностям?

Похоже, этот интерес падает  :(  [spoiler]

Известно, что интерес к той или иной области деятельности начинает зреть ещё в дошкольном возрасте, но, как правило, окончательно созревает в старших классах. Понятно также, что есть много факторов, влияющих на формирование этого интереса. Некоторые из них перечислены в нашей недавней заметке “Как пробудить интерес к ИТ-специальностям?”. А также более ранних публикациях
“Иерархия факторов, влияющих на выбор ИТ-специальности в качестве предпочтительной. Итоги опроса”; “Эксперты призвали к популяризации ИТ-образования в России” ); “В каком возрасте следует приобщаться к ИТ-бизнесу?”.

Еще в ноябре 2012 г. на общем заседании АПКИТ активно  обсуждался вопрос о том, как поднять престиж ИТ-специальностей среди школьников и их родителей. Обсуждалась эта тема и на последующих общих заседаниях АПКИТ. Не удивлюсь если она всплывет и на нынешнем общем заседании АПКИТ, которое пройдет в ноябре этого года.

Почему же данная тема не теряет актуальности? Одна из причин, видимо, в том, что спрос на ИТ-специалистов растет. Это подтверждают исследования HeadHunter, Superjob и РАЭК. Эксперты РАЭК cвязывают рост данного спроса со стремительной цифровизацией как коммерческих предприятий, так государственных структур. Ниже вы видите один из слайдов презентации исследования РАЭК “Экономика Рунета 2015-2016 гг”.


Источник: РАЭК, сентябрь 2016 г.

Итак, спрос на ИТ-специалистов есть. А что происходит с предложением сейчас и что будет происходить с этим предложением в обозримом будущем?


Картина здесь, увы, не очень радостная. В прошлом году мы отмечали  плачевные итоги ЕГЭ по информатике и ИКТ и обращали внимание на то, что в 2015 г. в нашей стране на сдачу ЕГЭ по информатике и ИКТ зарегистрировались свыше 64 тыс. человек, что, как это ни печально, ниже аналогичного показателя 2014 г. (66488 человек).

Долго ждал, когда Минобрнауки сообщит ситуацию со сдачей ЕГЭ по информатике и ИКТ в этом году, но так и не дождался. Поэтому рискну предположить, что в этом году количество старшеклассников, пожелавших сдать ЕГЭ по информатике и ИКТ стало ещё меньше, чем в прошлом.

Видимо, пропаганда ИТ-специальностей среди старшеклассников, несмотря на успехи отдельных вузов и предприятий в целом ведется ведется недостато активно. Проще говоря – оставляет желать лучшего.

Cмотрите: Состоялась рабочая встреча президента РФ с новым министром образования и науки Ольгой Васильевой.


Источник: сайт Kremlin.ru, 29 сентября 2016 г.

В стенограмме данной встречи, опубликованной на сайте Kremlin.ru, приводится немало интересных фактов.

К примеру, Ольга Васильева сообщила, что в этом году 45% абитуриентов подали документы только в один вуз. По её мнению, это говорит о том, что выбор абитуриентов был осознанный, так как они (абитуриенты) не бегали по вузам, а выбирали свою будущую специальность осознанно. При этом, по словам Ольги Васильевой, очень большой процент абитуриентов выбрал технические вузы. Какое именно значение имеет этот процент и как он соотносится с соответствующим показателем минувшего года, г-жа Васильева, увы не озвучила.

В то же время она заметила, что “значительно повысился процент поступающих на гуманитарные отрасли: это история, лингвистика, социологические дисциплины”. Но ведь со времен Михаила Васильевича Ломоносова известно: что в одном месте что-то прибавится, то в другом непременно что-то убудет.

То есть,  если процент поступающих на гуманитарные отрасли значительно повысился, то процент поступающих на технические отрасли значительно понизился. Вот так-то! Активнее надо вести пропаганду ИТ-специальностей среди старшеклассников!

Колесов Андрей
Наверное, больше всего вырос процент в консерваторию, по специальности "виолончель"  :)

Пропаганда активно ведется по ТВ. Так очень хорошо показывается, в какие профессии нужно идти молодежи...
Михаил
Элементарно. В прошлом году резко (очень резко!) усложнили ЕГЭ по информатике.
Дальше в действие вступает чисто прагматический подход. Тем более, в большинстве случаев есть родственная специальность, где требуется результат не по информатике, а по физике.