Речь идет о реализованном "Восходом" проекте "Мир" (кажется, такое название) – системе управления пограничного контроля заграничными биопаспортами (при прохождении пограничного контроля), которая включается 130 серверов, выполненных на базе архитектуры микропроцессоров "Эльбрус". Больше никаких данных об этой системе г-н Бугаенко не привел, лишь сказав, что все остальное "железо" и ПО – тоже российское. По его мнению, данный проект наглядно показывает возможность реализации "полностью российской ИТ-системы", причем в надежной и безопасной реализации.
[spoiler]
К сожалению, формат мероприятия был построен так, что обсудить услышанное в режиме диалога было фактически невозможно, при том, что вопросов лично у меня было много.
Тем не менее, мне удалось спросить: "Что можно сказать об "экономике" этого (и других представленных на пленарной части)? Какова его экономическая эффективность? Может, используя другие варианты решения можно было бы сделать все это же дешевле и проще?"
Ответа я не получил. Точнее, ответы были, но не конкретные, уклончивые, с акцентом на то, что "главное – безопасность", хотя потом все же стало ясно, что изначальным требованием была "российскость", то есть у исполнителей просто не было выбора.
В этой связи я там же (говоря уже сам с собою) подумал вот о таком примере.
Насколько я знаю, президент России летает уже много лет на самолетах ИЛ-96, в специальном президентском авиаотряде есть несколько таких машин.
Уже сам этот пример говорит о том, что использовать отечественные самолеты можно. Более того – при решении весьма ответственных задач.
Но вот вопрос: почему же на этих самолетах летает только президент страны? Почему российские авиакомпании (а их очень много!) используют совсем другие машины, других производителей?
Тут хотелось бы напомнить, что ИЛ-96 – это первый российский дальний лайнер (впрочем, был еще раньше другой – Ту-114, построенный на базе бомбардировщика Ту-95, но это было очень давно). Он появился в деле во второй половине 90-х, благодаря ему Аэрофлот смог тогда организовать беспосадочные перелеты из России в Америку, до этого летали с промежуточными посадками – в Шенноне (Ирландия), в Анкоридже (Аляска) и где-то в Канаде.
Но очень быстро эти самолеты были заменены на "импортные".
По жизни мне приходится довольном много летать, в том числе далеко, но удалось пролететь на ИЛ-96 только один раз, в 2014 году в Китай (насколько я знаю, у полетов в США у этого самолета есть проблемы по нормам "шума"). Согласно Вики, сейчас ИЛ-96 используется в спецлетотряде "Россия", а всего их было построено менее 30 штук.
И вот получается ситуация: вроде бы и летать могут, и безопасные, и, наверное, надежные. Но летает на них только президент?
Пока создается впечатление, что и с "полностью российскими ИТ-системами" примерно такая же ситуация…
А еще я хотел (не удалось) задать вопрос Андрею Бугаенко: на каком автомобиле (какого производителя) он приехал на эту конференцию?
Самолет должен кто-то и где-то обслуживать по пути следования, в аэропортах, где бы он ни приземлился. Это целая инфраструктура, которая создается годами и стоит очень больших денег. Это оборудование, это наличие запчастей в местах обслуживания и соответствующая логистика, это непрерывное обучение технического наземного персонала по всему миру... Если у ИЛ-96 такая инфраструктура отсутствует, то использоваться на коммерческих линиях он не будет, даже если он суперэкономичный. Ни одной авиакомпании не по силам создать такую инфраструктуру, поэтому они покупают боинги и эйрбасы.
Поэтому при создании SSJ-100 одна из причин, почему связались с французами - чтобы заполучить инфраструктуру поддержки. Без нее коммерческий самолет не получится.
Что касается самого самолета, то все становится понятным, если вы посчитаете число двигателей - их четыре. А у его аналогов - по два.
Движки слабые, прожорливые. Известная проблема нашего авиапрома.