НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Идеи и практики автоматизации:

Блог

ИТ-систему на полностью российском Hard & Soft можно сделать. Но сколько это стоит?

На прошедшем вчера "Фестивале ИТ-импортозамещение" (вот вчерашний пост с места событий и исходная программа мероприятиях) заместитель директора "НИИ Восход" Андрей Бугаенко привел пример государственной ИТ-системы, полностью реализованной на отечественных ИТ.

Речь идет о реализованном "Восходом" проекте "Мир" (кажется, такое название) – системе управления пограничного контроля заграничными биопаспортами (при прохождении пограничного контроля), которая включается 130 серверов, выполненных на базе архитектуры микропроцессоров "Эльбрус". Больше никаких данных об этой системе г-н Бугаенко не привел, лишь сказав, что все остальное "железо" и ПО – тоже российское. По его мнению, данный проект наглядно показывает возможность реализации "полностью российской ИТ-системы", причем в надежной и безопасной реализации.
[spoiler]
К сожалению, формат мероприятия был построен так, что обсудить услышанное в режиме диалога было фактически невозможно, при том, что вопросов лично у меня было много.

Тем не менее, мне удалось спросить: "Что можно сказать об "экономике" этого (и других представленных на пленарной части)? Какова его экономическая эффективность? Может, используя другие варианты решения можно было бы сделать все это же дешевле и проще?"

Ответа я не получил. Точнее, ответы были, но не конкретные, уклончивые, с акцентом на то, что "главное – безопасность", хотя потом все же стало ясно, что изначальным требованием была "российскость", то есть у исполнителей просто не было выбора.

В этой связи я там же (говоря уже сам с собою) подумал вот о таком примере.

Насколько я знаю, президент России летает уже много лет на самолетах ИЛ-96, в специальном президентском авиаотряде есть несколько таких машин.

Уже сам этот пример говорит о том, что использовать отечественные самолеты можно. Более того – при решении весьма ответственных задач.

Но вот вопрос: почему же на этих самолетах летает только президент страны? Почему российские авиакомпании (а их очень много!) используют совсем другие машины, других производителей?

Тут хотелось бы напомнить, что ИЛ-96 – это первый российский дальний лайнер (впрочем, был еще раньше другой – Ту-114, построенный на базе бомбардировщика Ту-95, но это было очень давно). Он появился в деле во второй половине 90-х, благодаря ему Аэрофлот смог тогда организовать беспосадочные перелеты из России в Америку, до этого летали с промежуточными посадками – в Шенноне (Ирландия), в Анкоридже (Аляска) и где-то в Канаде.
Но очень быстро эти самолеты были заменены на "импортные".

По жизни мне приходится довольном много летать, в том числе далеко, но удалось пролететь на ИЛ-96 только один раз, в 2014 году в Китай (насколько я знаю, у полетов в США у этого самолета есть проблемы по нормам "шума"). Согласно Вики, сейчас ИЛ-96 используется в спецлетотряде "Россия", а всего их было построено менее 30 штук.

И вот получается ситуация: вроде бы и летать могут, и безопасные, и, наверное, надежные. Но летает на них только президент?

Пока создается впечатление, что и с "полностью российскими ИТ-системами" примерно такая же ситуация…

А еще я хотел (не удалось) задать вопрос Андрею Бугаенко: на каком автомобиле (какого производителя) он приехал на эту конференцию?

Колесов Андрей
Да, никогда они не появятся в свободной продаже. Этой бадяге с "жльбрусами" - уже двадцать лет. А мы все их обсуждаем, как будто это родившийся вчера стартап.
Игорь Антоненко
Из чего сделан вывод, что он неэффективный? Может быть другая причина, по которой он не используется на коммерческих авиалиниях.

Самолет должен кто-то и где-то обслуживать по пути следования, в аэропортах, где бы он ни приземлился. Это целая инфраструктура, которая создается годами и стоит очень больших денег. Это оборудование, это наличие запчастей в местах обслуживания и соответствующая логистика, это непрерывное обучение технического наземного персонала по всему миру... Если у ИЛ-96 такая инфраструктура отсутствует, то использоваться на коммерческих линиях он не будет, даже если он суперэкономичный. Ни одной авиакомпании не по силам создать такую инфраструктуру, поэтому они покупают боинги и эйрбасы.

Поэтому при создании SSJ-100 одна из причин, почему связались с французами - чтобы заполучить инфраструктуру поддержки. Без нее коммерческий самолет не получится.
Колесов Андрей
А все, что вы перечислили и входит в понятие экономической эффективности - техническое обслуживание, персонал,  и пр.
Что касается самого самолета, то все становится понятным, если вы посчитаете число двигателей - их четыре. А у его аналогов - по два.
Движки слабые, прожорливые. Известная проблема нашего авиапрома.