НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Луддизм в ИТ – это реально?

Андрей Колесов
14.11.2014 20:33:44

То, что одной из проблем продвижения ИТ в жизнь организаций является "сопротивление пользователей" – это, в общем-то, хорошо известно. Впрочем, ничего нового, ИТ-специфичного, тут нет – вполне нормальная реакция людей, когда на смену привычному порядку вещей приходит новый порядок. А если это связано с ломкой хорошо знакомых процессов, с необходимостью переобучения – настороженная и даже неприязненная реакция сотрудников вполне ествественна. И руководству компаний, которые начинают подобные проекты, и поставщикам-внедренцам нужно относиться к этому, как к обычному явлению, продумывать свои действия (например, по обучению), заранее планировать выделение средств на такие работы. Короче говоря, если вы отправляется в путешествие по неизведанными лесам и горам, то странно жаловаться на "неожиданно" обнаруженному там бездорожью…

Правда, тут есть и другой аспект: все эти жалобы на "сопротивление пользователей" обычно мы слышим от ИТ-поставщиков (в данном случае, в основном от внедренцев). Другую сторону редко удается услышать, а когда удается, то там частенько приводятся не менее серьезные доводы. Типа того, что "да, конечно, по асфальту автомобиль ездет лучше, чем по грунтовке, но если автомобиль не может завестись, то тут дорога вообще не причем".

Сегодня в "Известиях" прочитал весьма увлекательную историю как раз по этому поводу - с внедрением системы, в которой ИТ играют весьма значительную роль.

Оказывается, во Внуково в 2009 году было начато создание нового Московского центра управления полетами госкорпорации по организации воздушного движения, который должен обеспечивать полеты 14 гражданских и 21 военных аэропортов в центральной части России (кстати, интересно: оказывается у нас военных аэропортов больше, чем гражданских). Он должен был быть введен в строй в 2011, потом начались переносы. Последний срок ввода в эсплуатацию был назначен на декабрь 2014, а в августе начались приемные испытания системы, созданной концерном "Алмаз-Антей" (стоимость всего проекта оценивается в 2.4 млрд. руб., но сколько из них приходится на собственно систему с оборудованием – не очень понятно).

В общем, система испытания не прошла, дата запуска в эксплуатацию в очередной раз перенесена – еще на год. Газета пишет, что в Акте приемной комиссии приведены 87 замечаний и 104 рекомендация, там же говориться, что по 22 пунктам система вообще не соответствует ТЗ. В статье приводятся любопытные примеры работы система, типа самолет летит на север, а на экране видно, что он движется на юг…

Не могу сказать, что ситуация нормальная, но все же, что называется, житейская. Ну, не работает, бывает…

Но в данном случае интересно другое: авторы разработки обвинили в провале своей системы пользователей – авиадиспетчеров, которые, по версии разработчиков, проводили неверное, слишком жесткое тестирование. "Плохие тесты" заключались, в частности, в том, что диспетчеры моделировали режимы с повышенным число обращений к компьютерам.

Причем эти действия вели даже не просто к зависанию систем или запаздыванию отображения информации, а к "порче оборудования" (хотя я вполне допускаю, что автор статьи несколько по-своему понял проблему с неисправностью системы).

То есть, если верить разработчиками "Алмаз-Антей" (а почему мы не можем им верить, мы же верим ИТ-внедренцам, которые жалуются на ИТ-пользователей), то речь идет уже не просто о неком пассивном сопротивлении пользователей, а о действиях в стиле луддитов, которые в Англии 200 лет назад ломали машины (кто забыл, что такое луддизм – посмотрите вот тут).

Правда, в этой аналогии есть одна заметная несостыковка. Мотивы луддитов были вполне понятны: они считали, что машины лишают их работы. А в чем мотивы авиадиспетчеров в деятельности по "порче оборудования", как-то не очень понятны.

Комментариев: 45

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

15.11.2014 11:01:21

Я на стороне диспетчеров. Им работать с эти комплексом и отвечать за результаты использования принимаемой системы, независимо от того, как работает принимаемая система. Если разработчики написали слишком мягкие тесты по работе системы, то потенциальные пользователи имеют право провести дополнительные тесты. Это очень хорошо, что ошибки выявились сейчас, а не после ввода системы в постоянную эксплуатацию.
Поэтому обвинять в луддизме не очень корректно.

15.11.2014 13:51:05

А кто их обвиняет? Их обвиняют в этом РАЗРАБОТЧИКИ, которые должны были сдать систему еще три года назад, но не смогли этого сделать и сейчас. И не известно, смогут ли сделать это через год!
Разумеется, правы диспетчера, даже странно сомневаться в этом.

Вопрос на самом деле в другом (о чем "Известия" не написали) - какие штрафные санкции за провал работы наложены на "Алмаз-Антей"? Кто отвечает за очередной срыв проекта?

И есть еще тема по поводу "импортозамещения" - не дешевле ли и надежнее было приобрести импортную систему?
Потому что то, что мы сильно отстаем в авиационных делах (в том числе в управлении полетами), я почти не сомневаюсь. ЧТобы понять это нужно просто сравнить объемы авиапотоки и их плотность у нас и у них. Я официальной статистики не знаю, но просто анализ размеров и числа аэропортов говорит о том, что у нас параметры авиаперевозки, как минимум, в разы меньше (а с США - в десятки).

18.11.2014 11:44:18

Если Вам интересно, то переносились сроки по инициативе именно Заказчика - проект, который центра был сделан с таким количеством ошибок, строителям приходилось даже останавливать стройку! Заключение госэкспертизы (сделанное уже Алмазом) было получено только в 2013 году. Хотя о том, что проект неправильный писалось заказчику сразу после заключения договора (в 2009г) .... А реальную систему разработчики смогли развернуть (более чем на 300 рабочих мест) только в 2012........ А по поводу импортной системы.....так ее во Внуково развернули (несмотря на запрет)....В итоге - сами знаете что случилось..... А самолетов меньше летает, так это Вы на цены посмотрите и сравните с реальным уровнем дохода населения. Для справки сборы за аэронавигационную поддержку (куда входит в том числе амортизация и подобных систем) составляет примерно 5% в стоимости билета!!!
Импортные системы стоят на порядок дороже. А их поддержание........это вообще сопоставимо с торговлей оружием, т.к. если система стоит уже, то деваться авиационным властям уже некуда. Не останавливать же воздушное движение!
Да и про закладки, наверное , Вам рассказывать не стоит.... Для справки: воздух у нас один. И для гражданских, и для ВВС, и для ПВО, и для полетов литерных....

18.11.2014 12:04:59

А что случилось во Внуково? При чем тут "импортная система"?

Что же касается числа полетов и уровня жизни, то тут нет ясной прямой связи. Вполне возможно, что как раз уровень жизни зависит от числа полетов.

18.11.2014 12:28:32

во Внуково поставили иностранный локатор и иностранную систему обработки... Она дает много ложных сигналов по краю ВПП.. А дорабатывать иностранцы не стали. Бросили. В итоге - будем ставить памятник французскому переговорщику...
Посмотрите сколько стоит билет Гамбург-Мюнхен (не на наших сайтах, а на немецких ) и сравните с ценой Москва - СПб. Да! И средний уровень заработной платы в РФ и ФРГ немного отличается......

18.11.2014 11:29:46

Разрешите немного Вас поправить - тесты ( методики ) были написаны не разработчиками, а специализированным научным (единственным в стране) институтом, который подчиняется Минтрансу...

18.11.2014 11:33:39

Без участия диспетчеров (потенциальных пользователей) ?

18.11.2014 11:52:17

они согласовали эти методики. Официально. И насколько я знаю, речь шла не о ВСЕХ диспетчерах. А буквально о 5-7 .....

18.11.2014 11:59:29

Понятно, начальство подписало, а сами диспетчера первый раз увидели и систему, и интерфейсы, и тесты.
Если бы диспетчера принимали участие в разработке системы и предварительно поработали с приложениями, то ляпов с направлением движения самолета не было (перепутали с ветром - ветер откуда. а самолет - куда).

18.11.2014 12:30:07

не начальство, а именно Диспетчера. Не все 700 человек , а старшие их! И кто Вам рассказал этот случай с самолетом и ветром????
а 5-7....я имел ввиду тех, кто портил

18.11.2014 14:15:46

В ряде случаев, по словам специалиста, информация о взлетающих самолетах приходила на экраны с существенной задержкой, когда лайнеры были уже не в 200 м от земли, а в 1,4 тыс. м, что могло привести к столкновению воздушных судов. Кроме того, были отмечены и другие сбои, в результате которых самолеты, летящие на юг, на локаторе диспетчера отображались как летящие на север. Метеосводка об опасных погодных явлениях приходила к диспетчерам с 20-минутным опозданием, в результате чего специалисты ОРВД не могли предупредить экипажи лайнеров об изменениях погоды по курсу движения.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/579312#ixzz3JPxY6Vsn

18.11.2014 14:38:57

Действительно, некоторые самолеты начинали отображаться не на земле а на высоте метров 600-800. Но дело было не в системе, а в локаторе, вернее в обработке локатора. Кстати, это исправили моментально (насколько мне известно). А подача метеосводки - это вообще ответственность другой организации....хотя такое замечание было, но относилось оно не к системе, а структурному подразделению Росгидромета..... А про разноправленность (север-юг) - это или чья то шутка, либо ляпнули просто так......

18.11.2014 14:54:45

> Действительно, некоторые самолеты начинали отображаться не на земле а на высоте метров 600-800. Но дело было не в системе, а в локаторе, вернее в обработке локатора. Кстати, это исправили моментально (насколько мне известно).

А что до приемки этого не проверяли?

> А подача метеосводки - это вообще ответственность другой организации....хотя такое замечание было, но относилось оно не к системе, а структурному подразделению Росгидромета.....

Я думаю, что штормовое оповещение было дано вовремя, а вот средства доставки его диспетчеру по-прежнему из прошлого века. В современной системе необходимо было предусмотреть автоматическую доставку таких сообщений из БД измерений.

18.11.2014 15:24:06

Проверяли. Но на испытаниях подключили по другому типу связи, в котором обработка локатора другая. Вот и всё. А причину этого можете посмотреть в самом низу.......
Про прошлый век.... Вы являетесь специалистом или просто собираете слухи? если первое - готов с Вами говорить, но уже на профессиональном уровне, если второе - обращу только Ваше внимание, что средства доставки данных и АС ОрВД......это две большие разницы!

18.11.2014 16:04:28

Я работаю в Росгидромете и знаю как готовятся и как передаются штормовые предупреждения сейчас. Мы создали систему интеграции разнородных и распределенных данных. Да, здесь не нужна надежность 99.999, но мы хотели бы выйти на такое значение за счет автоматического восстановления после сбоев и прогнозирования обстановки. Одним из вариантов использования системы (пока в разработке) является автоматическое выявление превышения пороговых значений и доведение штормовых оповещений до конкретных лиц. А должно быть доведение не просто цифр, а и возможных последствий. а также рекомендаций для принятия решений на различных объектах.

18.11.2014 16:41:03

Извините, но в штате Росгидромета человека с такой фамилией нет

18.11.2014 16:45:59

Гидрометцентр России, ВНИИГМИ-МЦД, ААНИИ и др. это все Росгидромет. Наберите в Яндексе мою ФИО и получите ответ

18.11.2014 18:01:31

Задайте вопрос своим коллегам в Авиаметтелекоме, к которым и относится данное замечание и входит оно в "замечания к внешним системам и взаимодействующим комплексам" ......а не разработчику системы

18.11.2014 19:04:49

Вам бы тоже надо представить свои ФИО. В блогах на PCWEEK не принято скрываться за пустым аватаром.

18.11.2014 16:41:06

smile:?:

19.11.2014 07:45:20

Иванов

15.11.2014 14:05:42

Работающий в банковской сфере знакомый как-то сказал мне парадоксальную, на первый взгляд вещь. Тормоза прогресса — вовсе не пользователи, а разработчики и админы. Первым лень писать, вторым лень что-то менять.

15.11.2014 16:05:02

Я давно точно знаю, кто виноват во всех проблемах - не я smile:-)
Для ИТ-админа - пользователя, для пользователя - ИТ-админ. Для руководства - подчиненные, для сотрудников - начальники
И т..д smile:-)

15.11.2014 17:50:26

Полагаю, речь об этом - irbis_sar.livejournal.com/632.html

(Перегрузки возникают из-за избыточной концентрации авиаперевозок на московском авиаузле.)

16.11.2014 09:21:15

Как я понимаю, наличие пиковых нагрузок - это обычное явление для любой системы массового обслуживания. Если разработчики не знали этого, то это означает, что им нужно отправлять учиться в вуз, а не заниматься создание ответственных систем, напрямую связанных с жизнбю многих людей.

16.11.2014 10:51:57

Ситуация гораздо хуже. В летний период работа идет в "запиковой" зоне - не является чем-то из ряда вон выходящим, это "обычная работа".

Прямая речь авиадиспетчеров:

http://fluglotse.livejournal.com/3676.html - "Рабатодатель загнал Нас в положение,при котором безопасность полетов (а именно Ваша безопасность в небе) висит практически на волоске"

disp-dme.livejournal.com/93327.html - "Завтра будет какое то собрание, на котором обещали поднять этот вопрос, с весомым аргументом, что вчера пришлось Домодедово закрыть минут на 10-15 на вылет полностью, потому что обходить могли только через зону Раменского.."

("Раменское" - это зона, в которой тренируются военные)



16.11.2014 11:09:25

Я все это себе хорошо представляю.
Хотя доверять мнению самих авиадиспетчеров я бы тоже не стал на 100% (любой работник недоволен условиями своего труда, я - в том числе). Тут нужны объективные оценки независимых экспертов.

16.11.2014 11:12:36

"Тут нужны объективные оценки независимых экспертов."

в силу режимности - независимых экспертов просто нет

никто не пустит простого человека (даже если он Эксперт) в диспетчерскую

16.11.2014 12:21:13

Мне кажется, что в мире должны уже быть выработаны стандарты, требования и критерии.
Должна быть некоторая служба аудита (наверняка, даже на международном уровне), которая должна следить за соблюдением эти стандартов и требований.

17.11.2014 06:32:26

может здесь откатинг, нет ? и прогеры работают как платят?

вчера на сайте РЖД билет покупал, это кошмар какой то. ищут вроде бы прогеров в РЖД-подрядчика за 70к - думаете туда профи пойдут?

17.11.2014 06:54:50

За такую сумму можно найти профи, если искать его в некотором отдалении от Москвы, Питера, Ёбурга и ряда других столичных городов.

17.11.2014 07:27:45

одного может быть, а коллектив? - что то мне подсказывает что вероятность такого события близка к 0

из разряда:
- у нас сантехники 15 получают всего
- ну предложите сантехникам в два раза больше, пусть прогают smile:-)

17.11.2014 07:42:10

В моём провинциальном городе, не смотря на наличие крупнейшего в России металлургического комбината, и 30 тысяч приличная зарплата для прогера. А за 50-70 можно найти хороших программистов. Правда провинциального разлива smile:)

17.11.2014 07:58:53

конеш , у нас "на районе" тож можно ноут там починить, телефона, картридж заправить

вы программист?

17.11.2014 08:44:00

Цитата
вы программист?

Да, программист. 1Сник. А что вы имеете в виду?

17.11.2014 09:22:53

просто если оценивать, надо знать что оценивать
а бывают люди оценивают совсем по другим критериям и как правило вообще не понимают что оценивают

я своим друзьям не говорю, что я программист, говорю разработчик - а то запарился уже объяснять что ноуты не чиню, на заказ винду не ставлю и касперский не продляю

как думаете почему, например, прогерам, которые занимаются торговыми реал-тайм системами и пр. платят от 200 и выше?

17.11.2014 09:58:01

Вы меряете по верхней планке. А на любом проекте есть разные работы. На пару "зубров" с зарплатой 200К и выше, реализующих транзакционную часть, будет два десятка человек пишущих интерфейсную часть, мониторинг, отчетинг и всё прочее. Зарплаты в пять раз ниже, объёмы выдаваемого "на гора" кода в сотни раз больше. Требования к скорости, надёжности, безглючности практически не регламентированы.

17.11.2014 11:49:21

"Извиняюсь, не было времени ответить кратко ..." (С)...


>>Требования к скорости, надёжности, безглючности практически не регламентированы.
вот с этого и надо начинать проекты, иначе получается то, что есть: самолёты падают, билеты купить нельзя

шапками закидать можно конечно, главное свалить пока головы сносить не начнут с которых шапки брали

а весь этот код на гора который решает сиюминутные задачи, потом просто переписывается - вам как программисту 1С это должно быть известно очень хорошо

российская бизнес-модель просто такая - откатинг, лепинг, свалинг

17.11.2014 13:28:37

Вы всё правильно говорите. Однако все перегибы, приписки и отката не отменяют того факта, что каждому проекту и заказчику своё место на треугольнике "Быстро - Дешево - Качественно". Требования будут разными к системе РЖД про продаже билетов на поезд и системе ИП Васечкин по продаже билетов в цирк через торговых представителей с "мобильной торговлей" на смартфонах. Не смотря на то, что, по формальным признакам, эти две системы аналогичны.

Цитата
российская бизнес-модель просто такая - откатинг, лепинг, свалинг

Этой бизнес-модели хватает и в остальном мире. Россия тут ничего нового не придумала.
Цитата
В Китае приговорили к расстрелу экс-главу железных дорог
Лю Чжицзюнь проработал на посту министра путей сообщения восемь лет, но погорел на контрактах по строительству высокоскоростной железной дороги....

17.11.2014 08:59:42

Никакие программисты нашим РЖД не помогут.
Посмотрите, в том числе заверщающий комментарий в конце; http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm/7052.php

18.11.2014 11:51:22

Хотелось пояснить причину нестыковки. Сейчас работает старая система, в ней нет целого ряда современных функций, которые упрощают работу диспетчера. Вследствие этого, диспетчера - уникальны, неприкасаемы и постоянно судятся с работодателем (угадайте из-за чего smile:D ). Кроме того, каждый год они сами что-то в этой системе доделывают, списывая на это хорошие деньги.
Да! И еще! Посмотрите, кто захочет воспользоваться данной ситуацией (побудьте немного древним китайцем)! И чьего производства система вскоре встанет на диспетчерской вышке в самом Внуково!!! И тогда все нестыковки станут стыковками smile:D

18.11.2014 11:59:34

Я отлично понимаю, что тут все непросто. И что у авиадиспетчеров есть свои интересы, которые во многом расходятся с общественными. То, что тут существенная составляющая "луддизма" в этом проекте есть (как и в любом другом).

А чья система встанет на вышки? Газпрома? Или фирмы, которой руководит близкий родственник начальника-заказчика?

18.11.2014 12:38:46

Может быть даже угадаете республику РФ из которой будет поставщик?)))))))

18.11.2014 12:45:22

Нет, в угадайку играть не буду. Вариантов может быть много...
Знаете - говорить ответ!

18.11.2014 12:46:30

Дагестан

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии