НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

  • Архив

    «   Январь 2022   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31            

Восемь хабов “Цифровой экономики” и их вклад в ВВП России

[B]Маркетинг и реклама – существенный и быстрорастущий сегмент цифровой экономики. Но вклад ИТ-компаний в этот сегмент невелик.

Читать подробнее...

Фото:

Так сколько же в России интернет-пользователей: менее 90 или свыше 100 миллионов?

Несмотря на заметный рост количества интернет-пользователей, денежные показатели работы телекоммуникационной отрасли падают.

Читать подробнее...

Фото:

Два возможных сценария развития цифровой экономики. Куда идем и чего хотим?

К семи определениям цифровой экономики, упомянутым в нашей недавней заметке, можно добавить ещё одно: “Это те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий”.

Читать подробнее...

Фото:

Почему бы Правительству Москвы не стать ИТ-компанией с лицензией на распределение доходов городского бюджета?

С тендерами, к участию в которых допущено только российское ПО, есть одна, не очень афишируемая, проблема.  

Читать подробнее...

Фото:

Что происходит с интересом старшеклассников к ИТ-специальностям?

Похоже, этот интерес падает  :(  

Читать подробнее...

Фото:

Нужна ли господдержка отечественным разработчикам ПО?

Как известно, на разработку и продвижение российского ПО государство собирается выделить 5 млрд. рублей.

Читать подробнее...

Фото:

Отсутствие отечественных аналогов – не единственное “бревно” на пути импортозамещения ПО

Есть и многие другие “бревна”. Правда, меньших размеров.

Читать подробнее...

Фото:

От цифрового равенства Россия все ещё страшно далека

[B]Но уже сейчас 15% студентов ИТ-специальностей хотели бы открыть свой бизнес.

Читать подробнее...

Фото:

Без права на забвение….

Представление о том, что в Интернете можно найти все, что нужно, глубоко ошибочно.

Читать подробнее...

Mинкомсвязи пояснило, какие ИТ-компании оно намеревается поддерживать материально

Произошло это, как и ожидалось, в субботу, во время круглого стола “Перезагрузка “дорожной карты развития ИТ” -- вклад России в многополярность мировой индустрии программного обеспечения”, который состоялся в рамках 13-го Международного инвестиционного форума в "Сочи-2014", проходившего на берегу теплого Черного моря с 18 по 21 сентября.

Читать подробнее...

Фото:

Выживут ли отечественные интернет-компании без поддержки государства?

Сегодня на пленарном заседании Российского форума по управлению Интернетом  ведущий (глава РАЭК Сергей Плуготаренко) в какой-то момент затронул хорошо всем знакомую тему о том, что в нашей стране существует ряд уникальных сетевых компаний (Яндекс, Mail.ru, Вконтакте и т. д.), которые способны активно и эффективно сопротивляться экспансии крупных международных игроков, уже закатавших в асфальт локальных конкурентов по всему миру.

Читать подробнее...

Фото:

РАЭК включается в борьбу за честное проведение ЕГЭ

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) сегодня сообщила о подписании совместного с Рособрнадзором (и при поддержке Минкомсвязи) меморандума, касающегося пресечению мошенничества при проведении ЕГЭ.

Когда я прочитал заголовок этой новости в рассылке ассоциации, я сперва, честно говоря, сильно удивился. Где РАЭК, и где ЕГЭ?

Читать подробнее...

Пиратство: разорение или реклама, повышающая доходы?

Пока организованная часть ИТ-отрасли в лице крупных компаний (типа Яндекса) и ассоциаций (типа РАЭК, которая вчера опубликовала рекомендуемые поправки к поправкам Минкультуры) пытается смягчить положения антипиратского закона, осторожно не выступая за его полную отмену, появляются сообщения, свидетельствующие о вреде борьбы с пиратством для самих же борцов — правообладателей.

Еще на прошлой неделе в Интернете можно было узнать, что в начале прошлого года власти США закрыли ресурс Megaupload.com, на долю которого прежде приходилось до 40 % мирового Интернет-трафика среди подобных сайтов. Взяв за рубеж момент закрытия, авторы исследования из бизнес-школ Мюнхена и Копенгагена сравнили кассовые сборы кинотеатров (10 тысяч фильмов в 50 странах) до и после этого события. Оказалось, что после исчезновения Megaupload.com сборы упали на 12 %.

В общем, происходит ровно то, о чем 1 августа в время дискуссии с Русланом Гаттаровым в РИА Новостях говорил блогер Антон Носик. Аудитории торентов и кинотеатров пересекаются лишь отчасти. Но зато любители посмотреть фильмы в Сети очень часто являются лидерами мнений для приверженцев большого экрана. Проще говоря, если фильм хороший, то пираты опосредованно создают ему рекламу, и доходы правообладателей увеличиваются.

Причем в отношении книжек и ПО эта схема уже, очевидно, не работает, но под давлением лоббистов антипиратский закон в первую очередь «защитил» киношников.

Противодействие отрасли антипиратскому закону: вместе или по-отдельности?

Вчера в корпоративном блоге компании Яндекс были опубликованы ее «предложения по изменению закона «о произвольной блокировки сайтов»»:

1. Необходимо исключить из текста закона информационных посредников, которые предоставляют возможность «доступа к материалу» и «размещения информации, необходимой для его получения». Это та самая расплывчатая формулировка. Можно посчитать, что предоставить возможность доступа к материалу — это, в том числе, дать ссылку на этот материал. Ведь если вы даете ссылку на какую-то страницу, можно посчитать, что вы предоставляете возможность доступа к ней и ко всему, что на ней находится. А раз так, то вы и есть «информационный посредник».
2. Блокировка ресурсов — это чрезмерная и необоснованная мера. Если её и можно применять, то только в крайних случаях в качестве исключительной меры, и только когда она не затрагивает добросовестные ресурсы.
3. В требование правообладателя удалить тот или иной контент необходимо включить полный адрес страницы сайта, где этот контент расположен. Сейчас описание процедуры допускает указание только IP-адреса сайта, что не позволит принять меры даже добросовестному посреднику.
4. Нельзя законодательно требовать от интернет-площадок предварительной модерации контента. Речь идет об огромном объёме информации, и на сегодняшний день нет технологий, позволяющих гарантированно не допустить размещение того или иного контента.
5. Закон должен предусматривать взаимодействие правообладателя и информационного посредника. Сейчас контент необходимо удалить по одному заявлению правообладателя, никто не разбирается, правомочно он размещён или нет. И даже если установлено, что заявление правообладателя было ложным, информационный посредник лишен возможности разблокировать страницу или контент. В законе просто нет соответствующей процедуры.
6. Недопустимо вводить административную ответственность за невыполнение посредником мер по блокировке контента. Это полностью нарушает баланс интересов правообладателей и информационных посредников. Спор между посредником и правообладателем должен решаться в суде.
А в случае принятия административной ответственности необходимо также установить ответственность для правообладателей за ложное уведомление и за злоупотребление правом — например, когда правообладатель требует удалить материалы, часть из которых загружена им самим или с его согласия.

Насколько я понимаю, это мало чем отличается от предложений РАЭК, которая вроде бы пытается сейчас выступать своеобразным легитимным посредником между отраслью и властью.

Соответственно возникает вопрос — что же лучше, доносить до государства консолидированное мнение через одного авторитетного представителя или создавать максимум информационного шума всем миром?

Для меня ответ не очевиден…

В Рунете заработал антипиратский закон. РАЭК запускает ресурс для мониторинга его действия

Сегодня в России заработал так называемый антипиратский закон для Рунета.
Главные проблемы с ним связанные заключаются в том, что, как выяснилось, в Госдуме изначально обсуждался один законопроект, а принят был в итоге совершенно другой, да еще и ни одна из редакций не учитывает успешного мирового опыта правоприменения в данной сфере.

Об этом более подробно будет в редакционном материале, который скоро должен выйти.

Сейчас же хотелось отметит другой факт.
Как вчера и говорил на пресс-конференции осведомленный Руслан Гаттаров, сегодня РАЭК осуществила запуск Интернет-ресурса для общественного контроля над новым законом и мониторинга практики его правоприменения.

Название ресурса: RuTakeDown. Его сетевой адрес соответствующий: rutakedown.ru



Как сообщает РАЭК, RuTakeDown будет включать в себя три блока: информационно-просветительский с  агрегированными данными о саморегулирующих механизмах и процедурах взаимодействия различных информационных посредников с правообладателями, базу заблокированных сайтов, а также раздел пользовательских обращений, которые эксперты РАЭК будут рассматривать в оперативном порядке и направлять владельцам ресурсов в интернете, предоставивших контактные данные администрации сайта.

При этом ассоциация подчеркивает, что она по-прежнему считает, что ФЗ-187 вместе с другими законами, регулирующими деятельность Сети, создает барьеры на пути развития экономики Интернета. В текущей формулировке закон дает возможность в любой момент закрыть сайт по причине размещения сторонним пользователем ссылки на пиратский контент. В РАЭК считают, что предлагаемые Ассоциацией изменения и поправки в Закон помогут уменьшить возможные негативные последствия. Поэтому РАЭК продолжает настаивать рассмотрению предложенных отраслью поправок.

Поправки отрасли к безумному антипиратскому законопроекту отклонены

Ну что ж, как и можно было ожидать, предложенные поправки к законопроекту № 292521-6, известного под названием «Правообладатели vs Интернет», оказались никому не интересны.
Поправки эти были сформулированы экспертами РАЭК и с участием крупнейших Интернет-компаний обсуждены на днях с депутатами Госдумы, в числе которых были Железняк и Митрофанов (авторитетные ИТ-специалисты, как мы знаем).

Сам закон, похоже, должны принять сегодня вечером. Я так и не понял, когда состоится третье чтение, но вступление закона в силу намечено на 1 августа. По сообщениям лент новостей, пока он почему-то коснется только сетевого видео. Наверное чиновники все же чего-то опасаются. Но мало, будьте уверены, сейчас все равно никому не покажется.

Следим за развитием ситуации.  

РАЭК пытается бороться против закона «Правообладатели vs Интернет»

Как сообщила вчера пресс-служба РАЭК, 18 июня в Госдуме прошло заседание Экспертного совета по Интернету и электронной демократии при Комитете ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Заседание было посвящено обсуждению законопроекта № 292521-6, известного под названием «Правообладатели vs Интернет».

В заседании приняли участие представители Госдумы: Железняк С. В., Пинский В. В., Митрофанов А. В., Шлегель Р. А., члены комиссий РАЭК (по правовым вопросам и хостинг-провайдеров и регистраторов), представители интернет-отрасли: Mail.ru Group, Яндекс, Google Russia, RU-CENTER, Hosting Community, FAITID, Microsoft, а также представители телеком-сегмента (МТС, Билайн).

Подробности заседания по существу в пресс-релизе опущены. Обсудили, изложили, подчеркнули… чего нам всем ждать, совершенно не понятно.

То, что РАЭК продолжает активную борьбу за разумные отношения в Сети — это, безусловно, отрадно и достойно уважения.
То, что «коллеги из Госдумы» делают вид, что слушают отрасль, способно вселить надежду лишь в самых законченных оптимистов. Не на этом уровне в нашей стране принимаются серьезные решения.

Второе чтение законопроекта предварительно намечено на 21 июня.
Возможно хоть что-то прояснится.

РАЭК разносит новый интернет-законопроект и собирается написать собственный

Несколько часов назад РАЭК разослала информационное сообщение с конструктивной (по пунктам) критикой нового законопроекта № 292521-6 «О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», внесенного в Госдуму 6 июня 2013 года депутатами В. В. Бортко, Е. Г. Драпеко, М. П. Максаковой-Игенбергс.

Фамилии означенных господ лично мне ни о чем не говорят. Да это в общем и не важно. Отрегулировать отношения в Сети сейчас пытаются все, кому не лень, и конца-края этому не видно.

Наверное именно поэтому РАЭК заявляет, что в настоящее время Комиссия по правовым вопросам совместно с рабочей группой РАЭК/телеком готовят альтернативный законопроект, который защищает интересы правообладателей и не ущемляет интересы пользователей Интернета и информационных посредников.

«Лучший способ не иметь Дракона — иметь своего собственного» (с)

Когда культура в Интернете — зло

Речь, разумеется, о Министерстве культуры с ее законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушений авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»».

Сегодня РАЭК выпустила пресс-релиз, в котором обозначила свою официальную позицию и, разумеется, разнесла законопроект в пух и прах.

Ассоциация разбирает законопроект по пунктам.
Подробно со всем этим можно ознакомиться на ее сайте.

Процитирую лишь основной вывод:

«Эксперты РАЭК высказывают уверенность, что принятие законопроекта повлечет за собой массовый отток российских владельцев сайтов в иностранную юрисдикцию, финансовые потери и широкомасштабные нарушения прав законопослушных российских физических и юридических лиц — хостинг-провайдеров, операторов связи и владельцев сайтов.
РАЭК будет настаивать на учете в законотворческих инициативах подобного рода — предложений, сформированных Отраслью на площадке Ассоциации, направленных ранее в органы госвласти.»

С Министерством культуры в общем все понятно. Интернет вообще сейчас хотят отрегулировать все, кому не лень.

Более интересно наблюдать за тем, как РАЭК пытается сохранить независимость Интернета от власти, стараясь всеми силами с этой самой властью не поссориться, чтобы не утратить свою легитимность представителя отрасли.

Пока это у РАЭК худо-бедно получается.
Хватит ли сил и дипломатии на долго — вот в чем вопрос.  

Регулирование Интернета в мире. Занятное сопоставление стран

Вчера РАЭК опубликовал результаты своего исследования международных тенденций регулирования и саморегулирования Интернета в различных странах мира.
Выводы выглядят весьма обобщенно, но возможно прессе разослали какой-то усеченный вариант.

Лично мое внимание привлекло деление стран на группы, в зависимости от принятой в них модели регулирования.
В данном плане, как и ожидалось, меньше всего свобод в Иране и Китае. Несколько больше в Саудовской Аравии, ОАЭ, Йемене, Бирме, Вьетнаме, Пакистане, Омане, Узбекистане, Сирии, Тунисе, Бахрейне и весьма неожиданно в Южной Корее. Может ее просто с Северной перепутали?
Далее идет группа стран, де фильтры блокируют небольшое количество специфических сайтов в единственной категории или всего нескольких категориях — Азербайджан, Казахстан, Таджикистан), Индия, Сингапур, Германия, Франция. Австралия, Малайзия и, кстати, Белоруссия. (Не по соседству с Ираном и Китаем, заметим.)

Отсутствие каких бы то ни было режимов фильтрации на государственном уровне или на уровне провайдера, поощрение саморегуляции на уровне конечного пользователя — отмечено в США, Великобритании, Дании, Финляндии и, вы будете смеяться, в Венесуэле(!)

Ну а для России специалисты РАЭК придумали специальную категорию.
У нас применяются «гибкие тактические механизмы фильтрации» -- существует набор заготовленных планов обеспечения информационной безопасности, включающих шаблоны  фильтрации, которые активируются исходя из конкретной военной и политической обстановки. Профили могут быстро модифицироваться и настраиваться на конкретный контент.

Кстати, данная категория находится как бы всего в одном шаге от группы стрн с полной свободой.

РАЭК хочет сказать, что у нас все не так плохо?
Ну, спасибо.

РАЭК представила список пробелов в законодательстве, имеющих отношение к Интернету

Недавняя информация о том, что чиновники чиновники и представители отрасли начинают совместную работу над так называемой Концепцией регулирования правоотношений в Интернете сегодня подтвердилась конкретными действиями РАЭК.
Ассоциация подготовила первоначальные предложения отрасли по заполнению «пробелов» и проблемных мест в существующем законодательстве.

На сайте РАЭК в виде сводной таблицы сформулирована суть проблем и суть предлагаемых действий по их устранению.

Тем, кто действительно интересуется вопросом, лучше изучить таблицу полностью.
Остальным могу сказать, что на мой взгляд наиболее актуальным является разбор узких мест так называемого черного списка сайтов, который формирует Роскомнадзор (1 пункт).

Главной проблемой списка (о чем много говорили на недавнем форуме безопасного Интернета) является блокировка ресурсов по IP, из-за чего под раздачу могут попадать ни в чем не повинные сайты, сидящие на одном IP с нарушителем.
Есть и другие.

Кстати, как стало понятно из рассылки-приглашения Фонда информационной демократии (имени Ильи Массуха), первое обсуждение вышеупомянутой концепции (очевидно с учетом указанных РАЭК пробелов в законодательстве) состоится 27 февраля.  

Бизнес в Рунете впервые экспертно посчитали

Пару часов назад в РИА Новостях РАЭК и Высшая школа экономики представили результаты своего первого совместного исследования «Экономика Рунета 2011—2012».

В сухом остатке они выглядят следующим образом.



В целом же доклады основных спикеров сводились к тому, что считать было очень сложно (бизнес все еще никому не верит и точных оборотов не раскрывает), но исследователи так или иначе справились, и результат всех порадовал.

Бизнес в Рунете растет (новость, да?). Темпы роста — в среднем 30 % в год.

Присутствовавшая на пресс-конференции представительница международного Google к этому добавила, что по их данным Россия сейчас в данном вопросе находится на 35 из 46 мест (охват статистики не уточнялся) и обходит по темпам роста Индию и Китай.

Соображения РАЭК в отношении регулирования Интернета

Наконец нашлось время изучить текст закона «Об основах регулирования Интернета», который был разработан силами Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и принят на Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ на 36 пленарном заседании, состоявшемся 16 мая 2011 года.

Лично у меня текст документа вызвал несколько противоречивые (хоть и не слишком сильные) чувства.

С одной стороны с юридической точки зрения цена любому модельному (носящему сугубо рекомендательный характер) закону — три копейки.
(Да и авторитет упомянутой ассамблеи — вопрос открытый.)

С другой стороны по общим правилам игры такая организация как РАЭК без подобного документа существовать не должна.

Отрадно отмечать, что, судя по тексту, РАЭК настроена весьма демократично.
Карательные аспекты регулирования напрямую затронуты всего в одной из 13 глав.

«Статья 13. Противодействие использованию Интернета в противоправных целях
Государство принимает законодательные и иные меры в целях противодействия использованию Интернета в противоправных целях. В указанных целях государство устанавливает обязанность операторов услуг Интернета хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее 12 месяцев и предоставлять данные сведения по запросу судебных и (или) правоохранительных органов.»

Нетрудно заметить, что право использовать какие-либо репрессивные действия РАЭК полностью оставляет (попробовала бы не оставить) за государством, и со своими юридически бесполезными советами не лезет.

Наверное это хорошо.

Хотя возможно Ассоциации стоило все же дать какие-то рекомендации, чтобы общественности по крайней мере была ясна ее позиция…

Честно говоря, пока я затрудняюсь с ответом.