48% государственных служащих обладают продвинутым уровнем цифровой грамотности, 49% — базовым, 3% — начальным. Ряд важных цифровых компетенций у госслужащих развит недостаточно: это касается настройки программного обеспечения и защиты персональных данных, что ведет к риску потери информации. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного по методике DigComp на портале «Цифровой гражданин».

Индекс цифровой грамотности госслужащих, прошедших тестирование на портале, составляет в среднем 73 п.п. из 100, что соответствует продвинутому уровню цифровых компетенций.

Цифровые компетенции госслужащих-мужчин выше, чем женщин (индекс составляет 76 и 72 п.п. соответственно). «Грамотнее» других в цифровом отношении сотрудники госучреждений в возрасте 26-35 лет, а также проживающие в Москве и Санкт-Петербурге (75 п.п. против 73 п.п. в среднем по стране).

Уровень цифровой грамотности госслужащих различается в зависимости от занимаемой должности: у руководителей высшего звена либо руководителей подразделений он равен 75 п.п., у квалифицированных специалистов — 73 п.п., у технического персонала — 71 п.п.

Наиболее уверенно госслужащие справляются с поиском информации в интернете и оценкой достоверности сообщений в сети (значение подиндекса «Информационная грамотность» составляет 77 п.п.). Также опрошенные госслужащие имеют развитые навыки использования для коммуникации мобильных устройств (смартфоны, планшеты).

Недостаточный уровень знаний и навыков госслужащие демонстрируют в области создания и редактирования цифрового контента (документов, текстовых и графических файлов). Также не хватает компетенций по настройке программ и обеспечения должного уровня безопасности работы в цифровой среде.

«Результаты исследования показали, что у госслужащих часто не хватает компетенций по защите своих цифровых устройств и персональных данных, — прокомментировала Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ. — Это ставит под угрозу сохранность информации государственных организаций. Таким образом, цифровые компетенции госслужащих напрямую связаны с обеспечением государственной кибербезопасности, что особенно важно на фоне растущего числа кибератак».

У 62% работников госучреждений отсутствует достаточная мотивация оценивать и углублять свои знания в сфере информационных технологий. Это может стать препятствием на пути повышения уровня цифровой грамотности: именно мотивация позволяет успешно проходить образовательные программы и усваивать нужный материал, даже если такое обучение является обязательным.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ, отметил: «Результаты тестирования еще раз подтвердили тот факт, что у тех людей, которые интересуются темой цифровой грамотности, обращают внимание на ресурсы по ее оценке, цифровые компетенции развиты, как правило, лучше. Однако руководителям госучреждений необходимо получать объективные сведения об уровне цифровых компетенций подчиненных. Платформа „Цифровой гражданин“ дает возможность комплексно оценить этот уровень для того, чтобы откорректировать корпоративные программы по цифровой грамотности, включить в образовательный курс те темы, знаний по которым недостает большинству представителей коллектива. При этом сами тестируемые сотрудники видят актуальный уровень своих цифровых компетенций и могут наблюдать за его изменениями в динамике — при повторном тестировании после корпоративных обучающих программ. Это помогает мотивировать работников на прохождение тестирования и снять психологический барьер, возникающий у людей с невысоким уровнем цифровых компетенций».