В книге, вышедшей тиражом 1000 экз., собраны уникальные данные по отечественным УВМ, которые были созданы с начала 1956 по 1987 г. в ведущих организациях различных министерств СССР. В аннотации говорится: “Идея создания данной книги родилась в результате появления в последние 10— 15 лет значительного числа фальсификаций, касающихся отечественных УВМ. В частности ведётся активная пропаганда об отсутствии у нас отечественных УВМ и копировании иностранных разработок в этой области. Данная работа показывает, что отечественные разработчики создали широкий спектр УВМ различного назначения не имевших зарубежных аналогов и часто превосходящих западные разработки в части архитектурных и программных решений”.
В книге Я. А. Хетагурова упоминаются как стационарные УВМ, так и УВМ для оснащения подвижных наземных, летающих и плавающих объектов
На мой взгляд, данная книга интересна всем, кто так или иначе причастен к разработке и/или эксплуатации УВМ. Лично мне в инженерном прошлом приходилось иметь дело с некоторыми из перечисленных в книге УВМ. Но до прочтения данной книги я даже не подозревал, что разработчиков этих машин так много.
Вот лишь некоторые из них:
• Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики (ВНИИЭМ, Москва);
• Институт точной механики и вычислительной техники АН СССР им. С. А. Лебедева (ИТМиВТ, Москва);
• Киевский Научно-исследовательский институт радиоэлектроники (КНИИРЭ)
• Ленинградское Научно-производственное объединение электроавтоматики (ЛНПОЭА)
• НИИ “Аргон”;
• НИИВК (www.niivk.ru, Москва);
• НИИ ДАР (ранее НИИ-37);
• НИИ ЭВМ (Минск);
• НИЭМ (Научно-исследовательский институт электронного машиностроения)
• НПО “Агат” (Москва);
• НПО “Хартрон” (Харьков);
• НПО “Автоматика” (Свердловск);
• ОКБ Киевского радиозавода;
• ОКБ “Электроавтоматика” (Санкт-Петербург);
• Центр микроэлектроники (Зеленоград).
А вот некоторые из упомянутых в книге заводов-изготовителей:
• Астраханский машиностроительный завод “Прогресс” (упоминается на стр. 138);
• Брестский электромеханический завод (стр. 138);
• Загорский механический завод (стр. 21);
• Морской НИИ-1 (МНИИ-1);
• Московский завод САМ им. В. Д. Калмыкова (стр. 25);
• Пензенский завод ВЭМ (стр. 24);
• ПО “Звезда” (Сергиев Посад) -- стр. 143;
• Приборостроительный завод “Равенство” (Ленинград) -- стр. 164, 203;
• Свердловский завод радиоаппаратуры (стр. 96);
• Ульяновский машиностроительный завод имени Володарского (стр. 37) ;
• Ульяновский приборостроительный завод “Комета” (стр. 148, 164, 199, 203);
• Фрунзенский завод ЭВМ (стр. 117).
Автор отмечает: “Вычислительная техника в СССР развивалась по двум практически независимым друг от друга направлениям. Наряду с созданием машин общего назначения, или универсальных машин разрабатывались специализированные управляющие вычислительные машины для систем оборонного назначения. К последним предъявлялись более высокие требования в части надежности их работы в различных условиях и достоверности выдаваемых данных. Более жесткие требования предъявлялись и к их обслуживанию в процессе эксплуатации. Эти обстоятельства сильно повлияли на конструкцию, структуру построения и технологию изготовления спецмашин".
И далее: “Слабо развитая элементная база стимулировала поиск нетрадиционных решений, которые подчас приводили к появлению спецмашин и оборонных систем, по многим показателям превосходящих существовавшие… В Советском Союзе ряд созданных специализированных ВМ не следовал всем фон-Неймановским принципам построения вычислительных машин. В этих спецВМ память для команд и память для чисел были независимы. Такое построение увеличивало производительность и исключало случайности, связанные с возможностью появления вирусов, упрощало решение задач по защите от несанкционированных действий”.
А вот ещё: “Наше общество из-за действовавшего в тот период режима секретности мало информировано о разработках в области ВТ, сделанных в те годы рамках оборонной тематики. Поэтому нам представлялось особенно важным познакомить молодое поколение с уровнем развития отечественных вычислительных машин, с их характеристиками и особенностями. Рассказать об оригинальных идеях, реализованных в отечественных УВМ, необходимо и потому, что многие достижения и технические решения типа гарвардской архитектуры (разделение шин команд и данных) применялись у нас задолго до их “открытия” на Западе… Сложность создания этой книги заключалась в практическом отсутствии официальных материалов, которые, к сожалению, по существующей практике через определённое время уничтожались”.
Упомянуты в книге и аспекты, связанные с подготовкой персонала. Ярослав Афанасьевич Хетагуров говорит: “Для создания военных ВМ, работающих в системах, нужно было подготовить кадры, способные комплексно решать проблемы их проектирования и производства. Эти люди должны были хорошо разбираться как в технических и производственных проблемах, так и в математических, связанных с алгоритмами, численными методами решения и программированием. По вопросу подготовки таких специалистов в середине 1950-х годов в США возникла дискуссия: на основе какого базового образования — технического или математического — готовить таких специалистов? Какой главный конструктор ВМ окажется более приспособленным для этой работы — с техническим или математическим образованием? Развитие военных ВМ показало, что в СССР и в США более востребованными оказались главные конструкторы с инженерным образованием. Как выяснилось, делать ВМ для военного потребления было значительно труднее, чем для гражданского. Во-первых, необходимо было обеспечивать высокую надежность их работы и удобство эксплуатации; во-вторых, надо было учитывать то, что эти машины будут функционировать в сложных климатических условиях и при больших механических нагрузках”.
Интересно отметить, что некоторые из перечисленных в книге УВМ изготавливались ещё в прошлом году. К примеру, бортовой цифровой вычислительный комплекс “Аргон-16”, использовавшийся в системах управления космических кораблей “Союз”, “Прогресс” и орбитальных станций “Салют”, “Мир”, “Алмаз”. Решением Экспертного совета при Политехническом музее г. Москвы комплекс “Аргон-16” признан памятником науки и техники первой категории. За 33 года эксплуатации не было отмечено ни одного отказа данного комплекса в составе системы управления. По объему выпуска не имеет равных среди машин космического применения.
К сказанному выше необходимо добавить, работа над данной книгой выполнена при поддержке РФФИ (грант № 10-07-00499) и во многом опирается на материалы “Виртуального компьютерного музея”, организованного в 1997 г. первым главным редактором PC Week/RE Эдуардом Пройдаковым.
Речь о другом - это был примитв по сравнению с мировым уровнем. Мы учили вчерашнему дню.
Что касается ЭВМ-промышленности. Я ее видел непосредственно в цехах. Я был не раз в ведущих институтах страны, не раз был на заводах. Такой промышелености не нужно.
Отставание нарастало с каждым годом.
Кстати, ЭВМ-промышленности нет и в США. Почти нет. Там и телевизоров уже лет 20 не производят.
Мне не стыдно ни за людей ни за страну.. Молодец Хетагшуров что напомнил об управляющих машинах Кирякова
Что до советских заводов, то заводы были разными. Киевский "Электронмаш", которому мы сдавали разработанные в ИНЭУМе машины, был достаточно современным. Проблемы же технического отставания электронной промышленности следует отнести скорее к деятельности людей, с 64 г. разваливавших страну и в 90-х годах сильно гордившимися проделанной работой. Это проблема другого порядка.