Европейская комиссия намерена повысить прозрачность рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и в апреле 2023 года ввела регламент, упрощающий доступ к патентам, которые широко используются в производстве сложной инновационной продукции. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует новые меры, основным бенефициаром которых будет малый и средний бизнес.

Интеллектуальная собственность (ИС) играет важную роль в экономике Европы. На отрасли, интенсивно использующие права на объекты ИС (IPR-intensive industries), приходится около 30% рабочих мест, почти половина совокупного объема ВВП и более 80% всего экспорта товаров и услуг ЕС. Столь активному развитию этого сектора европейская экономика обязана, в том числе, масштабным мерам, которые Еврокомиссия реализует на протяжении последних 50 лет, постоянно совершенствуя процедуры патентования и создавая все более благоприятные условия для регистрации и коммерциализации объектов ИС.

Несмотря на последовательную политику, в качестве основных игроков на патентном рынке ЕС прочно закрепились представители зарубежных стран. Их заявки в Европейское патентное ведомство (ЕПВ) составляют около 65% от общего числа (для сравнения, в Китае этот показатель оценивается в 10%, Великобритании — 38,5%, США — 55,7%). Причем патентуются в ЕПВ преимущественно крупные компании: их доля в совокупном количестве заявок превышает 70% и в последние пять лет преимущественно росла.

Одним из основных барьеров развития регионального рынка ИС Еврокомиссия считает сложность и несовершенство процедур лицензирования патентов, что приводит к завышению стоимости патентных лицензий или вовсе — к полному ограничению прав на их использование с последующими высокозатратными судебными разбирательствами.

Для стимулирования патентной активности компаний, совершенствования рынка ИС еврозоны и поддержки действующих на нем малых и средних предприятий (МСП) Еврокомиссия подготовила новый регламент управления так называемыми «стандарт-необходимыми патентами».

По данным Еврокомиссии, за последние 10 лет число СНП в мире выросло в шесть раз, достигнув 75 тыс. ед. Из них около 11 тыс. ед. (то есть почти каждый седьмой СНП) принадлежат европейским правообладателям. В то же время среди 260 всех владельцев стандарт-необходимых патентов в мире только 30 являются резидентами Евросоюза (11,5%).

Помимо сложностей, связанных с лицензированием патентов, остается ряд нерешенных вопросов и в части правоприменительной практики СНП. Например, в ЕС нет четкого перечня отраслей, в которых разрешено использование СНП, что создает неопределенность при оценке ожидаемых затрат на покупку лицензий.

Несмотря на действие принципов FRAND, предусматривающих необходимость лицензирования патентов по разумным и справедливым ценам, владельцы СНП могут по-разному определять ее фактическую стоимость (размер роялти), а также вправе передавать лицензию другим лицам. Соглашению между сторонами, как правило, предшествуют длительные и дорогостоящие переговоры. До их завершения для соискателя лицензии на СНП сохраняется риск судебного запрета на производственную деятельность. Особенно чувствительны к этому субъекты МСП, которые при ограниченных финансовых ресурсах вынуждены соглашаться на лицензию по ставкам, подчас не соответствующим принципам FRAND.

Решение описанных проблем Евросоюз видит в развитии информационно-аналитического обеспечения рынка стандарт-необходимых патентов, расширении госуслуг, предоставляемых МСП, и улучшении практики применения FRAND-принципов при лицензировании СНП.

Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза (European Union Intellectual Property Office, EUIPO) планирует вести реестр СНП, в котором их держатели должны будут в обязательном порядке регистрироваться, предоставляя подробные сведения о своих патентах и стандартах, в которых они применяются, а также вносить предложения о максимальных размерах роялти, которые они хотели бы получить в качестве вознаграждения. EUIPO будет выборочно проверять включаемые в реестр СНП на предмет существенности / ценности для тех или иных разработок в определенной отрасли.

Субъекты МСП будут получать от EUIPO финансовую и методическую поддержку, бесплатные консультации и льготный доступ к реестру СНП (в том числе к отчетам о проверке существенности нужных им СНП и полным патентным портфелям их держателей). В отличие от тарифа, установленного для крупных фирм на уровне 1 700 тыс. евро, с МСП будет взиматься плата в размере 850 евро (то есть с 50%-й скидкой) за такие услуги. Все регистрационные платежи, связанные с лицензированием СНП, они смогут осуществлять также по льготным тарифам. Еще одно направление поддержки МСП — тренинги EUIPO по ведению переговоров в рамках лицензирования СНП с использованием принципов FRAND.

Дополнительно вводится механизм внесудебного разрешения споров между правообладателями и соискателями лицензий на СНП. При посредничестве EUIPO и участии внешних экспертов стороны смогут в срок до девяти месяцев согласовать приемлемый размер роялти и порядок использования лицензий на СНП с учетом FRAND-принципов. Для администрирования новых мер поддержки и расширения практики альтернативного (внесудебного) урегулирования патентных споров Еврокомиссия создает Центр компетенций (Competence Centre EUIPO).

Кроме регулирования управления СНП, Еврокомиссия унифицирует механизм принудительного лицензирования (Compulsory Licensing) прав на объекты интеллектуальной собственности, который будет применяться в определенном перечне отраслей и сфер деятельности, утверждаемых ЕК на периоды кризисов (к таковым власти ЕС относят и текущую социально-экономическую ситуацию). Мера предполагает выдачу заинтересованным лицам лицензии на использование технологии без согласия правообладателя, который при этом получит от ЕК вознаграждение, рассчитываемое с учетом ценности технологии. Инициатива призвана ускорить согласование условий патентных сделок, объединить нормативно-правовые режимы, действовавшие ранее в этой области в разных странах ЕС, и сократить сроки выхода европейских разработчиков на рынок прорывных инноваций.

Андрей Клыпин, ведущий эксперт Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, прокомментировал: «Вопросы регулирования рынка ИС, создания льгот и преференций на нем для отдельных игроков актуальны для любого государства или макрорегиона. Пример политики ЕС в этой сфере показывает, что в условиях кризиса особую значимость приобретают меры господдержки, адресованные наиболее уязвимому сегменту бизнеса — малым и средним технологическим компаниям, которые также являются драйвером будущего экономического роста. Регуляторы создают для них максимально комфортную среду (информационную, организационную, финансовую). Описанный набор мер может быть актуален и для России. В условиях ограничений использования передовых зарубежных технологий обеспечение экономической устойчивости и технологического суверенитета (в соответствии с утвержденной Правительством РФ Концепцией технологического развития на период до 2030 г.) во многом зависит от реализации потенциала собственного рынка ИС и его ключевых игроков — крупного и среднего бизнеса, а также малых технологических компаний».